Меню

«Морские ворота Восточного Таймыра»

Хатангский морской торговый порт расположен на правом берегу реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых. В этом году порт отмечает свой 70-летний юбилей. Предпосылки к его созданию сложились ещё в 30-х годах прошлого столетия.

 

В это время шло интенсивное освоение территории мыса Нордвик (море Лаптевых). Здесь велись изыскательские работы на нефть, уголь, соль и другие полезные ископаемые. В бухте Нордвик был построен морской порт. Небольшой винтовой пароход «Игарец», принадлежавший Нордвикскому порту, стал первопроходцем речного фарватера от Нордвика до Хатанги. В 1936 году он впервые пришёл сюда с баржей, гружёной товарами. Так было открыто регулярное судоходство в Хатангском заливе.

 

28 февраля 1939 года приказом по Главсевморпути было образовано Хатангское речное агентство. Изначально хатангский флот состоял из двух небольших пароходов и двух барж. Флот использовался для доставки грузов в Хатангу из залива, где их перегружали с морских судов. Тогда же возникла потребность создавать уникальное сооружение - ледозащитную дамбу. Дамба представляет собой огромный ледяной параллелепипед, высотой с трёхэтажный дом, 30 м в ширину, со слегка скошенными боковыми стенками. Работа по устройству дамбы требует мастерства и выдержки, ведь она проводится в лютые морозы. В период ледохода дамба защищает суда, укрывшиеся за ней в искусственно созданном затоне.

 

В 1952 году в Хатангу прибыло первое морское судно. Так началось регулярное плавание морских судов непосредственно в Хатангу, что и стало предпосылкой для создания морского порта. 25 декабря 1954 года приказом министра морского флота № 154 на базе Хатангской речной конторы и Нордвикского морского порта был образован Хатангский арктический морской порт.

 

В 60-х годах прошлого столетия флот значительно пополнился судами озёрно-речного типа. Огромное количество грузов доставлялось для потребностей всего Хатангского района. Пик развития предприятия пришёлся на 70-е - начало 80-х годов. Если в 1974 году порт обрабатывал 159 тыс. тонн, то в 1984 году - уже 312 тыс. тонн грузов. Кризисные 90-е наложили свой отпечаток.  Упали объемы производства, вследствие чего флот оказался невостребованным, старел и приходил в негодность.

 

В 2006 году была основана компания «Хатангский морской торговый порт». На данный момент это единственное предприятие, собственный флот которого может осуществлять сквозные перевозки по всей трассе Северного морского пути с последующей доставкой грузов в акватории с малыми глубинами, на реки арктического побережья РФ и необорудованный берег.

 

Также компания осуществляет морские и речные перевозки внутри России и за рубежом. В число ключевых направлений деятельности входит транспортировка грузов по Северному морскому пути в районы Крайнего Севера. 32 единицы сухогрузного и танкерного флота доставляют топливо, продовольственные и промышленные товары, механизмы, оборудование и автотранспорт. Маршруты международных перевозок включают в себя бассейны Средиземного и Черного морей, морей Западной Европы, а также Дальнего Востока.

 

Хатангский морской порт, 1972 г.

 

Хатанга. Вид на морской порт, 1987 г. Автор А. Просеков.

 

Ледозащитная дамба в Хатангском порту, 2022 г. Автор Д. Гаськов.

 

#Таймырскийкраеведческиймузей

#сохраняем_для_будущего

#Арктика

 

 

  

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: