Предметы, относящиеся к оленеводству
Таймырский краеведческий музей продолжает знакомить вас с этнографической коллекцией, характеризующей материальную и духовную культуру арктических этносов Таймыра – долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков. Сегодня мы расскажем о предметах оленьей упряжи у таймырских эвенков и долган: сёдлах и посохах.
Сёдла делились на мужские и женские. Последние применялись и в качестве вьючных. Сёдла кладутся не на спину, а на лопатки оленя, и сверху затягиваются подпругой.
Остов мужского седла состоял из двух длинных досок, концы которых были прибиты с наклоном внутрь к развилкам из распиленного вдоль оленьего рога, заменяющим луки. Каждая из досок обшивалась кусками кожи, мездрой наружу, образующими две подушки сиденья, набитые внутри оленьей шерстью.
Как описывал этнограф А.А. Попов, женское и грузовое седло отличалось от мужского двумя высокими, полукруглыми деревянными луками. К развилкам нижней части их были прибиты концы продольных досок сиденья. Луки женских сёдел были украшены затейливой инкрустацией оловом по дереву, геометрическим узором и изображениями птиц.
Поскольку оленье седло не имеет стремян, всадники при посадке на оленя и езде пользовались длинным деревянным посохом. Мужской посох представлял собой прямую палку с утолщением на верхнем конце. Женские посохи, в отличие от мужских, изготавливали из железа и украшали медной инкрустацией, насечками, медными кольцами.
посох
посох
седло
седло
Поделиться в соц. сетях: