Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Рассекая небо над Арктикой К 130-летию со дня рождения Героя Советского Союза В.С. Молокова (1895 – 1982)

  

 

 

В 1930-е годы в Арктике начинается интенсивное освоение воздушных полярных трасс. В январе 1931 года было организовано Управление воздушных линий Северного края. Полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф.Б. Фарихом, М.В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья. Василию Сергеевичу Молокову в числе немногих предстояло прокладывать авиамаршруты в самых северных уголках страны, покорять Арктику в небе.

В 1932 году Василий Сергеевич поступил на службу в Главное управление северного морского пути пилотом полярной авиации. Уже через год его назначают командиром авиаотряда.

«Отсюда в Заполярье прокладывалась первая воздушная линия. Она шла вдоль Енисея к Игарке и дальше к Северному Ледовитому океану. Эта авиалиния должна была связать глубинные районы Западной Сибири с Северным морским путем.

Огромный край пробуждался к жизни. В широких масштабах начиналось освоение его несметных богатств. В Красноярск прибывали поисковые партии геологов, охотоведы, работники лесного хозяйства. Следом шли строители, учителя, врачи... И всех их надо было доставлять на место, да еще с грузами – инструментами, приборами, продовольствием. А дорог не было. Единственная связь зимой – самолеты, если не считать собачьего или оленьего транспорта по тайге и тундре, где от жилья до жилья – поселка или становища – приходилось добираться неделями и месяцами», – писал в своей книге «Небо над Арктикой» Василий Молоков.

Василий Сергеевич Молоков родился 13 февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (сейчас село Молоково Ленинского района Московской области).

Военную службу Молоков начал в 1915 году на русском императорском флоте. После революции остался на Балтике, но из плавсостава перешел в авиацию, где исполнял обязанности механика первых самолетов. В 1921 году окончил Самарскую школу морских летчиков и уже пилотом вернулся на Балтийский военный флот. После увольнения в запас работал в Управлении пассажирского транспорта в Сибири.

         Первым учителем и наставником в Заполярье для Василия Молокова стал Борис Григорьевич Чухновский. Опытный полярный летчик знакомил его с маршрутом, базами, расположенными на притоках Енисея, рассказывал о погоде Севера, опасностях, которые подстерегают здесь пилота.

Погода Севера непредсказуема, сурова и изменчива. Внезапно налетевшая метель могла залепить козырек, заставляя смотреть сбоку, через борт, а снег бил прямо в лицо. Вязкие туманы не развеивал даже ветер, белый ковер снега внизу не давал понять, что под ним, кочки, ямы или заструги. Жесточайшие морозы 40-50 градусов промораживали до костей во время многочасовых перелетов. Все это с минимальным набором оборудования на борту. Но эти трудности закаляли летчиков, воспитывали у них твердый характер. «Иногда в полете доля секунды решала все. Вот тут-то и нужны были воля, мгновенная реакция, хладнокровие, собранность, предельная сосредоточенность внимания. Эти качества воспитывал в пилотах Север», –отмечал Молоков.

После гибели «Челюскина», в 1934 году, Молокова срочно отзывают в отряд Николая Каманина, который лично настаивал на привлечении его к спасательной операции. Опыт, знание, умение ориентироваться в сложной северной обстановке позволили Молокову эвакуировать со льдины 39 челюскинцев. За спасение экипажа «Челюскина» он получил третью «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.

Во главе с Героем Советского Союза Молоковым впервые была проложена авиатрасса через весь Северный морской путь, экипаж самолёта «СССР-Н2» преодолел путь в 31 000 км. Полёт начинался в Красноярске и проходил через Якутию, Камчатку, Чукотку, через всю трассу Северного морского пути, Москву и заканчивался возвращением в исходную точку – в Красноярске. И если Севморпуть по морю уже был пройден неоднократно, то воздушной трассы проложено ещё не было. Полёт В.С. Молокова 1936 года был важен не только рекордом, но и практической пользой, выявив множество проблем. На многих зимовках условия были крайне плохими. Станции здесь располагались бессистемно, запасы горючего – неравномерно, аэропорты – часто обычные открытые самолётные «ящики» (Тикси), либо голая тундра вокруг и ветхие землянки, как в Хатанге. На участке от Колымы до Тикси невозможно было пополнить запасы горючего, не было ни одной радиостанции. Мало где предусматривались помещения для отдыха лётного состава.

За этот беспрецедентный полет В.С. Молоков был награждён орденом Красной звезды, первый бортмеханик Г.Т. Побежимов – орденом Ленина, штурман Ритслянд и второй механик В.И. Мишенков – орденами Трудового Красного знамени. Остальные получили орден «Знак Почета».

В июне 1942 года Василия Сергеевича назначают уполномоченным Государственного комитета обороны по проверке хода строительства авиационной трассы Аляска – Сибирь, по которой шла перегонка самолётов, поставляемых Америкой Советскому Союзу по ленд-лизу. В 1942-1943 гг. он – начальник Лётно-исследовательского института.

«Однако я больше не мог оставаться в тылу. Хотя мне и шел уже сорок восьмой год, я чувствовал в себе силы, надеялся, что накопленный мною опыт может пригодиться молодым летчикам на фронте. С такими доводами я пришел к командующему ВВС А. А. Новикову и попросил его послать меня на фронт. Маршал не возражал…», – писал в своих мемуарах Молоков.

С июня 1943 по май 1945 Василий Сергеевич – командир 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии Западного и 3-го Белорусского фронтов. Участвовал в Орловской, Смоленской, Белорусской, Мемельской, Гумбинненской и Восточно-Прусской операциях.

После войны, до декабря 1945 года, Василий Молоков продолжал командовать бомбардировочной авиадивизией в Белорусском военном округе. В 1946-1947 гг. был назначен заместителем начальника Главного управления гидрометеослужбы при Совете министров СССР.

Генерал-майор авиации (1940 г.), Герой Советского Союза ушел из жизни 29 декабря 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

За свою героическую жизнь Василий Сергеевич был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

 

1. Север. Арктика. Василий Сергеевич Молоков. 1934 г.

Фото: В. Микоша. Мультимедиа арт музей. Московский Дом фотографии.

2. Василий Молоков с женой Надеждой Ивановной и сыном Валерием. 1934 г.

Фото В. Микоша. Мультимедиа арт музей. Московский Дом фотографии.

3. О.Ю. Шмидт, В.С. Молоков и Н.П. Каманин на встрече челюскинцев

г. Москва. 1934 г. Фото И. Шагина.

4. Арктика. Летчик Василий Молоков у самолёта. 1934 г. Фото: В. Микоша. Мультимедиа арт музей. Московский Дом фотографии.

5. Василий Молоков на Камчатке. 1938 г.  Фото В. Микоша. Мультимедиа арт музей. Московский дом фотографии.

 


Поделиться в соц. сетях: