Север как неотъемлемая часть канадской идентичности
Канада – молодая страна, отличительной чертой которой является ее мультикультурный состав населения, до сих пор пополняемый регулярным притоком иммигрантов со всего мира. В связи с этим определение идентичности стало одной из главных проблем становления канадского общества. Население страны делится на отдельные национально-культурные группы по происхождению. При этом далеко не все иммигранты, живущие в Канаде, признают себя канадцами. По данным переписи 2006 года, из почти 32 млн. населения страны всего около 10 млн. человек ответили, что являются по национальности канадцами.(1)
На формирование канадской нации повлияло историческое развитие страны. К моменту образования Канадской конфедерации в 1867 г. основную часть населения составляли две национально-языковых группы, одна из которых была британского происхождения, а другая – французского. До сих пор потомки британцев и французов остаются самыми большими по численности этническими группами страны. Канадцев британского происхождения насчитывается 15,7 млн.,(2) а канадцев французского происхождения – 4,9 млн. чел. Следом по численности идут немцы (3,2 млн.), итальянцы (1,4 млн.), китайцы (1,3 млн.) украинцы (1,2 млн.) и голландцы (1 млн.).(3) Особое место в этнокультурной мозаике страны отводится и коренным народам Канады – индейцам и метисам, а также инуитам(4) (эскимосам), которых насчитывается всего около 1,3 млн. чел (5).
По своему географическому расположению Канада – северная страна: 70% её огромной территории, включая федеральные и провинциальные земли, относится к зоне вечной мерзлоты. Но, несмотря на это, интерес со стороны канадского общества к северным регионам за все время существования канадского государства был периодическим и довольно редким. Практически всю первую половину XX в. Север воспринимался южной Канадой как «отдельная часть страны» (6), что фактически разделяло страну на две части – на север и юг. Одной из главных причин такого невнимания к Северу являются региональные предпочтения канадцев. Федеральные территории Канады (Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут) остаются мало заселенными. Здесь проживает менее 1% (около 100 тыс. чел.) (7) канадского населения (8). В этом регионе проживает примерно равное число коренного и некоренного населения. Остальная часть населения Канады, состоящая из некоренных канадцев (потомков иммигрантов), проживает на юге страны вдоль границы с США (90% от общего населения страны). Что касается самоидентификации канадцев как северной нации, то Север, безусловно, является частью канадской идентичности, но до недавнего времени все представления канадского общества о Севере сводились к «дикой природе» (wildlife) с длительными, холодными и снежными зимами, но не более того.
Отношение к Северу начинает меняться лишь с началом хозяйственного освоения канадского Севера в 1970-х гг. В этот период появляются первые канадские исследования о региональном севере, в которых утверждалось, что «Канада – это северная страна» (9). Распространяется мнение о канадском Севере как о «национальной кладовой природных ресурсов Канады». Так, Р. Филлипс, бывший глава департамента по северным делам Министерства по делам индейцев и развитию Севера, восхваляет экономическое освоение минеральных ресурсов и туризм на Севере: «Канада может хорошо жить благодаря своему северному наследству… Теперь обширные площади Севера, куда раньше люди уходили для того, чтобы убежать от мира, быстро сужаются. Север становится частью Канады» (10).
Отдельно стоит отметить исследование знаменитого географа Канады Луи-Эдмона Амлена. В своем исследовании под названием «Канадская северность» (11) он разработал метод для определения границ арктического региона (12) и попытался определить место Севера в канадской идентичности. Он впервые определил термин «северность» (nordicité), под которым обозначил цель или идеал, к которому должны стремиться канадцы. Согласно Амлену, «северность» – это особый образ жизни, характеризующийся следующими признаками: 1) понимание северных условий, 2) способность приспособиться к ним, 3) понимание того, что каждый действует в соответствии с этими условиями. Амлен признает, что «северность» пока не является твердо установленным признаком канадцев, а остается «скорее потенциальной, чем реальной» (13) особенностью канадской нации. Он считает, что канадцы относятся к Северу с «ограниченным интересом» и «апатией», которая стала результатом негативных и искаженных изображений Севера (14). По мнению Амлена, о Севере нужно знать как можно больше, иначе характеристика будет неполной, а зачастую даже искаженной. Ведь до этого канадцы имели небольшое представление даже о том, кто проживает на Севере (о коренных народах).
В этот же период, в 1970-1980-е гг., одним из приоритетных направлений политики Канады становится решение проблем коренных народов Севера. Внимание Оттавы к региону и его жителям было вызвано в связи с деятельностью коренных народов Севера, которые заявили о своих правах в так называемых земельных исках (land claims) (15). Начались продолжительные переговоры по урегулированию их земельных исков. Важно отметить, что в процессе этих переговоров началось взаимовыгодное сотрудничество между федеральным правительством и инуитами Канады. Развитие такого сотрудничества сыграло важную роль в представлении Канады как северной страны на международном уровне, а также повлияло на определение канадской идентичности в целом. С созданием такой организации, как Арктический совет (16) в 1996 г., Канада на международном уровне укрепила свой статус приполярного государства. К тому же участие аборигенных неправительственных организаций, представляющих интересы канадских аборигенов, в работе Арктического совета укрепило позиции страны в совете. Но самым главным результатом взаимовыгодных отношений Оттавы и инуитов является суверенитет Канады в арктическом регионе, защищенный от зарубежных притязаний благодаря традиционному землепользованию инуитов арктическими территориями.
Кардинально изменилось отношение к культуре инуитов, и, в целом, Север не только стал по-другому восприниматься, но и стал частью канадской культуры. Так, в канадских музеях часть экспозиции по истории Канады отведена истории коренных народов Севера. Отдельно выставляются произведения искусства инуитов. Создаются научные центры по изучению северной культуры. И даже развивается аборигенный кинематограф. В 2001 г. выходит первый инуитский фильм «Быстрый бегун» (Atanarjuat), режиссером которого стал Закариас Кунук, инуит по происхождению. Показательно, что символом XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г. стал Инукшук «Иланаак» (Ilanaaq) (17), составленный из пяти разноцветных кусочков. По словам Дж. Фурлонга, генерального директора Организационного комитета Олимпийских игр в Ванкувере, «причиной выбора символа стало то, что мы хотели объединиться с ценностями Канады. Инукшук затрагивает все, что мы есть, и символизирует великую историю Резюмируя, хотелось бы добавить, что Север играет все более значительную роль в Канаде не только в географическом и культурном, но и в экономическом и политическом отношении. Правительство Канады нацелено на значительное усиление позиций страны в арктическом регионе. Основные направления арктической политики правительства С. Харпера обозначены в правительственном докладе 2009 года под названием «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future) (19), который также называют Северной стратегией Канады.
Таким образом, канадские власти и общество все больше обращают внимание на арктические проблемы, что связано с происходящим в настоящее время таянием арктического льда. Если раньше канадцы не имели четкого представления о том, что собой представляет «настоящий Север сильный и свободный» (20), то сегодня канадское общество пристально следит за развитием событий в этом регионе. И «северность» все больше становится одной из особенностей канадского общества.
1. Из них назвались канадцами, не связывающими свое происхождение с какими-либо другими странами, 5,7 млн. чел. и связывающими свое происхождение помимо Канады с другими странами – 4,3 млн. чел.
2. Из них назвались англичанами – 6,6 млн. чел., шотландцами – 4,7 млн. чел., ирландцами – 4,4 млн. чел.
3. Canada's Ethnocultural Mosaic, 2006 Census: National picture. More than 200 different ethnic origins. (http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2006/as-sa/97-562/p2-eng.cfm).
4. Инуит (во мн. ч., в ед. ч. инук, что в переводе на русский с инуктитута (Innuktitut) (языка инуитов) означает «человек») – это самоназвание канадских эскимосов. Эскимосами их называли европейцы, а дословный перевод инуитского слова «эскимос» означает «те, кто едят сырое мясо».
5. Canada's Ethnocultural Mosaic, 2006 Census. Op. cit.
6. Kestikalo E.C.H. Negotiating the Arctic: the construction of an international region. N.Y., 2004. P. 129.
7. Population and Dwelling Count Highlight Tables, 2006 Census (http://www12.statcan.ca/census-recensement/2006/dp-pd/hlt/97-550/Index.cfm?TPL=P1C&Page=RETR&LANG=Eng&T=101).
8. Если по всей Канаде плотность населения составляет 3,2 чел. на кв. км (что тоже не так много), то плотность населения на Дальнем Севере Канады составляет всего 0,026 чел. на кв. км. Население Канады – 32 млн. чел., площадь Канады – около 10 млн. кв. км. Население Юкона, Нунавута, Северо-Западных территорий – около 100 тыс. чел., общая площадь всех трех федеральных территорий– 3,8 млн. кв. км.
9. См. например: Morton W.L. The Canadian Identity. 2nd ed. Madison: University of Wisconsin Press, 1972; Lotz J. Northern Realities. The Future of Northern Development in Canada. Toronto: New Press, 1970.
10. Phillips R.A.J. Canada`s North. Toronto, 1967. P. 200.
11. Hamelin L.-E. Nordicité Canadienne. Montréal, 1975.
12. Согласно методу Л.-Э. Амлена, «северность» какой-либо территории или конкретных населенных пунктов рассчитывается по сумме баллов «северности», учитывающей воздействие сразу десяти факторов. Наряду с шестью природно-климатическими (географическая широта, летние и зимние температуры, промерзание почвы, осадки, растительность) учитываются и четыре социально-экономических фактора: наземная транспортная доступность, регулярность воздушной связи, численность жителей в данном населенном пункте или плотность данной местности, производительные функции данного поселения. Каждый перечисленный выше фактор оценивается от 0 до 100 баллов. «Южной границей Севера» в Канаде принято считать линию, соединяющую пункты с суммой баллов «северности» равной 200. Северный полюс имеет 1000 баллов.
13. Hamelin L.-E. Op. cit.
14. Hamelin L.-E. Op. cit. P. 8.
15. К 1975 г. коренные народы Севера подали земельные иски (land claims) федеральному правительству, в которых в первую очередь претендовали на исконно принадлежащие им земли, а также добивались самоуправления для аборигенных общин.
16. Подробно об Арктическом совете см. в Главе 4.
17. Инукшук (Inuksuk) – это сооружение из камней в форме человеческой фигуры. Инуиты Канады отмечали такими скульптурами важные места и использовали их в качестве указателя, чтобы не сбиться с пути. Также его характеризуют как инуитский символ дружбы, гостеприимства и взаимодействия.
18. Цит. по Shadian J. In search of an identity Canada looks North // The American Review of Canadian Studies. Fall 2007. P. 17-18.
19. DIAND. Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa, 2009. (http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp).
20. Прим.: в тексте английской версии гимна Канады «O Canada» есть строчка «настоящий Север сильный и свободный» (True North Strong and Free).
Поделиться в соц. сетях: