Музейная педагогика как средство формирования этнокультурной компетенции у студентов Норильского индустриального института
Петрушенко Л. П.
Музейная педагогика как средство формирования этнокультурной компетенции у студентов
Норильского индустриального института
Норильского индустриального института
___Современное общество требует от каждого человека высокого уровня профессионализма и компетентности. Важно, чтобы каждый специалист, обладая профессиональным мастерством, был ещё и социально-компетентной личностью, толерантной, обладающей широким кругозором, общей культурой, культурой мировоззренческой, нравственной, этнокультурой, умеющей видеть связь между различными общественными сферами, предвидеть последствия своей профессиональной деятельности. Система высшего образования, в том числе, технического, призвана научить студента ориентироваться в возникающих проблемах, в выборе путей их решения, развивает мышление. Студент, получивший этнокультурные навыки способен самостоятельно ориентироваться в многообразии современных этнических проблем, определять для себя исходные, ключевые установки и принципы, с помощью которых он будет воспринимать и оценивать окружающую действительность.
___Сегодня региональный компонент прочно вошел в образовательные программы средних и высших учебных заведений. В Норильском индустриальном институте (НИИ) уже много лет при проведении занятий по гуманитарным дисциплинам активно используются ресурсы творческих площадок города и региона. Благодаря усилиям преподавателей кафедры философско-исторических и социально-экономических наук НИИ, прежде всего, кандидата исторических наук Хакимулиной Ольги Николаевны, в региональный компонент гуманитарных и технических дисциплин достаточно эффективно включён краеведческий материал. Институт в основном готовит специалистов для нашего северного региона, будущих руководителей края и региона, именно от них, в будущем, будет зависеть сохранение и приумножение этнокультурного наследия коренных этносов Таймыра.
___Музейные собрания всегда служили базой культурно-просветительской и научно-исследовательской работы. Экскурсионная деятельность является одной из форм, позволяющей расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт студентов, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсия как часть педагогического процесса совмещает в себе несколько функций: образовательную, воспитательную и мировоззренческую. К основной особенности экскурсионного педагогического процесса можно отнести высокую степень наглядности, что немаловажно для обучения студентов технических специальностей. Эффективность изучения непрофильных курсов студентами напрямую зависит от интереса, который они испытывают к изучаемой дисциплине.
___В настоящее время современная образовательная ситуация в музее требует от посетителя достаточной активности в овладении им ценностным потенциалом, заложенным в музейных предметах. Большое внимание уделяется развитию воображения и чувств путём применения нестандартных решений в построении экспозиций и формах работы с посетителями. Главная цель образовательного процесса в музее – включение индивида в единое историко-культурное пространство. Музеи и культурные центры Норильска и Дудинки в своей работе совмещают традиционные и инновационные методы проведения экскурсий. В данных экскурсионных занятиях акцент сделан на формирование этнокультурного сознания будущих молодых специалистов.
___Сотрудничество НИИ с Музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района длится не одно десятилетие. Более 15 лет норильский Музей является одной из постоянных творческих площадок НИИ для проведения занятий по региональной тематике. В Музее истории НПР студенты занимаются регулярно, для них разработаны и постоянно действуют тематические лектории. Особенно популярны среди студентов интерактивные музейные занятия, в числе которых, итоговая игра по учебной дисциплине «Культура, традиции и обряды коренных народов Таймыра». В мае 2011 года студенты с большим удовольствием приняли участие в интерактивной музейной игре «Путешествие в историю», приуроченной к Международному Дню музеев.
___ Экскурсии в культурные центры города Дудинки, по ряду причин, проходят с периодичностью один-два раза в семестр. Во время экскурсионных занятий в Дудинке студенты знакомятся с экспозициями Таймырского краеведческого музея, Городского Центра народного творчества, Таймырского Дома народного творчества. Необходимость подобных встреч для норильских студентов очевидна. В неформальной обстановке студенты знакомятся с особенностями национальных характеров, с обычаями и традициями коренных этносов Таймыра. Об этом свидетельствуют отзывы самих студентов-участников экскурсионных занятий, приведем некоторые из них. Воинова Виктория (студентка гр. ИЭ-10): «Поездка в Дудинку произвела огромное впечатление. Я получила необычайное эстетическое удовольствие и наиболее полное представление о народах Таймыра. Когда рассказывают о чем-либо красиво и со знанием дела, информация хорошо запоминается, а когда ещё и показывают – усваивается великолепно! Работники музеев работали именно на усвоение и нашу заинтересованность историей и культурой северных жителей, и у них это вышло более чем отлично». Коршун Евгений (студент группы ИЭ-10): «…В общем, я узнал много нового про Таймыр, его жителей, их быт и культуру. Я не знал, насколько богата историями эта древняя земля. После этой поездки я стал по-другому относиться к тому месту, где живу».
___В Таймырском краеведческом музее неподдельный интерес у студентов вызывает как сама экспозиция, так и возможность участия в театрализованном представлении (с участием Дудинского воеводы), после которого у каждого участника остаются памятные фотографии, грамоты и сувениры.
___Исключительной популярностью у студентов НИИ пользуется обряд «Посвящения в Таймырцы», который проводит Таймырский Дом народного творчества, после посвящения ребята фотографируются с экспонатами ТДНТ, знакомятся с художественными произведениями Бориса Молчанова и Мотюмяку Турдагина.
___В Городском Центре народного творчества студентам предоставляется уникальная возможность не только ознакомиться с экспонатами постоянно действующих выставок, но и увидеть процесс их изготовления в мастерских ГЦНТ.
___К сожалению возможности музеев и культурных центров города Дудинки используются в образовательном и воспитательном процессе НИИ только от случая к случаю. Связано это с высокой стоимостью проезда до города Дудинки и отсутствием лицензии на организованную перевозку учащейся и студенческой молодёжи за пределы НПР у транспортных предприятий города Норильска. Последнее обстоятельство ставит под угрозу саму возможность организации экскурсий за пределы города Норильска. В сентябре 2011 года студенты-первокурсники были вынуждены выехать на экскурсию в город Дудинку на личном автотранспорте.
___Творческие контакты студентов НИИ и коллективов музеев и культурных центров Норильска и Дудинки приносят свои плоды. Музейные экспозиции становятся основой для научно-исследовательской работы студентов по региональной тематике. Результаты этой работы ежегодно представляются на международном конкурсе-семинаре «Таймырские чтения» в г. Норильске. В апреле 2011 года студенты-третьекурсники специальности «Металлургия цветных металлов» Пикин Николай и Олейник Михаил (участники первой экскурсии по культурным центрам города Дудинки в апреле 2009 года) стали участниками XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» в РГПУ им. А. И. Герцена, в Санкт-Петербурге, выступили с докладом «Экскурсионная педагогика как фактор этнокультурного образования студентов (на примере Норильского индустриального института)».
Литература
1. Корнеева О. П. Таймырский краеведческий музей – память и гордость Таймыра//Музейный вестник. – Дудинка, 2007. - №6
2. Слесарева С. Г. Миссия и ресурсы Музея истории Норильского промышленного района//Музеи Крайнего Севера III тысячелетия. Проблемы, опыт, перспективы: Сборник докладов научно-практической конференции / Отв. за выпуск С. Г. Слесарева – Норильск: ООО «Агентство «Кактус», 2011
3. Мышева Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте /Т.П. Мышева /под ред. Н. П. Рыжих. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/Т. Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003
5. Хакимулина О. Н. Использование экспонатов государственных музеев и частных коллекций в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе /О.Н. Хакимулина //Таймыр: материалы научно-практической конференции «Биологические ресурсы Таймыра и перспективы их использования». – СПб.: Астерион, 2003
Поделиться в соц. сетях: