Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Предметы, относящиеся к оленеводству

Таймырский краеведческий музей продолжает знакомить вас с этнографической коллекцией, характеризующей материальную и духовную культуру арктических этносов Таймыра – долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков. Сегодня мы расскажем о предметах оленьей упряжи у таймырских эвенков и долган: сёдлах и посохах.

Сёдла делились на мужские и женские. Последние применялись и в качестве вьючных. Сёдла кладутся не на спину, а на лопатки оленя, и сверху затягиваются подпругой.

Остов мужского седла состоял из двух длинных досок, концы которых были прибиты с наклоном внутрь к развилкам из распиленного вдоль оленьего рога, заменяющим луки. Каждая из досок обшивалась кусками кожи, мездрой наружу, образующими две подушки сиденья, набитые внутри оленьей шерстью.

Как описывал этнограф А.А. Попов, женское и грузовое седло отличалось от мужского двумя высокими, полукруглыми деревянными луками. К развилкам нижней части их были прибиты концы продольных досок сиденья. Луки женских сёдел были украшены затейливой инкрустацией оловом по дереву, геометрическим узором и изображениями птиц.

Поскольку оленье седло не имеет стремян, всадники при посадке на оленя и езде пользовались длинным деревянным посохом. Мужской посох представлял собой прямую палку с утолщением на верхнем конце. Женские посохи, в отличие от мужских, изготавливали из железа и украшали медной инкрустацией, насечками, медными кольцами.

 

посох

 

посох

 

седло

 

седло

 

 


Поделиться в соц. сетях: