Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Лунный календарь нганасан

 

Лунный календарь нганасан

 

Месяц летованья, месяц появления рыбы, месяц отела последних телят

 

Мы продолжаем знакомить вас с лунным календарем нганасан.

 

Второй месяц летнего года, который соответствовал периоду со второй половины июня по середину июля, назывался по-разному: «летованья месяц», или «(появление) рыбы месяц», или «(отёла) последних телят месяц».

 

В древности у нганасан существовал праздник-обряд «Аны̕о-дялы» –  «Большой день», который устраивался не ежегодно, а один раз в несколько лет. Он мог проводиться весной, когда начинал таять снег и показываться земля, а также во время летнего солнцестояния, когда появлялась возможность обращаться к Солнцу-матери. Этот праздник считался чисто нганасанским, и представители других народностей на него не допускались. В начале приносили в жертву Матерям природы оленя, собаку, металлические украшения, испрашивая у них, чтобы олени не перевелись, чтобы было много рыбы, чтобы земля была плодородной, чтобы рождалось много детей.  Праздником руководила самая старая женщина. Следующим действом был хоровод вокруг хорея по ходу солнца, которому и посвящался танец. Затем молодежь устраивала игры, исполняла иносказательные песни, проводила состязания (метание копья, стрельба из лука, борьба, накидывание маута и т.п.). Длился праздник всего одну ночь.

 

Во втором месяце летнего года все жители стойбищ проводили время большей частью вне чума. Мужчины охотились на уток с ружьем и сетями, настораживали на гусиных и утиных гнездах капканы, занимались сбором яиц, ловили рыбу ставными сетями, ремонтировали и готовили летние нарты. Женщины находились около распакованных зимних нарт – просушивали зимние вещи и одежду. Занимались вышивками, готовили летние нюки и одежду, чинили обувь. Подростки пасли оленей.

 

В продолжение этого месяца нганасаны жили относительно оседло, ожидая окончания отела важенок.

 

(Использованы данные из книг: «Нганасаны» А.А. Попова, «Происхождение нганасанского народа» К.И. Лабанаускаса)

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: