История давнего поступления – Альбом Корчемкина
В далеком 1978 году в Таймырский музей пришло необычное письмо-бандероль. В послании оказался фотоальбом со снимками села Дудинки за 1935 год, острова Диксон за 1930-1931гг., нового порта в поселке Усть-Порт за 1932 год. Авторами фотографий альбома и его составителями были Дмитрий Иванович Корчемкин, начальник гидрологической базы в Дудинке 1934-1936 гг. и его давний друг, коллега Лев Кузьмич Стадников.
Дмитрий Иванович Корчемкин в предисловии к альбому напишет: «…Альбом высылаю в дар музею и очень буду рад, если он будет храниться у вас, оставив память о моем пребывании в далекой Дудинке…».
На уникальных фотоснимках можно увидеть не только раритетные кадры села Дудинка, но и то, как в 1935 году на берегу р. Дудинка руководство села встречало Отто Юльевича Шмидта, начальника Главсевморпути, или фотографию лодки, на которой гидрологи впервые в истории измерили расход воды реки Енисей у с. Дудинка. Есть в альбоме и редкий снимок горы Шмидтиха, только в перспективе - сырьевой базы Норильского полиметаллического комбината. Этот кадр был сделан в начале 1930-х годов участником экспедиции, которой руководил Николай Урванцев.
Из серии диксонских фотографий хочется выделить очень редкие, неповторимые снимки, датированные 1930 и 1931 годами. Такие, например, как фотография писателя Макса Эмануиловича Зингера с председателем КСМЛ Лавровым на борту самолета Н-2 на о. Диксон. Писатель-путешественник Макс Зингер в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия» четыре раза прошел Северным морским путем, плавал на «Сибирякове», «Красине», «Малыгине», летал на первых самолетах полярной авиации, неоднократно проходил Енисей, Лену, Колыму от верховьев до Ледовитого океана. На другом фотокадре мы видим экипаж летчика Бориса Чухновского, прибывший на Диксон. Еще одно фото зафиксировало здание диксонской радиостанции со 107-метровой мачтой, рядом с которой в воздухе завис немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». В альбоме имеется два снимка известного дирижабля (с разных ракурсов), на котором была осуществлена Международная арктическая экспедиция пассажирского цеппелина LZ 127 «Граф Цеппелин» в 1931 году.
Полет «Цеппелина» проходил по маршруту: Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - остров Вардропер - остров Диксон - северная оконечность Новой Земли - остров Колгуев - Архангельск. На борту дирижабля находились 46 аэронавтов. Советский Союз представляли: научный руководитель экспедиции, известный полярный исследователь профессор Рудольф Самойлович (о его деятельности и трагической судьбе Таймырский краеведческий музей обязательно расскажет в одной из музейных публикаций в этом году), профессор-аэролог Павел Молчанов, инженер-дирижаблестроитель Федор Ассберг и радист Эрнст Кренкель. В состав научной группы были также включены: 3 американца, один швед, один швейцарец и 6 немцев. Штатный немецкий экипаж дирижабля составляли 26 человек.
Официальные цели воздушной экспедиции были: проверить технические возможности использования дирижабля в высокоширотной Арктике, провести разнообразные исследования по маршруту, и в особенности - осуществить детальную аэрофотосъемку многочисленных арктических островов и архипелагов. На борту дирижабля для решения этих задач, была установлена самая современная кино- и фотоаппаратура того времени.
Советская наука, благодаря этому полету, получила ценную научную информацию. Настоящей сенсацией для ученых всех стран стало то, что между островом Октябрьской революции и островом Большевик находится не залив Шокальского, а широкий пролив. За считанные часы была получена реальная основа для будущих точных географических карт труднодоступных полярных районов.
Кроме того, во время полета были проведены запуски радиозондов (прибора, только что изобретенного профессором П. Молчановым), способных одновременно измерять давление, температуру и влажность воздуха в свободной атмосфере. Всего было совершено четыре запуска радиозондов: у берегов архипелага Северная Земля, над мысом Челюскин, в южной части архипелага Новая Земля и над Белым морем. При этом на дирижабль, где была установлена приемная аппаратура, были переданы сведения о метеорологическом режиме стратосферы, то есть впервые в мировой истории была прозондирована полярная стратосфера сразу в нескольких удаленных арктических районах.
Полет дирижабля «Граф Цеппелин» продолжался 134 часа, из них 116 часов над советской Арктикой. Дирижабль пролетел почти 13000 километров и в нарушение первоначальной договоренности напрямик, без посадки в Ленинграде вернулся в Германию. Рудольф Самойлович 30 июля сбросил вместе с ценной почтой, пролетая над Ленинградом, короткую итоговую записку: «В ранее открытых местностях выявлены изменения поверхности. Работа с шарами-радиозондами системы профессора Молчанова дала результаты мирового значения, важные для суперавиации, суперартиллерии и астрофизики. Открыто несколько новых островов у берегов северо-восточного побережья Сибири. Сделан ряд открытий в области геофизики».
Однако еще более ценные материалы получили немецкая наука и военное командование, которые сыграли свою роль во время военных действий Кригсмарине (Военно-морской флот Третьего рейха) на трассе Северного морского пути в годы Великой Отечественной войны.
Ценнейшие фотографии альбома Дмитрия Корчемкина, в том числе и снимки дирижабля «Граф Цеппелин» были введены в музейный оборот в конце 1980-х, начале 1990-х годов. С того времени исторические артефакты широко используются музейными работниками Таймыра в издательской, научной и всех видах выставочной деятельности музея.
Альбом
Авторы фотоальбома Дмитрий Иванович Корчемкин,
начальник гидрологической базы в Дудинке 1934-1936 гг. и Лев Кузьмич Стадников
Начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт с руководителем округа М.Р. Ноздриным.
У дома метеостанции. с. Дудинка, 1935 г.
Писателя М. Э. Зингер (справа) с председателем КСМЛ Лавровым на борту самолета Н-2. О. Диксон, 1930 г.
Дирижабль "Граф Цеппелин" над о. Диксон, 1931 г.
Поделиться в соц. сетях: