Меню

Судьба, связанная с Таймыром.

         К 100 - летию со дня рождения Веры Ефимовны Мельниковой.

 

         До установления Советской власти, на Таймыре не было школ, больниц и культурных учреждений. Среди коренных народов было очень мало людей, знающих русскую речь, а тем более владеющих грамотой. По призыву советского правительства в северные регионы ехали специалисты для развития экономики Таймыра, культуры и образования местного коренного населения. Среди тех, кто отдал нашему региону частичку своего сердца, знания и опыт, - Вера Ефимовна Мельникова, Почетный гражданин Таймыра, ветеран труда, отличник народного просвещения.

 

         Родилась Вера Ефимовна в городе Владивостоке, в семье капитана дальнего плавания. Вера была единственным ребенком в семье. Когда вышел в отставку отец, семья переехала в Красноярск, где жили родственники матери. После окончания восьмого класса девушка поступила в Красноярское педучилище им. А.М. Горького на отделение «начальные классы». В педучилище Вера впервые узнала о северянах, заинтересовалась их бытом, историей и даже начала изучать национальные языки долган и ненцев. Она мечтала попасть на далекий Север.

 

         В 1940 году вместе с другими выпускниками на колесном пассажирском пароходе «Орджоникидзе» выехала в Дудинку Вера Ефимовна Мельникова. Молодого специалиста направили в Хатангскую семилетнюю школу учителем начальных классов и преподавателем немецкого языка. О довоенном периоде народного образования в Хатангском районе Вера Ефимовна вспоминала: «В Хатанге и других тогда еще маленьких селах работали семилетние школы, малокомплектные (до 4 класса) школы и интернаты. В тундре работали ликбезы при красных чумах с начала образования национального округа. Красные чумы – это красный уголок, где проводились беседы на медицинские, образовательные, культурные темы, в том числе о личной гигиене. В составе «культурного очага» работали учитель, медик, культработник из числа специалистов, прибывших с «материка». Это были люди разных национальностей. Они ехали на Таймыр по зову сердца: помочь коренным народам в строительстве новой жизни в тундре. В те годы создавался аргиш из двух-трех балков, и на оленьих упряжках кочевали из стойбища в стойбище врач, учитель и культработник. Работники красного чума учили взрослое население и молодежь начальному образованию, культуре быта в чуме. Женщины обучались шить платья, нижнее белье, наволочки, шторки на окна из материала. Мужчины после рыбалки или охоты знакомились с азбукой, учились писать, читать. Некоторые из них быстро осваивали правописание, чтение, грамматику. Ранее они вместо подписей на любом документе расписывались знаками (тамги – знаки различия того или иного рода). Женщины не очень-то стремились к учебе. Но со временем и чумработницы потянулись к учебе и имели успех даже больше мужчин. А дети оленеводов и рыбаков приезжали из стойбищ в поселки, жили в интернатах».

 

         В том же 1940 году после окончания Игарской школы политпросвещения приехал в Хатангу Александр Степанович Ясинский работать первым секретарем райкома комсомола. Вскоре он стал мужем Веры Мельниковой. Жили дружно. Во время войны родилась старшая дочка Нелли. Муж часто ездил в оленеводческие, рыболовецкие стойбища долган, нганасан вместе с красночумовцами, так как в его обязанности входило курирование работы красного чума. Александр Ясинский с первого дня начала Великой Отечественной войны просился на фронт, но тщетно. Сказали, что здесь тоже фронт - надо помогать нашим воинам и в тылу. И все-таки после долгих хождений в военкомат в 1944 году его взяли на фронт. Вторая дочь Лидия родилась уже без папы. Муж, Александр Ясинский, погиб на войне. Вера Ефимовна осталась одна с двумя маленькими детьми. Одна вырастила достойных памяти отца девочек.

 

         После войны Вера Ефимовна была направлена в поселок Хета Хатангского района заведующей школой-интернатом. Там она подружилась с долганами и нганасанами, которые были добры и заботливы к учительнице и ее еще маленьким деткам. Потом Вера с детьми переехала на факторию Новая, там не хватало учителей. И там её полюбили местные жители. Помогали в домашних заботах: привозили дрова, угощали рыбой, мясом.

 

         В 1949 году Таймырское окроно направил Веру Ефимовну в Усть-Енисейский район. Начала работать заведующей начальной школой в маленьком поселке Зверевск. Там жили рыбаки-ненцы, русские старожилы, спецпереселенцы. По воспоминаниям учительницы, в небольшом домике размещалась школа и интернат для ребятишек 1-4 классов. Родители интернатских детей жили в окрестностях Зверевска, занимаясь охотой и рыбалкой. Председатель родового совета Навсянга Яптунэ был фронтовиком. Жил он в чуме с семьей тут же, в поселке. Дети его учились в школе Зверевска. Через два года школу перевели в более крупный поселок Иннокентьевск. И все население переехало в этот поселок. Здесь тоже учились дети рыбаков с промысловых точек. К первому сентября Вера Ефимовна занималась сбором детей из тундровых стойбищ. Многие ребятишки с удовольствием ехали учиться. Родители их часто приезжали в поселок, интересовались учебой детей, присутствуя на родительском собрании. В школе учились и дочери Веры Ефимовны, дружили с детьми разных национальностей – с русскими, немцами, латышами, ненцами. Когда закрыли школу в Иннокентьевске, педагога перевели в Караул. За хорошую, безупречную работу награждали ее почетными грамотами района, округа и даже путевкой на курорт в Феодосию. В 1954 году Вера Ефимовна Мельникова переезжает в п.Усть-Порт. Вот что вспоминала учительница: «Тогда там функционировала десятилетняя образовательная школа. В ней учились дети из тундровых стойбищ Большой Хеты, Селякино, Казанцево. Ребята участвовали во внешкольных мероприятиях: ходили в походы, помогали собирать урожай картофеля, турнепса, капусты и других овощей. В те годы при рыбкоопе были огороды. Люди собирали много овощей для сельчан и школьной столовой».

 

         Здесь дочери окончили десятилетку. Обе пошли по стопам матери - стали учителями. Старшая дочь Нинель Александровна поступила в Ленинградский пединститут имени Герцена на физико-математический факультет, после окончания которого была направлена в поселок Караул. Через два года в эту же школу получила направление младшая дочь – Лидия Александровна, где стала преподавать русский язык и литературу. Вера Ефимовна поехала в Караул, чтобы быть рядом со своими детьми, и продолжала работать в школе.

 

         Учительница всегда была в гуще общественной жизни образовательных учреждений: была секретарем парторганизации школ, не один год возглавляла районный комитет профсоюза учителей. За многолетний труд Вера Ефимовна неоднократно награждалась почетными грамотами округа, Хатангского и Усть-Енисейского районов. Имела медали к 100-летию В.И. Ленина, к 50- и 60-летию Победы над фашистской Германией.

 

         Тридцать пять лет отдала Вера Ефимовна Мельникова просвещению на Таймыре. Первые ученики Веры Ефимовны Мельниковой почти все получили образование, стали специалистами, передовиками колхозного производства, уважаемыми и известными людьми на Таймыре. Для многих она была наставником, другом. За многолетний трудовой отрезок времени Веры Ефимовны вместились целые эпохи истории Таймыра и множество человеческих судеб.

 

Лидия АКСЕНОВА, старший научный сотрудник

Таймырского краеведческого музея

(Фотографии из фондов ТКМ)


Фото № 1 – Коллектив учителей Усть-Портовской школы. 1962 год.

 

Стоят слева направо:

  1. Рыбальченко Евдокия Кирилловна – учитель начальных  классов.
  2. Шибут Светлана Григорьевна – учитель физики.
  3. Гетьман Раиса Сидоровна – учитель математики.
  4. Загайнова Людмила Николаевна  - учитель немецкого языка.
  5. Мельникова Вера Ефимовна - заведующая начальной школой.
  6. Дроздова Татьяна Григорьевна – учитель литературы.

 

Сидят слева направо:

  1. Шубут Леонид Константинович – учитель трудов.
  2. Чуприна Анна – депутат Верховного Совета СССР.
  3. Панчинко Анна Васильевна – учитель истории.
  4. Шапран Валентина Федоровна – пионер вожатая.

 

 

Фото № 2 – Мельникова Вера Ефимовна с ученицами. 30 мая 1964 год

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: