«Легендарный рейс» к 50-летию первого экспериментального похода д/э «Гижига»
Эта была настоящая героическая история освоения районов Крайнего Севера. Ведь все здесь делалось впервые. Многое – навсегда. История легендарного рейса «Гижиги» в этом смысле показательна. Великий коллектив единомышленников смог успешно решить не только разовую задачу продления сроков арктической навигации под определенное задание, но и развить практическое трудовое и научное достижение до масштабов явления, имевшего колоссальные результаты в ряде отраслей народного хозяйства нашей страны!
Попытаться провести такой эксперимент, было необходимо. Этого требовал растущий Норильский комбинат. Нужен был постоянный выход его продукции, руды Талнаха. Плиты никеля и меди, не должны были лежать на складах Норильска и Дудинского порта мертвым капиталом в ожидании летней навигации. Их ждали десятки заводов страны, в том числе комбинат «Североникель» на Кольском полуострове.
11 ноября «Гижига» со срочными грузами для Норильского комбината покидает Архангельский рейд.
Четыре ледокола во главе с атомоходом «Ленин» вели «Гижигу» во льдах Карского моря. В Енисейском заливе глубины не позволили атомному богатырю идти дальше. Вскоре по этой же причине остановился и «Мурманск». До самой Дудинки транспортное судно сопровождали «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин». 43-градусным морозом встречала Дудинка караван. Это было в 13 часов 30 минут 19 ноября 1970 года. От Карских ворот до столицы Таймыра – 800 ледовых миль. Они были пройдены за 100 часов. В переводе на километры скорость каравана была 14-15 километров в час. Тысячи жителей Дудинки вышли на крутой берег Енисея посмотреть на это невиданное зрелище. Митинг, оркестр, пресса. Теплые слова приветствия организаций округа, представителей Норильского комбината.
Уже 26 ноября, точно по графику, в трюмы «Гижиги» ушла последняя тонна груза. Снова митинг, обмен вымпелами, сувенирами, и в 9 утра под проводкой ледокола «Капитан Воронин» судно покинуло Дудинку. Курс на Мурманск! Они пришли туда 3 декабря, затратив на весь рейс, включая обработку судна в Дудинке - 23 дня.
Так была написана первая страница продленной навигации на труднейшей трассе планеты – Северном морском пути. Большой группе моряков вскоре были вручены правительственные награды. Бронислав Семенович Майнагашев - начальник штаба морских операций западного сектора Арктики был награжден орденом Трудового Красного Знамени (вторым по счету).
Выставка, посвященная легендарному рейсу, оформлена в Таймырском музее и работает до конца ноября.
Поделиться в соц. сетях: