Меню

Таймырский музей: история и современность (1937-2012гг.)

Корнеева О. П.

Таймырский музей: история и современность
(1937-2012гг.)

___В трудные предвоенные годы было принято решение Таймырского исполкома о создании в г. Дудинка Таймырского окружного краеведческого музея. Этому предшествовали долгие годы общения с учеными этнографами, работавшими на Таймыре в экспедициях в конце 20-х начале 30-х годов. 4 сентября 1937 года президиум Таймырского окрисполкома Красноярского края принял знаменательное, воплотившееся на практике постановление «О постановке архивного дела в Таймырском национальном округе и организации краеведческого музея в Дудинке». С момента возникновения перед музеем был поставлен комплекс задач с учетом региональной специфики. Совокупность общественных потребностей сформировала наиболее приемлемый для региона тип музея комплексного профиля.
Судьба Таймырского краеведческого музея не простая. Понадобилось почти 20 лет для становления музея как учреждения культуры. Первым штатным директором в 1950 году была назначена Альвина Яновна Мельдер, выпускница Минусинской культпросвет школы, других сотрудников в штате не было.
До 1955г., музей не имел собственного помещения. Наконец в августе 1955года музею было выделено помещение, состоящее из четырех комнат, с экспозиционной площадью 144 кв.метра. Фондохранилища не было, все экспонаты (их было не более 500) находились в экспозиции. Преодолению кризиса способствовало расширение штатов музея с 1 января 1959г. Впервые за все годы деятельности определялись конкретные темы для изучения: "Природные богатства Таймыра", "Быт местного населения", "Установление Советской власти на Таймыре". По каждой теме составлялись перечни экспонатов, необходимых для создания тематико-экспозиционных комплексов. С целью сбора коллекций предпринимаются командировки в отдаленные поселки округа. Формируется фактографическая картотека по краеведению.
Обновленные экспозиции активизировали научно-просветительскую работу, получили развитие новые формы работы с посетителями – встречи работников одной отросли, открытые дни для комсомольских активистов, дни краеведа. Установились связи со старожилами города. Разрабатывается цикл бесед и экскурсий для учащихся на историко-революционные и общественно-политические темы.
Работой музея с 1958 по 1973 руководила Александра Евграфовна Пичугова, проработавшая на посту директора пятнадцать лет.
___В 70-годы устанавливаются тесные связи с научными учреждениями страны. Итогом многолетнего сотрудничества Таймырского музея с археологами заполярного отряда Ленинградского отделения Института Археологии АН СССР, стала разработка тематико-экспозиционного комплекса "Бронзовый век", карта археологических памятников на территории округа (автор доктор исторических наук Л. П. Хлобыстин).
___Первые афиши и буклеты были изданы Таймырским окружным краеведческим музеем в 1973 году.
___В конце 1976года музей получил новое помещение по улице Советской 7, с семью экспозиционными залами и отдельным помещением под хранилище, штаты увеличились в два раза. Активизировалась научно-просветительная работа, сотрудники музея выступали с публикациями в газете на радио и были участниками передач на Норильском телевидении.
___ Восьмидесятые - девяностые годы – период относительно стабильного развития музея. В 1986 году открылась новая экспозиция музея в помещении по улице Щорса 13, куда музей был переведен из-за аварийного состояния прежнего здания.
___ Именно в 1986 году отделом культуры Таймырского окрисполкома (заведующий – Ю. И. Градинаров) и Таймырским музеем (директор Л. Г. Блюдова) при поддержке Управления культуры Красноярского исполкома (начльник Г.Л.Рукша) был объявлен краевой конкурс среди архитекторов на лучший проект здания Таймырского музея. Победителем стал А.В. Курицын – архитектор из г. Красноярска, по его проекту в 1992 году начато строительство музея в Дудинке, которое затянулось на долгие годы.
___ Начало 90-х годов было для страны временем политических, финансовых и социальных потрясений. Несмотря на трудности, музейщики продолжали активно работать. В 1990 году после окончания аспирантуры Российского института культурологии возвращается в музейный коллектив Людмила Александровна Чурилова, защитившая в 1992 году кандидатскую диссертацию по теме «Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера (1917-1980 гг.)».
Во многом благодаря ее инициативе, директора музея Людмилы Григорьевны Блюдовой, и поддержке со стороны заведующего отделом культуры Юрия Ивановича Градинарова, началась совместная со специалистами лаборатории музейного проектирования Российского института культурологи Российской Академии наук работа по углубленному изучения фондов, экспозиции, перспектив развития музея. Результатом стал совместный научный труд - «Концепция развития Таймырского краеведческого музея», изданный в 1993 году он получил высокую оценку участников научно – теоретической конференции «Музей – народам Севера», организованной и проведенной сотрудниками Таймырского музея в декабре 1993 года в г. Дудинке, российского музейного сообщества.
___ Важное значение в сохранении ценностей национальной культуры России и развитии музейного дела имели принятые в 90-х годах нормативно-правовые акты и, прежде всего, Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96 г. за № 54-ФЗ, Положение «О Музейном фонде РФ», «О Государственном каталоге Музейного фонда РФ» и др. В соответствии с нормативно-правовыми актами совершенствуется деятельность отдела фондов по учету и хранению музейных ценностей. Таймырский окружной краеведческий музей в 1998 году приступает к работе по созданию электронного каталога музейных коллекций, ведет фотофиксацию особо ценных экспонатов. Все эти годы с 1978 по 2002 год музеем бессменно руководила Людмила Григорьевна Блюдова, удостоенная в 1998 году почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ».
___ В новое тысячелетие Таймырский окружной краеведческий музей шагнул признанным, хорошо сформировавшимся научным и культурно – просветительным учреждением, основой работы которого, являются его коллекции. Это начало следующего этапа развития музея, время серьезных перемен.
___ В 2003 году впервые Таймырский окружной краеведческий музей стал государственным окружным учреждением культуры с Уставом, определяющим основные направления деятельности.
___ С 1 января 2007 года, в связи с объединением Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Таймырский краеведческий музей получил статус Краевого государственного учреждения культуры.
___ Главным событием этого периода является сдача в эксплуатацию в апреле 2009 года здания музея. Этого события горожане, тундровики, музейщики, северяне ждали долгих семнадцать лет.
___ И все же, таймырские музейщики - счастливые люди. Жизнь распорядилась таким образом, что мы попали в струю объединительных процессов Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Уходя с поста Губернатора округа, Олег Михайлович Бударгин добился финансовых средств из федерального бюджета на окончание строительства здания музея, а в 2007 году Губернатор Красноярского края Александр Геннадиевич Хлопонин принял решение выделить средства на создание постоянной экспозиции.
___ Это стало началом титанического труда, к которому готовились сотрудники музея с момента начала строительства здания. Создание современной экспозиции – это сложный творческий и технологический процесс, в котором приняли участие не только сотрудники музея, но и питерские художники И.Я.Силин, А.К. и Т.А.Дорогины, а также инженеры и конструкторы ЗАО «Раритет» г.Санкт-Петербург…Глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района С.В.Батурин 19 мая 2011 года под бурные аплодисменты гостей открыл экспозицию.
___ С момента открытия экспозиции нас посетило около 60 тысяч человек. Восхищенные отзывы посетителей это награда сотрудникам музея за их труд.
Полтора года с момента открытия экспозиции наш музей живет с нарастающей активностью.
___ Таймырский краеведческий музей сегодня не просто историко-культурный центр, а неотъемлемая часть культурной жизни района. Как все музеи, он служит обществу и вносит определенный вклад в качество жизни таймырцев.
___ По определению Международного Союза музеев (ИКОМ) «..музей – это неизменный, постоянный институт, не приносящий материальную выгоду, служащий для общества и его развития. Музей открыт для общественности. Он приобретает, сохраняет, исследует, выставляет и сообщает сведения о людях и их окружении, с целью обучения, образования и наслаждения».
___ Несомненно, и в XXI веке музей остается многофункциональным институтом социальной информации, предназначенной для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, но каждая эпоха приносит свое, особенное - востребованное обществом. В целом в мировой и отечественной практике произошел сдвиг от музея как хранилища коллекций - к музею, где в центре внимания – публика, посетитель, человек.
___ Сегодня невозможно представить работу музея без активного взаимодействия и связи с другими общественными институтами. Таймырский краеведческий музей взаимодействует со многими партнерами, и это взаимодействие создает новые возможности для музея, а также улучшает имиджа территории города и района.
___ Современный таймырский музей тесно сотрудничает с крупными предприятиями и учреждениями Дудинки, Норильска – ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», Дудинский морской порт, ОВД по Таймырскому муниципальному району, районная больница и др.
___Сотрудничество не ограничивается проведением экскурсий для гостей. Это - систематические посещения музея по специальным программам сотрудниками учреждений, это - организация совместных выставок и мероприятий, это - помощь в собирательской работе.
___ Одним из главных партнеров, с которым музей активно работает, является сфера образования. История подтверждает, что для музея школы были первыми инициативами внешних связей. Таймырский музей на определенном этапе пережил трудности в привлечении школьников. Однако были предприняты несколько инициатив, со стороны музея и Управления образования Таймыра, которые создали условия для сохранения существующих тесных связей. На уровне высшего и среднего образования тесные контакты нас связывают с Норильским индустриальным институтом, Филиалом Санкт-Петербургского университета и конечно партнерами являются Таймырский колледж и Норильский колледж искусств, с которым заключен договор на прохождение практики на базе музея.
___ Новым направлением деятельности музея в работе с детьми является проведение театрализованных интерактивных представлений. Подобная форма диалога с музейным предметом и музейной средой располагает к раскрепощению, индивидуальному восприятию и ощущению сопричастности к тому или иному историческому событию. Специфика этих занятий состоит в том, что посетители становятся непосредственными участниками происходящего. Помимо интерактивных форм занятий, Таймырский музей предлагает и интерактивные развлекательные программы:«Новогодние приключения в музее», «Музейная ночь в полярный день», «Музейный день в полярную ночь», «Экологическая сказка», «В гостях у бабушке Сумамтэ» и др.
___ По мнению специалистов в работе с детьми должна присутствовать главная идея – возрождение духовной культуры народа, о чем в последние годы много говорится.
___ Многовековую традицию в воспитании духовности имеют религиозные организации, играющие все более активную роль в жизни общества. Взаимодействие музея и церкви – необходимое условие для успешного решения жизненно важных задач по сохранению духовной культуры народа. И такое взаимодействие Дудинской Свято – Введенской церкви и Таймырского краеведческого музея существует. Совместные выставки, проведение уроков по религиоведению, встречи со священнослужителями способствует развитию духовной культуры, лучшему взаимопониманию народов нашего многонационального района. Воспитание молодого поколения в духе уважения чужих культурных и религиозных традиций, право народа на свою жизнь и судьбу – весьма важная задача для музейных сотрудников, ведь именно музеи способны на подлинных памятниках представить историю народов, особенности культуры, духовного мира. Здесь есть определенные успехи у таймырских музейщиков. Сегодня никому из пришлого населения не придет в голову высокомерно усмехнуться, стоя у витрин с одеждой, бытовыми предметами коренных народов Таймыра или у сцены «Камлание шамана». Лишь восхищение и желание больше узнать о культуре народов, вызывает сегодня музейная экспозиция, грамотно выстроенная и в историческом и в эстетическом плане. Успех этой части экспозиции, это не только профессионализм сотрудников музея и художников, но и результат тесного взаимодействия музея и носителей культуры из числа коренных малочисленных народов Таймыра.
___Огромную поддержку и помощь в музейной работе оказывают общественные организации коренных народов Таймыра. Музей, с момента его основания, для каждого коренного жителя Таймыра является храмом, где хранится и транслируется информация об их потомках и далеких предках. Для кочевого населения это необычная передача исторической памяти, ведь во все века существовали иные, внемузейные способы передачи и хранения информации. Сегодня ни один житель самого отдаленного поселка района, будучи в Дудинке не пройдет мимо музея, ведь только здесь многие из них могут найти изображение своих дедов и прадедов. Отсюда такое доверительное, неравнодушное и трепетное отношение к своему музею.
___Таймыр - многонациональный район, кроме пяти коренных этносов здесь проживают русские, украинцы, белорусы, киргизы, татары и представители других народов.
___Представить историю, культуру народов населяющих сегодня Таймыр, а также связи тюркских, самодийских народов – главная идея будущего большого культурно-выставочного проекта Таймырского краеведческого музея. К сотрудничеству будут приглашены несколько российских музеев, частных коллекционеров, а также культурных сообществ, что позволит проект сделать более привлекательным, кросс-культурным, привлечь в будущем большее количество посетителей.
___Новым для Таймырского музея является партнерство с культурными сообществами Таймырского муниципального района. Взаимодействие с такими сообществами как украинцы, землячеством киргизов - тюркоязычного народа, позволило музею расширить и обогатить музейные коллекции, а также и архивные материалы. Эту работу мы будем продолжать, результатом станут культурно-выставочные проекты музея в ближайшее время.
___Взаимодействие Таймырского краеведческого музея с другими музеями имеет глубокие корни. Первые выставки из фондов Шушенского музея, Норильской художественной галереи прошли в нашем музее около пятидесяти лет назад. Сотрудничество продолжается, особенно тесно мы работаем с Норильской художественной галереей, дважды за последние годы удалось привести выставки из Музея Вооруженных Сил.
___Неплохие взаимоотношения складываются с нашими коллегами из Красноярского художественного музея им.В.Сурикова, с которыми мы составили план выставочной работы на 2012 - 2014гг. В этом году нам не удалось из-за сложной навигационной ситуации на Енисее, доставить выставку из их фондов, но уже в марте 2013 года посетители Таймырского музея смогут познакомиться с графическими работами великого русского художника И.Шишкина.
___Ведется работа и с другими музеями России, хотя крайне неохотно на обменные выставки идут центральные музеи. Они с большим удовольствием организуют выставку за рубежом, нежели в малых городах. Взаимодействие музеев в области обменных выставок это важное направление деятельности, на которое обратил внимание Президент РФ В.В.Путин: «С учетом того, что значительная часть музейных ценностей находится в запасниках, а не в выставочных залах - надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре». Это направление является приоритетом государственной культурной политики на территории Красноярского края, что дает надежды на более активную работу по обмену выставками.
___ Туризм – это еще одна область, в которой развивается сотрудничество между музеями и сторонними партнерами. И хотя на Таймыре въездной туризм развивается крайне медленно и количество туристов очень небольшое по нескольким причинам (сложность оформления проездных документов на территорию пограничной зоны для иностранных туристов, отсутствие комфортабельных теплоходов для туристов) тем не менее, мы тесно работаем с двумя красноярскими туристическими фирмами в продвижении своих услуг. Как правило, туризм приносит прибыль музеям, Таймырскому музею еще далеко до успешного процесса фандрейзинга, который бы позволил создать условия для устойчивого финансового положения, но усилия в этом направлении прилагаются.
___ Мы расширяем количество и качества услуг, предоставляемых нашим посетителям, в том числе и платных. С момента открытия экспозиции мы предлагаем посетителям театрализованные экскурсии, проводим дни рождения и выпускные вечера в музее с увлекательным сценарием и услугами кафе. На протяжении пяти лет проводятся мероприятия для молодоженов. Дважды в год музей открыт для публики в ночное время, сотрудники музея предлагают различные развлекательные программы, новые выставки. В музее работает оборудованный конференц-зал, киоск по продаже сувениров. Для посетителей в праздничные и выходные дни организуем бесплатные концертные программы и видео просмотры.
___ Важным и приоритетным направление в работе музея было и остается -сохранение музейных предметов и музейных коллекций. Музейный фонд насчитывает 80000 экспонатов. Огромную работу проводят сотрудники отдела фондов по реставрации, консервации экспонатов, по регистрации коллекций в Общероссийском музейном каталоге, который станет инструментом, доступным во всем мире, он позволит ускорить доступ к культурным ценностям, что весьма важно для исследовательской работы музейных сотрудников.
___ Мы многое успели сделать с момента открытия нового здания музея - создали экспозицию, выезжаем с передвижными выставками в поселки района и за его пределы, участвуем в крупных краевых и районных культурных и издательских проектах. Нами издан путеводитель по музею, буклет к 70-летию боя на Диксоне, каталог коллекции «Украшение долган. Металл», книга «Дудинка. Время. Люди. Судьбы.». Это стало возможным, благодаря трудоспособности профессионального коллектива сотрудников музея, у которых впереди много планов, задумок.
___ Располагаясь в великолепном здании, оформив на базе уникальных коллекций современную экспозицию, мы создали прочный фундамент для дальнейшего развития музейной деятельности на Таймыре. Верим, что все лучшее у самого северного государственного музея еще впереди.

Литература

1. Концепция развития Таймырского окружного музея. Авторский коллектив под ред. Н.А.Никишина и В.Ю.Дукельского.- Москва: Российский институт культурологи, 1993.
2. Чурилова Л.А. Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера (1917-1980 гг.).- Автореферат диссертации кандидата исторических наук:- М., 1991.
3. Блюдова Л.Г. История развития Таймырского окружного краеведческого музея / Музейный вестник. Вып.№2. – Красноярск. - 2002.- 80с.
4. Бруссо Ф. Опыт канадских музеев: возрастающее взаимодействие с обществом / По материалам международной конференции «Музей и общество».- Красноярск.- 2002.-352с.
5. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство /Труды ГИМ. Вып. 104.- М. -1999. - 200с.



Поделиться в соц. сетях: