Меню

Развитие декоративно-прикладного искусства в условиях Крайнего Севера как творческая индустрия, формирующая уровень культурных запросов населения

Попова Л.Ю.

Развитие декоративно-прикладного искусства в условиях Крайнего Севера как творческая индустрия,
формирующая уровень культурных запросов населения

___Декоративно-прикладное искусство – самый близкий и понятный каждому человеку элемент культуры, потому что представляет собой весь мир предметов, созданных человеком для человека. Оно рождено народом в глубокой древности, живет и развивается вместе с ним в наши дни, являясь показателем культурно-национального своеобразия.
___Традиционная северная культура выражает себя в бисерных вышивках, меховых мозаиках, деревянных идолах и костяной скульптуре.
___На Таймыре декоративно-прикладное искусство в настоящее время проходит период возрождения и развития традиционных видов, которые издревле существовали у коренных малочисленных народов полуострова.
___Почему возрождения?
___Дело в том, что в начале 90-х годов произошел резкий упадок состояния традиционного декоративно-прикладного искусства, слом налаженной системы поддержки процессов народного творчества, существовавшей в советское время. Тогда в поселках округа закрылись совхозные сувенирные мастерские, что в свою очередь неблагоприятно отразилось на материальном положении и творческой работе мастеров.
___Современный процесс культурной жизни в целом и работа Таймырского Дома народного творчества, в частности, нацелены на восстановление традиционных ремесел, исконные виды которых существовали у коренных народов Таймыра издавна. Это изготовление меховой одежды и обуви, необходимой бытовой утвари, художественная вышивка бисером, резьба по бивню мамонта, рогу оленя, дереву и др.
___Тенденции культурных потребностей современного общества диктуют нам необходимость включения декоративно-прикладного искусства в развитие творческого сектора экономики.
___Но сможет ли традиционное декоративно-прикладное искусство стать полноправной частью творческих индустрий на территории Таймыра?
___Потенциал для дальнейшего развития всех традиционных видов декоративно-прикладного искусства на Таймыре очень велик.
___Но наиболее популярным и востребованным в наши дни в сфере традиционного народного художественного творчества в районе является резьба по кости, поэтому мы подробнее остановимся на этом направлении.
___Развитие и популяризация косторезного художественного промысла относится к одному из приоритетных направлений деятельности Таймырского Дома народного творчества.
___Одним из основных и доступных способов развития этого направления стало создание в 1996 году при ТДНТ учебно-производственной мастерской резьбы по кости. С ее появлением произошли качественные изменения в косторезном творчестве Таймыра. Мастерская объединила вокруг себя многих талантливых резчиков по кости и стала центром косторезного искусства территории. К настоящему времени на ее базе сформировалась прочная художественная школа резьбы по кости, основанная на эстетических принципах традиционной культуры народов Таймыра. Сейчас штат косторезной мастерской Таймырского Дома народного творчества состоит из четырех мастеров. Необходимо отметить, что все мастера – представители коренных национальностей.
___Специалистами учреждения ведется работа по учету профессиональных и самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, которых в настоящее время на Таймыре зафиксировано 334 человека, из них 46 мастеров-косторезов.
___Двенадцать лет на базе мастерской действует детская студия резьбы по кости «Мамонтёнок». Указом Губернатора Красноярского края в 2009 году студии присуждено почетное звание «Народная самодеятельная студия». Шестой год на базе ТДНТ проходят преддипломную практику студенты гуманитарного отделения Таймырского колледжа по специализациям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
___С 2007 года – Таймырский Дом народного творчества – член Ассоциации «Народные художественные промыслы России»
___Учреждением ежегодно организуется Творческая лаборатория «Таймырская резная кость» для косторезов района, с целью проведения мастер-классов которой приглашаются мастера самых известных косторезных промыслов России, проводится зональный творческий конкурс на соискание премии им. Бориса Молчанова.
___В результате работы Творческих лабораторий, проведения мастер-классов, обсуждений и дискуссий за «круглым столом» мастера получают новые навыки работы с костью, формируются общие интересы, рождаются новые идеи. Возникает готовность к сотрудничеству у представителей разных сфер творческой деятельности: мастеров, руководителей учреждений культуры и индивидуальных предпринимателей.
___Вся эта работа направлена на зарождение инициатив и стимулов для развития народного творчества, вовлечение в современную действительность и использование его экономического потенциала. Эта деятельность ведет к зарождению творческого сектора экономики и развитию творческих индустрий.
___Конечно, в условиях Крайнего Севера, с его удаленностью от культурных центров и отсутствием транспортных коммуникаций, развитие творческих индустрий пока может восприниматься как эксперимент, но без эксперимента, без вовлеченности в современную действительность никакая культура не может сохранять жизненные силы и обновляться.
___В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций и делают изделия традиционного декоративного искусства конкурентоспособными, что необходимо для его выживания во времена яркого и дешевого «ширпотреба». Творческие индустрии в данном контексте имеют еще образовательные и воспитательные функции, формирующие уровень культурных запросов населения.
___Развитие творческих индустрий в совокупности с развитием традиционных видов декоративно-прикладного искусства формируют несколько важнейших культурно-социальных аспектов:
___1. Культурная традиция (сохранение уникального национального культурного наследия),
___2. Социальная стабильность (занятость населения)
___3. Экономический эффект (рост выпуска традиционных видов сувенирной продукции, зарплата от реализации сувениров, создание предпосылок для культурного туризма)
___Конечно, мы должны понимать, что творческие индустрии в декоративно-прикладном искусстве смогут развиваться на Таймыре только в том случае, если будут активно и грамотно использоваться навыки дизайна, маркетинга и создания «брэндов», а также контроля за качеством продукции.
___И так, что нужно учитывать для успешного развития творческих индустрий в декоративно-прикладном искусстве и продвижения товара?
___Как правило, сувенирная продукция традиционных промыслов и ремесел является продукцией с высокой добавленной стоимостью, покупатель такой продукции платит не за материал, а за нечто другое ...
___Так за что все-таки? Что необходимо учитывать?
1. Самобытность: изделие производится именно на этой территории, местными мастерами. В Туле хочется купить и увезти в гостинец близким именно тульский пряник, в Архангельске - щепную птицу, в Кирове – дымковскую игрушку, а на Таймыре – работу из бивня мамонта или рога оленя.
2. Аутентичность: подлинность исторических «корней» изделия. Важно максимально соблюдать подлинную технологию производства, и использовать традиционные, натуральные материалы. Каждому хочется увезти с собой интересное изделие местных мастеров, но никто не согласится платить деньги за меховую мозаику из искусственного меха.
3. Образовательный аспект: покупателям, в особенности, туристам, очень интересна информация о местных традициях, поверьях, обычаях, которая безусловно, будет способствовать их продвижению на рынке.
4. Креативность: при изготовлении и, главное, продаже изделий народных промыслов и ремесел необходим творческий подход. Тогда и обычная бусинка может превратиться в надежный оберег.
5. Талант, мастерство художника: азам косторезного промысла научиться легко, но для того, чтобы сделать из кости фигурку мамонта, на которой каждая шерстинка из кости - как живая - нужны многие дни труда и талант, заложенный в генах северного мастера.
6. Экологичность: редкие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП, должны быть исключены из использования в любых целях, в том числе и художественных. Предпочтение должно отдаваться использованию отходов оленеводства (рог, остатки шкур, замша и т.д.), а также палеонтологическому материалу – бивню мамонта.
___На Таймыре эта система пока еще не отработана, ее только предстоит сформировать. И для того, чтобы оперативно включиться в нее, мы обращаемся к опыту работы наших коллег, учреждений, с которыми нас объединяет плодотворное сотрудничество и общие задачи – сохранение и развитие народной и культуры и природных промыслов. Это – Центр образования Саамского региона (г. Инари, Финляндия), где создана учебно-производственная мастерская по выделке оленьих шкур и изготовлению сувенирных изделий из этого материала и из рога оленя. А также Окружной Дом ремесел г. Салехарда, который в содружестве с канадскими мастерами осуществили совместный проект «Ямал – Северные территории Канады: сотрудничество в области развития творчества художников и мастеров, отрасли художественных промыслов и ремесел» в рамках программы канадско-российского сотрудничества по развитию Севера (НОРДЕП). Проект был направлен на создание централизованной системы производства, поставки и сбыта сувенирных и художественных изделий, эффективно функционирующей и приносящей ощутимую пользу и выгоду всем вовлеченным в данную систему сторонам. Эта система призвана наладить работу по схеме: мастер – галерея – покупатель.
___Таймырский Дом народного творчества является не столько производителем товаров, сколько учебно-методическим центром и главным консультантом по вопросам осуществления деятельности по производству и продвижению сувенирной продукции. Совместно с Управлением культуры он являлся инициатором создания в конце девяностых косторезных мастерских в поселках округа: Хатанге, Сындаско, Карауле, а также детских косторезных студий при муниципальных центрах народного творчества. А до 2006 года – еще и гарантом материального оснащения этих мастерских. В 2004 году при методической поддержке ТДНТ была создана первая на территории частная производственная мастерская «Мукустур».
___И все-таки на Таймыре полноценное развитие творческих индустрий осложнено труднодоступностью района, практически отсутствием туристических маршрутов и низким покупательским потенциалом населения. Главными потребителями продукции декоративно-прикладного искусства являются жители территории.
___Но, несмотря на это, можно с уверенностью говорить как о свершившемся факте о зарождении такой институции на полуострове, как творческая индустрия в декоративно-прикладном искусстве.
___И можно признать, что Таймырский Дом народного творчества играет важную роль, как в создании культурной идентичности Таймыра, так и в оживлении его экономики. Его деятельность в этом направлении совместно с Управлением культуры района открывает возможности для развития туризма на нашей территории.
___Но подчеркну, что экономическая составляющая, обусловленная добавочной стоимостью, не является для нас главной. Первостепенной и основной для нас является культурная и эстетическая ценность изделий.
___Ведь основной задачей учреждений культуры является формирование интереса, уважения и приобщения к народной культуре. Использование культурного потенциала традиционного декоративно-прикладного искусства в культурно-просветительском процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало. А это – важное средство формирования многообразных творческих интересов у людей, способствующих разностороннему развитию представителей всех слоев населения.

Литература


1. Добжанская О.Э. «Возрождение народных промыслов и ремесел как основа развития национальных поселков. Доклад на Семинаре работников культуры и образования, Дудинка - 2002.
2. Лугинин С.А. «Традиционные промыслы и ремесла: главные критерии «сувенирности» как составляющие стоимости продукции», Салехард - 2010.
3. «Программа реализации основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы». Официальный сайт Правительства Красноярского края.
4. Резолюция круглого стола «Новые пути и подходы развития промыслов и ремесел Таймыра», проводимого в рамках творческой лаборатории "Таймырская резная кость". Дудинка – 2008.

Поделиться в соц. сетях: