Меню

«Предприниматель, меценат и исследователь», к 175-летию А.М. Сибирякова

      Сегодня, для жителей северной Дудинки привычно видеть корабли, приходящие в наш порт круглый год по Северному морскому пути. С ХХ века судоходство в Арктике из мечты отдельных смелых промышленников, исследователей и капитанов стало обыденной реальностью. Сегодня перевозка грузов по Северному морскому пути происходит на постоянной основе. Однако, предшествовал период исследований, сомнений, мечтаний.  

 

      26 сентября (8 октября) 1849 г. в городе Иркутске, в известной купеческой семье, родился Александр Михайлович Сибиряков. Отец его был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Сам же Александр Михайлович, после окончания иркутской гимназии продолжил свое образование в Европе, где окончил Федеральную высшую политехническую школу в Цюрихе. Судьба свела его со шведским путешественником Нильсом Норденшельдом который познакомил состоятельного молодого Сибирякова с идеей изучения и освоения Северного морского пути. Впоследствии, вдохновленный этой идеей Александр Михайлович спонсировал экспедиции на Север и даже сам участвовал в некоторых.

 

      В 1880 г. Александр Михайлович хотел пройти через пролив Югорский Шар, что в Карском море. Он снарядил два судна, однако они погибли. Командам удалось спастись на берегу, где от дальнейшей печальной участи их спасли ненцы-оленеводы, сумевшие помочь экипажам добраться до Обдорска. В этом приключении Сибиряков лично смог убедиться в сложности прохождения Северного морского пути. В дневнике он записал: «Есть достаточно оснований… плавания в Карском море сопряжены с большим риском и имеют неопределённый характер, поэтому для коммерческих целей неудобны».

 

      Все это доказывало, что хотя доставка грузов через Ледовитый океан и сибирские реки возможна, она является весьма рискованным занятием. Тогда Сибиряков предложил развивать сухопутные и водные пути, что могло способствовать попаданию товаров из Сибири на рынки центральной России. В 1884 году Сибирякову удалось пройти по воде до устья Печоры, оттуда через Уральские горы доехал в Березово, откуда по Тоболу доплыл до Тобольска. Через год этот торговый тракт уже был освоен: летом грузы возили по воде, складировались, а зимой санями отправляли дальше. Не все начинания Сибирякова заканчивались благополучно, часто в реализацию его планов вмешивались непреодолимые жизненные обстоятельства и отсутствие поддержки от власти так же играло неблагоприятную роль. В общей сложности на исследования он выделил более полутора миллионов рублей. Также жертвовал на народное образование, благотворительность, строительство храмов. В начале 90-х гг. XIX века Александр Сибиряков вместе с братом учредили бесплатные столовые на юге Тобольской губернии, где в это время свирепствовала эпидемия холеры и был голод.

 

      В 1913 году Александр Сибиряков уехал на лечение в Ниццу, и начавшаяся первая мировая война, а затем и революция не позволила ему возвратиться обратно. Бизнес его был экспроприирован и Сибиряков оказался в тяжелом финансовом положении.

 

      В 1932 г., названный в честь Александра Сибирякова ледокольный пароход, под научным руководством Отто Юльевича Шмидта впервые, прошел всю трассу Северного морского пути за одну навигацию. Через год, 2 ноября 1933 г. Александр Михайлович ушел из жизни в Ницце, ему было 84 года.

Своей неиссякаемой кипучей деятельностью, направленной на развитие Сибирской территории и освоения Северного морского пути Александр Михайлович Сибиряков навечно вошел в историю освоения Арктики.

 

  


Поделиться в соц. сетях: