Меню

Страхова Н.В., Харитонова Л.А. - Музеи образовательных организаций: время перемен (на примере школьных музеев Ярославской области)

Страхова Наталья Вячеславовна,

Харитонова Людмила Алексеевна

ГАУ ДПО ЯО ИРО

 

            В настоящее время музеи образовательных организаций переживают новый «музейный бум». Федеральные государственные образовательные стандарты создают условия для активного включения музея в образовательный процесс. Школьные музеи становятся востребованными. Если исходить из признаков школьного музея (наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества;наличие экспозиции; наличие необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций; существование постоянного актива; присутствие элементов социального партнёрства[5]), то, помимо традиционных направленийего работы, прослеживаются следующие современные: проведение интегрированных уроков в музеях; проектная деятельность совместно с учителями - предметниками; социально - практическая деятельность на базе школьных музеев. Развитие данных направлений достигается за счет использования информационно-образовательной среды музеев образовательных организаций, которая является «интегрированной многокомпонентной системой, компоненты которой соответствуют учебной, в не учебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения…»[3]. В теории информационно-образовательная среда школьного музея позволяет использовать разнообразные формы образовательно-воспитательной работы:экскурсии, лекции, консультации, научные чтения, конференции, заседания, беседы;клубы, студии, кружки;конкурсы, викторины, олимпиады; - вахты памяти, встречи, концерты, киносеансы, театрализованные представления, литературные гостиные; вечера, тематические и творческие вечера, музейные праздники,музейные игры, мастер-классы, музейные уроки и др. Информационно-образовательная среда школьного музея позволяет использовать различные формы, методы, технологии, на базе школьного музея можно организовать деятельность в рамках технологии развития критического мышления, проектной, проблемного обучения, игровых технологий, кейс- технологий, веб - квест и др. При контроле над процессом достижения образовательных целей учителями все чаще используются такие технологии как портфолио, технологии критериального и формирующего оценивания.

 

            При всех имеющихся условиях для активного развития, практика выявляет старые «болезни» школьных музеев. Есть множество примеров, когда музеи образовательных организаций превращаются в своеобразные «кладбища», использующиеся в представительских целях, двери которых открываются для «дорогих» гостей. Такое отношение к «школьному музею» связано с рядом причин. Во-первых, эти музеи, как правило, «дети» одного энтузиаста – организатора, когда он уходит – уходит и эпоха музея. К сожалению, в Ярославской области есть огромное количество примеров, когда великолепные школьные музеи переставали развиваться после выхода на пенсию педагогов, «замирая»,застывают на стадии хранения. Во-вторых, экспонаты таких музеев зачастую собираются хаотично, в них не формируются каталоги, они не проходят паспортизацию, не систематизируется накопленный материал, не формируются каталоги, значит учителю сложно понять, какие экспонаты есть в музее и включить их в работу как на уроке, так и во внеурочную деятельность. Да и процесс паспортизации зачастую оказывается формальным.

В Ярославской области по данным «Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения» [6] 191 школьный музей, прошедший паспортизацию.

 

По профилю в Ярославской области выделяют следующие школьные музеи:

 

- комплексные- 162 музея;

- патриотические-11 музеев;

- этнографические – 16 музеев;

- мемориальные –5 музеев (СОШ№4 г. Рыбинска – «Улица первого космонавта», МОУ Чебаковская СОШ Тутаевского МР Н.И. Головин, МОУ СОШ №32 г.

            

            Ярославля музей им. В. Терешковой, МОУ СОШ №3 г. Ростова В.И. Токарева; МОУ Вощиковская СОШ им. А.И. Королева, дом – музей братьев Королевых);

- краеведческие – 2 (МОУ СОШ №20 г. Рыбинска, «Российскому флоту быть!», «В начале жизни школу помню я»);

театральный – 1 (МОУД д/с комбинированного вида №240 музей театральной куклы «Забава» );

- эколого-биологические –2 (МОУ ДОД «Дом природы»г. Тутаев, МОУ ДОД Городская станция юных натуралистов г. Ярославль), естественно-научный-1 (МОУ ДОД Городская станция юных натуралистов «Музей хомяка»).

 

            Как правило, название этих музеев отражает их профиль: например, этнографический музей народного быта «Русская изба»,МДОУ детского сада №1 «Солнышко», военно-патриотически «Музей боевой славы» Мокеевской СШ и т.п.

 

            Многие из паспортизированных музеев работают только в дни школьных праздников. Учебное сотрудничествов рамках музея существует, организуется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, но его объем недостаточен. Школьный музей должен быть образовательно-воспитательной средой и средством формирования универсальных учебных действий, где ребенок активно участвует в работе школьного музея, ведет поисковую и исследовательскую работу, участвует в комплектовании, учете и хранении фондов, в создании экспозиций и проведении экскурсий. Исходя из положений музейной педагогики, работа в школьном музее направлена на формирование у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, уважения к прошлому, ценностно ориентирует ребенка в исторической действительности, преобразует эмоционально-оценочные знания в систему ценностных отношений. Документы,используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают эмоциональное воздействие на учеников. Школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная среда школьного музея имеет как бы несколько потенциальных уровней реализации: как межпредметные кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; как форма внеклассного дополнительного образования; как форма профессиональной ориентации учащихся.

 

            Еще одна активно развивающаяся форма школьного музея в образовательных организациях - виртуальные музеи, которые с интересом воспринимаются и учениками, и учителями. Материалы виртуального музея активно используются на уроках. В.И. Гвазава так описывает особенности виртуального музея: «физически такого музея не существует, музей расположен в сети Интернет, основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру. Посещать виртуальный музей можно в любое время, нет ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов. Музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, т. е. снимает вопрос о сохранности образцов, при этом место для сохранностилюбой информации практически не ограничено. Его задача — показать посетителю виртуального музея здесь и сейчас то,что в другом месте (реальном или виртуальном)он увидеть не сможет» [5]. В рамках виртуального музея организовываются виртуальные, компьютерные, мультимедийные выставки. Это относительно новая форма деятельности учителя и ученика. Правда, многие виртуальные музеи образовательных организаций существуют на уровне панорам [7], разделов на сайтах образовательных организаций [4].При таком подходе тоже существуют проблемы: отсутствуют каталоги, экскурсии в большей степени подменяются показом панорам, множество имеющихся экспонатов не атрибутированы.

            

         На наш взгляд, выход из данной ситуации можно найти в сетевом объединении музеев образовательных организаций на единой платформе, в рамках которой можно разработать общие подходы к включению экспонатов школьного музея в учебную деятельность. Наличие единой платформы позволит собратькаталоги музеев образовательных организаций, сформировать общие тематические каталоги, подготовить каталоги виртуальных экскурсий, общий музейный календарь. В дальнейшем эти информационные банки сможет использовать любой учитель при разработке своих уроков и внеурочных мероприятий, и ученик (при работе над учебно-исследовательскими проектами). Особенно актуальным подобное направление деятельности становитсяв контексте включения материалов регионального и локального компонента в предметное содержание.

В Ярославской области в рамках региональной площадки осуществляется интернет-проект «О чем расскажет школьный музей?», направленный на решение выявленных проблем [2].

 

В задачи проекта входит:

 

  1. Сбор материала о школьных музеях Ярославской области.
  2. Анализ тематической направленности школьных музеев с последующей их классификацией.
  3. Формирование виртуального каталога школьных музеев Ярославской области в соответствии с выявленными тематическими группами.
  4. Создание виртуального банка материалов школьных музеев.
  5. Разработка виртуальных экскурсий по школьным музеям.
  6. Подготовка методических рекомендаций по включению виртуальных экскурсий в образовательный процесс.

В настоящее время в проекте участвуют 18 образовательных организаций. На сайте ИРО (http://wiki.iro.yar.ru/index.php)завершается формирование виртуального каталога экспонатов школьных музеев Ярославской области в соответствии с выявленными тематическими группами, идет создание виртуального банка материалов школьных музеев. Также, выложены разработанные виртуальные экскурсии по школьным музеям. Также, готовятся к публикации методические рекомендации по включению этих материалов в учебный процесс.Результатом данного проекта должна стать доступная для учеников и педагогов различных образовательных организаций информационно-образовательная среда, раскрывающая региональные и локальные особенности истории и культуры Ярославской области.

 

Примечания

 

  1. Гвазава В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании//Мир русского слова. - №3. – 2014. - С. 199-102.
  2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» [Сайт]// http://wiki.iro.yar.ru/index.php/ (дата обращения 27.06.2017)
  3. Дюмина И.А. Развитие информационно-образовательной среды школьного музея|// Педагогическое образование в России. - №3.- 2013. -  С.37-40
  4. МБОУ «Лицей №2» г. Камень-на-Оби [Сайт]//http://oo1066.ucoz.ru/index/0-8 (дата обращения 27.06.2017)
  5. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003. С. 16 – 17.
  6. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Сайт]// http://turcentrrf.ru/shmrf (дата обращения 27.06.2017)
  7. Хронолайнер //https://chronolines.ru/school-museums/ (дата обращения 27.06.2017)

 


Поделиться в соц. сетях: