Меню

Чернявская Л.М - О Проекте для людей с ограниченными возможностями "Прочти историю руками".

Проект для людей с ограниченными возможностями
«Прочти историю руками». Судьба проекта.
Чернявская Лилия Милославовна
 
МБУК МВЦ ЗАТО Железногорск г. Железногорск Красноярского края
 
 
           В ходе реализации программы «Новые музеи для Сибири» Фонда Михаила Прохорова мне посчастливилось пройти стажировку в музеях Голландии. Посещая Национальный музей древностей в г. Лейдене, мы встретили группу людей с ограниченными возможностями по зрению, «рассматривающих» древнегреческие колонны (в тонких нитяных перчатках они пальчиками ощупывали их рельефы). В фондах нашего музея имеется коллекция контактных копий наскальных рисунков (петроглифов),  расположенных в южных районах Красноярского края.  Я сразу подумала о том, что древние наскальные рисунки тоже рельефны, но наши контактные микалентные копии – плоские. Не повезешь же незрячих людей к скалам в Хакасию. Надо искать выход. Очень хотелось, чтобы незрячие люди смогли познакомиться с этим удивительным наследием наших предков. Наскальные изображения являются ценными источниками, характеризующими не только материальную, но и духовную стороны жизни в далеком прошлом; свидетельствует о прогрессивном развитии мировоззрения, психологии, художественного  творчества и мышления древнего человека. 
 
           Вернувшись домой, поделилась с коллегами идеей. Выяснилось, что кроме микалентного способа копирования существует объемный, в зеркальном отображении. Используя такие копии, мы разработали проект «Я вижу по-другому» для людей с ограниченными возможностями по зрению. Ранее в докладе на I Таймырской музейной Интернет-конференции я уже упоминала о проекте. Начав работать, сразу же выявили минусы такого копирования: копии мягковаты, и рельеф быстро затирается; мешает также скопированный рельеф самой скалы. В качестве эксперта мы привлекли бывшего участника экспедиции, который школьником натирал контактные копии, видел эти рисунки на скале. Но став взрослым, после травмы ослеп. Его оценка для нас была очень важна. Стали искать другой способ. Перерыли интернет. Оказывается, существует специальное рельефообразующее оборудование, при помощи которого можно любую картинку после обработки распечатать полуобъемной. На доработанный проект под названием  «Прочти историю руками» получили грант Президента РФ, приобрели оборудование. Также была разработана лекция по наскальному искусству и записана на тифло-флешплеер. 
Надо отметить, что наш музей в пос. Подгорный был создан в результате детских археологических экспедиций под руководством Заслуженного учителя РФ Е.С. Аннинского. По своей сути коллекция формировалась детьми, и изначально музей создавался как детский, в основе которого лежала концепция интерактивного музея. Дети осваивают предметную среду путем самого активного с ней прикосновения и взаимодействия (каменным скреблом "чистят шкуры животных", добывают огонь лучковым способом, растирают зерно на каменной зернотерке). Накопленный опыт лег в основу дальнейшего развития нашего проекта.  
 
           Были разработаны занятия по древней истории с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями. Отобраны простейшие орудия труда каменного века, но с выраженными признаками обработки их человеком. Особое внимание было уделено реконструкциям древних орудий труда. Например, приспособление для добычи огня лучковым способом, рукоятки для каменных ножей и топоров, древки стрел. В класс-комплект для занятий также были подобраны фрагменты керамических изделий с орнаментом, бронзовые и железные ножи, костяные орудия труда (проколки, наконечники стрел и копья). Для того чтобы посетители могли  представить какая в древности на территории края была флора и фауна, в комплект вошли фрагменты окаменевшей растительности (папоротник, лист неизвестного дерева) и останки животных (берцовые кости мамонта, коленная чашечка мамонта, зубы мамонта, череп шерстистого носорога). 
 
           29.11.14 состоялась презентация проекта  для людей с ограниченными возможностями по зрению, с которыми было проведено занятие по древней истории и наскальному искусству Красноярского края. Надо отметить, насколько огромен был их интерес к прошлому нашего региона. С каким трепетом они держали в руках настоящие древние топоры, наконечники стрел, каменные ножи, бронзовые кинжалы. Например, «рассматривали» очень древнее ручное рубило. Посетитель ощупывает острый рабочий край, противоположную округлую часть – пятку, за которую древний человек держал рубило. Экскурсовод объясняет, как и что можно было сделать этим рубилом, как могли изготовить само рубило. Затем дает в руки отбойник, наковальню, при помощи которых изготавливались каменные орудия труда. Для проявления активности такого посетителя, особенно ребенка, очень важным является создание условий, способствующих снятию скованности, зажатости. Звучание определенной музыки, доброжелательная обстановка способствовали этому.  Особенно поразило участников занятия все то, что связано с духовной культурой наших предков. Несомненно, что наскальные рисунки – это, прежде всего, отражение мировоззрения древнего человека, воссозданного по мифам и легендам, сохранившимся до наших дней, а также с использованием знаков и символов древних цивилизаций. Их сюжеты – это письмо наших предков, своеобразная, закодированная запись реального и ирреального (рассказ о животных, удачной охоте, о роли и месте человека во Вселенной и его культовых представлениях). В фондах музея есть настоящая культовая плита с выбитыми на ней наскальными рисунками. Посетители смогли прикоснуться к этой настоящей святыне древних. А для мобильной версии проекта мы используем небольшой скол со скалы, тоже с настоящим древним рисунком (изображение лося). Экскурсант прощупывает этот настоящий рисунок. Затем мы даем в руки настоящее древнее долото, которым выбивались такие рисунки. Даем в руки микалентную бумагу (на которую снимают рисунков путем наложения) и уже изготовленный этампаж (на холст наклеивается микалентная копия и тонируется под цвет девонского песчаника). Таким образом, мы даем понять, что изготовленные полуобъемные фотографии наскальных рисунков предлагаемых для «рассмотрения» выполнены с точных контактных копий. Они такие же по форме, а отличаются лишь по размеру. 
 
           Во время занятия экскурсовод рассказывает, что изображено, к какому времени относится петроглиф, почему в конкретный период рисовали определенных животных, с чем это связано. Например, в эпоху неолита (от 4 до 7 тыс. лет тому назад) чаще всего изображали лося. Добыча этого животного давало мясо, из шкуры шили одежду и  утепляли жилище, кость использовалась как поделочный материал. Древние обожествляли это животное. Они сравнивали его с солнцем, дающим жизнь. С этим животным они связывали и ритмы природы. Посетителям  был представлен рисунок, на котором изображена лосиха с рогами в виде солнца, а рядом медведь. Он является, как нам кажется изображением сохранившейся до наших дней легенды о космической охоте, в которой отображено представление древних о смене дня и ночи, времен года.
«Рассматривая» копию наскального рисунка, где изображено мировое дерево, по стволу которого поднимается медведь, могут понять, что древние представляли мир в трех измерениях. Корни дерева – нижний мир, где обитает вся нечисть, властелином этого мира является медведь (очень сильное животное, хозяин тайги), но по своему уму и интеллекту он стремится в средний мир – ствол дерева, где обитают люди и животные, и даже пытается прорваться к кроне дерева – в верхний мир, где обитают духи. Медведю у многих народов во все времена приписывались различные магические свойства. До сегодняшних дней сохранился «медвежий праздник» у остяков, ненцев, эвенков.
 
           Важной задачей является то, чтобы посетитель мог не только прикоснуться к прошлому, выступать не только в роли человека воспринимающего и познающего, но и смог выразить себя –  высказать свое мнение о том, что хотел "сказать" древний художник, тем самым стать участником научного исследования. 
 
           Знакомясь с копиями рисунков с изображением обожествленных животных, шаманского камня, ритуальных сцен, участники занятий узнали, что все рисунки размещены в особых энергетических зонах, современное население Хакасско-Минусинской котловины называет их  местами силы. Сегодня разработано несколько туристических маршрутов к сакральным местам. И мы рады, что после наших занятий многие заинтересовались этой темой, захотели поехать к древним святыням. Как отмечала впоследствии заместитель директора Красноярской краевой специальной  библиотеки С.И. Пермякова, после таких встреч  у читателей появился спрос на литературу по тематике проведенных нами занятий.  Мы рады, что смогли поддержать, а у кого-то пробудить жажду познания,  желание путешествовать, «вкус к жизни», несмотря на ограниченность. 
На презентации присутствовали депутаты Городского совета, сотрудники социальной защиты населения. Всем зрячим участникам презентации на глаза были одеты маски. На несколько минут они оказались в ситуации слепого человека. Эффект потрясающий. Многих ситуация пробила до слез. Мы надеемся, что теперь чиновники будут более милосердны к людям такой категории. 
 
           Отдельно хочется рассказать о занятиях с детьми. Конечно, современные особенные дети имеют сегодня больше возможностей, чем еще совсем недавно. Многие освоили компьютеры с версией для слепых, что позволяет расширять кругозор, но ничто не заменит прямого соприкосновения с прошлым. Сколько положительных эмоций получили ребятишки на таких занятиях. Каково было их удивление, насколько древний человек был умелым, наблюдательным и жил в гармонии с природой. Этому стоит поучиться современному человеку. Так получилось, что в одной из школ г. Красноярска учатся вместе не только ограниченные по зрению, но и дети с ДЦП и с задержкой процессов развития. И тот факт, что такие ребятишки могут не только рассмотреть артефакты и копии рисунков, но и ощутить тактильно, безусловно, способствовало лучшему восприятию исторического материала. 
С мобильной версией проекта мы объехали несколько городов и районов края. Интересен оказался опыт работы в Минусинске. Для участия в мастер-классе неожиданно для нас были приглашены обычные школьники. Пришлось придумывать занятие, что называется на ходу. Мы рассказали о методах работы нашего музея (благо презентация была с собой) и, рассказывая о проекте для слепых, предложили ребятишкам «рассмотреть полуобъемные копии рисунков, надев маски на глаза (как на презентации для чиновников). Эффект тоже был потрясающий. Ребят это настолько проняло. Они высказывали свои чувства сострадания к таким людям, да и вообще к инвалидам и обездоленным. Так в рамках данного проекта зародился еще один проект «Особенные люди», с успехом реализуемый и на других территориях. 
 
           Работа по проекту показала, насколько важным делом мы занимаемся. И не знаешь, что оказалось важнее – реализация целей проекта, или то внимание, которое оказывалось такой категории инвалидов. Сегодня мобильная версия проекта по наскальному искусству работает на территории Бурятии. Есть заявки в г.г. Иркутск, Курган, Тула. Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.
 

 

 
 
 
 

Поделиться в соц. сетях: