Покоритель неба над Сибирью
Герой Советского Союза Василий Молоков
Время юности нашего воздушного флота - тридцатые годы двадцатого столетия - выдвинуло блестящую плеяду героев-авиаторов, известных не только у нас в стране, но и за рубежом. Среди этих имен достойное место заняло имя полярного летчика Василия Сергеевича Молокова, судьба которого тесно связана с историей Арктики.
13 февраля исполнилось бы 125 лет со дня рождения генерал-майора авиации. Он принадлежал к тому поколению авиаторов, которые защищали власть Советов в годы Гражданской войны и военной интервенции, осваивали воздушные пути в Сибири, Заполярье, Арктике. Во время Великой Отечественной войны Молоков командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией. Свой боевой путь Краснознаменная Витебская, орденов Суворова и Кутузова 213-я авиадивизия начала в небе Подмосковья и завершила его под Кенигсбергом.
Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Молоков за свои, в том числе и боевые заслуги был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.
Но самую большую народную любовь летчик-полярник Василий Молоков, завоевал за рекордное число, спасенных со льдины челюскинцев. В его честь названы улицы, самолеты, острова и даже мыс!
Но обо всем по порядку…
Оставшись без отца, чтобы помочь матери прокормить семью, в 10 лет Василий пошёл работать. Грамоте учиться было некогда. Был и мальчиком на побегушках, и молотобойцем, и слесарем. В армии благодаря помощи добрых людей научился читать. Стремление к знаниям, технике, упорный труд помогли ему сначала стать техником, потом бортмехаником, а затем и лётчиком. Молоков окончил школу морских лётчиков и курсы усовершенствования при военно-воздушной академии имени Жуковского.
В полярную авиацию Молоков попал волей случая. В 1931 году случайность свела его в Москве с давним другом бортмехаником Гришей Побежимовым, который работал в полярной авиации. Он с увлечением рассказывал о Севере, о Заполярье. Рассказ очень увлек Молокова, ведь в первую очередь он был морским летчиком, и вся жизнь была связана с гидроавиацией. Это и определило цепь дальнейших событий.
Он прибыл в Красноярск на должность рядового линейного лётчика Красноярской авиабазы. Молодой Молоков осваивал первые трассы над необъятными сибирскими просторами, над вечными льдами Арктики. Вёл поиск оленьих стад, разведку льдов и проводку судов.
Молоков писал в своей книге «Родное небо»: - «Мне поистине посчастливилось: моими учителями в Заполярье и Арктике были первые полярные летчики, герои Севера сначала Борис Григорьевич Чухновский, а потом замечательный человек и опытный летчик Анатолий Дмитриевич Алексеев. Он был штурманом у Чухновского при поиске экспедиции Нобиле, работал вместе с первопроходцами Северного морского пути и хорошо изучил район Арктического побережья».
Работа Молокова в Заполярье, нашла отражение и в экспозиции Таймырского краеведческого музея, в разделе «Полярная авиация», где можно познакомиться с деятельностью известных полярных летчиков, покорявших воздушные арктические трассы.
Василий Молоков принимал активное участие в спасательной операции легендарного рейса парохода «Семён Челюскин». Экспедицией руководил О.Ю. Шмидт. Судно должно было пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. В Чукотском море пароход был затёрт и раздавлен льдами. 13 февраля 1934 года «Челюскин» затонул. Люди высадились на лёд, где был организован лагерь Шмидта. Из всех 111 человек - 39 были лично вывезены Молоковым. За этот подвиг семерым лётчикам было впервые в стране присвоено звание Героев Советского Союза. У Василия Сергеевича - Золотая Звезда Героя № 3.
В 1936 году Молоков осуществил знаменитый арктический перелёт из Красноярска на Восток через Якутск до берега моря. А в марте 1937 года Молокову и его товарищам М. В. Водопьянову, И. П. Мазуруку и А. Д. Алексееву была поручена ещё одна почётная задача - доставить экспедицию И. Д. Папанина со всем снаряжением к Северному полюсу и высадить на льдину. Это была первая научная экспедиция на Северный полюс. 21 мая 1937 года в 11.35 Водопьянов впервые в мире посадил самолёт на Северный полюс. Следующим произвёл посадку Молоков.
В конце тридцатых годов Молоков был назначен начальником Главного управления гражданского воздушного флота.
Во время войны, в 1942 году, Владимир Сергеевич отвечал за подготовку воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль (Аляска - Сибирь), по которой шла перегонка самолётов, поставляемых Америкой Советскому Союзу по ленд-лизу. Задание это по тем временам было необыкновенно трудным и ответственным. Подписал приказ лично главнокомандующий страны И.В. Сталин. И только после того, как правительству было доложено, что трасса для перегонки самолётов готова, Молоков вернулся в Москву. И стал настоятельно проситься на фронт. Его назначили командиром 213-й ночной бомбардировочной дивизии 1-й воздушной армии на Западный фронт. После Победы Молоков был назначен начальником лётной инспекции Главного управления гражданской авиации. В то время в СССР осваивались новые типы самолётов, в том числе и реактивные. Появились вертолёты. Строились новые аэродромы и аэропорты.
На пенсию легендарный лётчик ушёл с должности авиационного консультанта Центрального комитета партии. Василий Сергеевич Молоков ушел из жизни 29 декабря 1982 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
(В. С. Молоков 1934 г)
Первые восемь Героев Советского Союза (слева направо):
-Каманин Николай Петрович (Звезда Героя № 2);
-Слепнёв Маврикий Трофимович (Звезда Героя № 5);
-Доронин Иван Васильевич (Звезда Героя № 7);
-Молоков Василий Сергеевич (Звезда Героя № 3);
-Громов Михаил Михайлович (Звезда Героя № 8);
-Водопьянов Михаил Васильевич (Звезда Героя № 6);
-Леваневский Сигизмунд Александрович (Звезда Героя № 4);
-Ляпидевский Анатолий Васильевич (Звезда Героя № 1).
Поделиться в соц. сетях: