Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Месропян Н.С. Захватихата А.И - Использование традиционных и современных музейных технологий в эколого-патриотическом воспитании школьников

Н.С. Месропян, А.И. Захватихата

ФГБУ «Заповедники Таймыра», г. Норильск, Россия. E-mail:zapoved.taimyra@mail.ru

 

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро…

                   Н.А. Добролюбов

 

 

           В данной статье представлена особая роль заповедников Таймыра как ценностного ресурса территории в обучении и воспитании подрастающего поколения. Обобщеныпромежуточные результаты совместной работы  за 2014-2017 уч. гг.ФГБУ «Заповедников Таймыра» и  МБОУ «СШ № 8»по экологическому и патриотическому воспитанию школьников с использованием возможностей школьного музея и современных музейных технологий.Дана краткая характеристика наиболее значимых совместных проектов.

 

           Заповедники Таймыра унаследовали уникальное природное и культурное достояние территории. Этот ценностный ресурс сам по себе является важным объектом экологического и патриотического воспитания школьников. На примере таких ценностей, как памятники природы, историко-культурные объекты, уникальные ландшафты и природные комплексы, редкие представители флоры и фауны, формируются личностные ориентиры, которые предполагают преобразование природы и бережное к ней отношение. Через осмысление ценностей, событий и фактов «природы» происходит морально-нравственный и патриотический рост учащихся, становление грамотных природа пользователей и сознательных граждан Земли.

Подобную воспитательную работу со школьниками особенно актуально проводитьв Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий, объявленных в связи с 100-летием заповедной системы России. На современном этапе экология становится  важной частью политики нашего государства, а приоритетными – задачи по сохранению природы. Это связано с ухудшением состояния окружающей среды, которая согласно материалам новой Стратегии экологической безопасности РФ до 2025года, утвержденной указом президента за № 176 от 19 апреля 2017 г, признано не благополучным по многим экологическим параметрам [2].Поэтому в год экологии взят курс на глобальные экологические преобразования, как в целом по стране, так и на заповедных территориях. Повсюду проводятся различного уровня природоохранные мероприятия, способствующие улучшению качества окружающей среды, развитию заповедных территорий, волонтерского движения, экологического туризма, побуждающие общественность к действенному участию и проявлению своей гражданской позиции.

 

           В Год экологии«Объединенная дирекция Заповедников Таймыра»стала центром внимания федеральных властей как потенциальный туристический ресурс территории, где в охранных зонах можно развивать экологически грамотный туризм[3], волонтерское движение, экологические лагеря. Школа  в этом контексте может рассматриваться как потенциальный участник организованных походов, семейных эко-лагерей, детских научно-исследовательских экспедиций, волонтерских экологических десантов.

Волонтёрством в заповедниках сегодня стремительно развивается. Движение «Друзья заповедников Таймыра» набирает большую популярность и является обязательным условием реализации масштабных задач, в том числе и эколого-просветительских. Привлечение школьников к волонтерской деятельности позволяет решать многие воспитательные задачи: приобщать подрастающее поколение к общественно-полезному труду на благо общества и природы, видеть и оценивать результат своей работы,проникаться чувством гордости и ответственности за свой город, крайи страну.

 

           ФГБУ «Заповедники Таймыра» и МБОУ «СШ № 8» в целях вовлечения школьников в общественно-значимую и практическую деятельности по сохранению уникального природного и историко-культурного наследия Таймыра реализуют долгосрочную программу эколого-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательном пространстве. Программа направлена на формирование у подрастающего поколения нравственных качеств, позитивного экологического сознания, патриотического мышления, активной гражданской позиции в вопросах сохранения природной среды. Она имеет проф. ориентационную направленность и включает разноплановые эколого-патриотические мероприятия к знаменательным датам и событиям. Совместная работа проводится в партнерстве с ОУ микрорайона, МБУДО «ЦДЮТиЭ», МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО «ЦВР», МАУ ДО «ДТДМ», МВК «Музей Норильска», ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», «Союзом ветеранов афганской войны и локальных конфликтов», «Совет ветеранов Отечественной войны» и др.

 

           Объединение возможностей заповедников Таймыра с особенностями работы СШ № 8 позволяет более качественно решать воспитательные задачи, тем более, что партнером заповедников является одна из лучших школ города с сильными музейными традициями; активно организованной поисковой работой; хорошо налаженной многолетней выставочной деятельностью, которая осуществляется благодаря увлеченным педагогам-коллекционерам; интегрированными  музейными подходами  в предметные дисциплиныи, конечно же, высоким уровнем воспитательной работыс непременным использованием традиционных музейных средств и современных технологий.

 

           Школьному Музею авиации и космонавтики отводится особая роль в воспитании у подрастающего поколения ценностных ориентиров. В работе со школьниками педагоги активно используют такие средства музея как поисковая и собирательская работа, изучение музейного предмета, организация тематических выставок, проведение экскурсий, использование фондовых материалов в научно-исследовательских проектах, проведение музейных уроков по истории, физике, природоведению, географии, биологии, а также внеклассных занятий с использованием музейных предметов[1].

Сегодня школьный Музей как центр интегрированной музейно-образовательной среды отрабатывает новые формы познавательной, научно-исследовательской, коммуникативной деятельности учащихся. В качестве инновационной музейной технологии используется музейная педагогика, которая сочетает в себе принципы и методы педагогики с формами и особенностями работы музея. Основанная на зарубежном опыте, она стала приоритетным направлением деятельности школьного музея. В работе с посетителями активно внедряются: интегрированные программы, информационные технологии, а пробируются интерактивные формы работы: экскурсии, выставки, квесты, театрализации, праздники, игровые площадки и мастер-классы; разрабатываются путеводители и творческие задания к выставкам. В основе разнообразных форм работы лежит принцип интерактивности – получение «знаний через руки»: через взаимодействие или активное восприятие музейных предметов создаётся определенный образ, формулируются выводы, основанные на ощущениях и получении прямого опыта.

 

           Заповедники Таймыра активно используют музейные технологии как средство для воспитания экологического патриотизма, объединяющего понятия любви к природе, Родине, ко всей планете в целом, которая рассматривается как главная ценность человечества. Работа в музейном пространстве школы и взаимодействие с другими музеями строится с непременным участием профильных специалистов заповедников Таймыра, имеющих опыт музейного дела. В тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом проводятся встречи и обучающие семинары, оказывается методическая консультация, ведётся научное руководство НИР школьников, осуществляется реэкспозиция музея, создаются интерактивные и тематические выставки, организуются экологические мероприятия и акции. В рекреации второго этажа школы выделена специальная площадка под фотовыставки заповедников Таймыра. Периодически обновляется уголок кабинета профориентации и раздел, посвященный деятельности заповедников. Во все  музейные виды работ  активно вовлекаются волонтеры  из числа педагогов, старшеклассников и активистов школьного музея. Музейные экспозиции  и интерактивные композиции успешно демонстрируются с их участием на городских и краевых площадках.

С использованием ресурсов наших двух учреждений ФГБУ «Заповедники Таймыра» и МБОУ «СШ № 8» в едином музейно-образовательном пространстве, стало возможным реализацияв период с 2014-2017 гг. ряда эколого-просветительских и патриотических мероприятий и проектов. Представляем краткое их описание с применениемтрадиционных форм и инноваций:

 

           1. Реэкспозиция школьного музея в (2015) завершилась новым художественным воплощением с интерактивными зонами, позволяющими посетителю активно взаимодействовать с экспонатами. В экспозиции разрешается трогать/фрагмент лопасти вертолета/, листать /летопись дружины/, слушать /голос Титова с пластинки проигрывателя), включать (аэронавигационные приборы),  управлять воображаемым полетом /ручка управления, створка кабины вертолёта Ми-8/,оставлять пожелания /в бортжурнале посетителя музея/, фотографироваться/в «Скафандре космонавта»/, сравнивать и находить общее между деталями конструкций и объектами живой природы. Растянутый во всю стену настоящий парашют обозначил новый раздел по истории полярной авиации, который особенно близок деятельности заповедников Таймыра, так как с привлечением средств малой авиации сегодня на заповедных территориях решаются многие вопросы научно-исследовательской, туристической и охранной деятельности[9]. Обновился раздел, посвященный истории становления и развитиясоветской космонавтики, видоизменилась подача материалов по истории школьного музея и школьной дружины. В экспозиции появился уголок детского творчества и ежегодно обновляющийся раздел новых поступлений. В 2015-2016г. впервые экспонировались: карта полетов и фурнитура летней одежды из личного комплекса А.Е. Волеженкова; макет истребителя МИГ-29 из частной коллекции В.Г. Стрекаловской, комплекс материалов болгарского космонавта Красимира Стоянова и предметы, переданные в дар новыми партнерами школы – войсковой частью ВКО г. Норильска [3]. К юбилею школы запланирована очередная реэкспозиция Музея.

 

           2. Участие в Ночи музеев-2017«Телепортация» с интерактивной выставкой «Полёт». Часть экспозиции раздела по полярной авиация Музея авиации и космонавтики была трансформирована в МВК «Музеи Норильска» на выставку с интерактивными разделами: «К полёту готов!»/в импровизированной кабине пилота Ми-8, примерка атрибутов форменной одежды/, «Фото-полет»/на настоящем парашюте-крыле/, «Передача СигналовSOS»/с помощью телеграфного ключа/ - стала одной из самых востребованных на мероприятии и имела положительный отклик со стороны многочисленных посетителей. Активисты музея и волонтеры под руководством Светланы Елисеевой организовывали работу площадки с краткой аннотацией разделов и творческими играми, помогая посетителям погрузиться в профессии авиации [11].Выставка экспонироваласьв городском музее все лето.

 

           3. Квест «Филиал на Марсе» (2016)– конкурс от Компании «Норникель» на лучшее профориентационное мероприятие, проводился для того, чтобы помочь школьникам в их осознанном выборе профессий. На одной из интерактивных профплощадок – «Заповедной» в игровой форме провели «экологический всеобуч» об особенностях профессии эколога и интерактивный блиц-опрос на профпригодность, посвященный вопросам сохранения растительных сообществ леса, экологическим проблемам региона и профилактике лесных пожаров. Практическое действие по спасению окружающей природы было посвящено сбору и сортировке мусора, пригодного для вторичной переработки и разовому сбору отработанных батареек[10]. Особенностью работы стал передвижной «музейный чемоданчик» с  набором сопроводительных предметов, играми и методическими материалами.

 

           4. Акция «Села батарейка»(2014 – 2016) – социально-значимый экологический проект заповедников Таймыра по сбору отработанных элементов питания проводился в целях сохранения тундровых и лесных экосистем от загрязнения. Проект объединил социокультурные и образовательные учреждения города и многочисленных жителей Норильска.Учащиеся и педагоги школы № 8  активно включились в акцию, провели несколько одноразовых сборов отработанных элементов питания и собрали 2072 батарейки весом 30кг 168гр, которые были переданы сотрудникам заповедников для дальнейшей утилизации.Вклад школы в защиту природной среды составил 41 440 м² чистой земли и 828 899 л чистой воды[5]. В работе с учащимися использовались информационные технологии, мультимедийные презентации, волонтерская работа в рамках агитбригад.

 

           5.Международная экологическая акция «Марш парков» (2016-2017) в поддержку ООПТ ежегодно объединяет более 2000 жителей НПР, Дудинки и с/п Хатанги. В рамках акции школа стала активным участником городского проекта «Краски природы» по созданию серии передвижных выставок к 100-летию заповедной системы России («Заповедный мир глазами детей», «Ары-Мас»- лесной остров, «Лики заповедной природы», «Заповедный к Рай» и «Казаркин базар») [6]. Неотъемлемой частью акции стали просветительские мероприятия: виртуальные экскурсии по заповедникам России, интерактивные занятия  и заповедные музейные уроки. Лучшие творческие работы приняли участие в конкурсах акции «Марш парков», а также были заявлены в иных  конкурсах краевого и всероссийского значения: всероссийском от движения «Кедр» – «Деревья – живые памятники природы», краевом от центра «Юннаты» – «Сохраним лес живым!»[7].

 

           6.Волонтерское движение «Друзья заповедников Таймыра»(2015-2017) Команда волонтеров школы из числа активистов школьного музея, педагогов и старшеклассников – надежные помощники заповедников Таймыра на городских мероприятиях. Они организуют встречу гостей, раздачу творческих буклетов и путеводителей к выставкам, ведут работу на интерактивных площадках, проводят игры, флешмобы и конкурсы[8].Кроме того в рамках деятельности школьного музея волонтеры пробуют себя в роли юных экскурсоводов и ведущих школьных праздников, проводят экскурсии по фотовыставкам заповедников, краеведческие и экологические викторины с музейными предметами, участвуют в экодесантах по очистке территории, проводят агитационную работу с населением.В качестве участников просветительских мероприятий на встречах с сотрудниками заповедников, волонтеры пополняют багаж своих знаний: познают  азы заповедного дела, осваивают навыки культурного туриста, учатся  правильно наблюдать и исследовать природу, овладевают умениями и навыками, которые им пригодятся при выполнении заповедных задач в условиях природной среды.

 

           7. Участие в Фестивале школьных музеев г. Красноярске (2015-2017). Музей авиации и космонавтики, как победитель Фестиваля, в числе лучших музеев края завоевал право почетного хранителя дубликата переходящего Красного Знамени 365-го стрелкового полка за эффективную патриотическую работу. На Фестивале в 2017 году школа представила конкурсные проекты в трех номинациях. Деятельность музея была посвящена героическому подвигу летчиков-полярников в Беринговом море по спасению в 1934 году людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» и представлена в виде интерактивной театрализованной композиции с элементами реконструкции. Защита социально-образовательного проекта была посвящена исследовательской работе школьного актива по присвоению школе имени С.Г. Титова. На конкурсе экскурсоводов показали экскурсию по стендовой выставке «Норникель – вектор Природа», которая создавалась на реальных материалах школьного музея и архива заповедников Таймыра. Мероприятия Фестиваля завершились торжественным шествием знаменосца школы с  дубликатом Знамени на параде Победы в Красноярске[4].

 

           8. Патриотический праздник в рамках «Дня Победы»и «Международного дня музеев»(18 мая 2017).Проходит ежегодно при участии ветеранов Великой Отечественной войны,почетных гостей школы и представителей шефствующей организации. Ярким событием праздника в 2017 году стали: чествование ветеранов, праздничный концерт, театрализованное представление конкурсных патриотических  проектов по итогам проведения Фестиваля школьных музеев в г. Красноярске, церемония передачи дубликата переходящего Красного Знамени 365-го стрелкового полкана хранение в школьный музей, который 3-й годудостаиваетсяподобной чести [4].

 

           9. Методическое консультирование и научное руководство в рамках НИР школьников (2017). Осуществляется профильными специалистами заповедников Таймыра по заявленным темам музейного и заповедного дела. Материалы фондов школьного музея, экспонаты выставок, архивные, научные и экспедиционные материалы заповедников Таймыра являются объектами изучения научно-исследовательских и проектных работ учащихся. В 2017 году было осуществлено научное руководство двух исследовательских работ по темам: «Развитие экологического туризма в охранной зоне заповедника «Путоранский» и «Интерактивные экскурсии как средство активации познавательного интереса школьников», которые заняливысокие рейтинги (IIIиIV)в рамках краевого конкурса «Моё Красноярье».

 

           Воспитание на природных, наглядных и виртуальных материалах заповедников Таймыра в тандеме с налаженной системой работы школы, высоким уровне профессионального мастерства педагогов, интегрированной деятельностью школьного музея, применением инновационных музейных технологий, наличием выставочных площадок – все этоспособствуют более эффективному процессу экологического и патриотического воспитания школьников, формированию позитивной системы ценностей.

 

           Использование музейных технологий в воспитательном процессе вызывает познавательную активность, устойчивый интерес и творческий импульсу школьников. Это особенно заметно по их участию в виртуальных путешествиях и экскурсиях, в экологических конкурсах и квестах, на творческих площадках и выставках. Наблюдается позитивная динамика в восприятии музейного предмета и качестве усвоения знаний. Особенно школьникам нравятся интерактивные предметы, которыми можно манипулировать. Такой подход предрасполагает к получению ярких впечатлений и проявлению положительных эмоций. В эстетическом плане происходит развитие воображения, образно-чувственного восприятия окружающего мира. А через эстетическое отношение к природе решаются задачи экологического восприятия и патриотического самосознания,формируется привязанность к Родине.

Таким образом, через предметный мир музейных «красок» и «ощущений», который достигается посредством современных музейных технологий, происходит формирование нравственных, экологических и патриотических ориентиров. Результаты совместной работы подтверждают, что достаточно мобильные и легко адаптируемые  музейные технологии являются идеальным средством в решении воспитательных задач школы, а музей –творческой средойдля познавательной, научно-исследовательскойи практической самореализации учащихся.

 

Список источников

 

  1. Архивные материалы фондов Музея авиации и космонавтики СШ № 8 г. Норильска. 
  2. Остратегии экологической безопасности Российской  Федерации в период до 2025 года.[Электронный ресурс]:Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176. – URL: www.kremlin.ru/acts/bank/41879
  3. У заповедников Таймыра – огромный потенциал/ Пресс-служба Минприроды России[Электронный ресурс]// Заповедники Таймыра [сайт] – URL: .www.zapovedsever.ru./
  4. Месропян И.С. Возвращение стяга домой [Электронный ресурс] // Заповедники Таймыра [сайт] – URL: .www.zapovedsever.ru./
  5. Месропян И.С. День и год [Электронный ресурс] //Заповедники Таймыра [сайт] – URL.www.zapovedsever.ru./
  6. Месропян И.С. Казаркин базар или Как помочь заповедникам [Электронный ресурс] //Заповедники Таймыра [сайт] – URL:  .www.zapovedsever.ru./
  7. Месропян И.С. Лес без пожара [текст] // Заповедный Север –  г. Норильск, изд. ФГБУ Заповедники Таймыра. –2016. –№4(23). –С.8
  8. Месропян И.С. На празднике природы [Электронный ресурс] //Заповедники Таймыра [сайт] – URL:  .www.zapovedsever.ru./
  9. Месропян И.С. Наш космос [Электронный ресурс] //Заповедники Таймыра [сайт] – URL:  .www.zapovedsever.ru./
  10. Месропян И.С. Филиал на Марсе [Электронный ресурс] //Заповедники Таймыра [сайт] – URL:  .www.zapovedsever.ru./
  11. Музейная ночь в Норильске [Электронный ресурс] //Музей Авиации и космонавтики МБОУ "СШ № 8" г. Норильска  [сайт] – URL:  http://musey-kosmos.moy.su

 

 

Приложение 1

 

           Справка.Комплексно-краеведческий «Музей авиации и космонавтики»(МАиК)МБОУ «СШ № 8».Единственный музей космонавтики в Таймырском долгано-ненецком муниципальном районе. Открыт в День космонавтики  12 апреля 1978 года на базе школе № 8 г. Норильск (был зарегистрирован в Центральном доме авиации и Федерации Космонавтики СССР за № 69 от 12 апреля 1978 г). Его первым руководителем был участник Великой Отечественной войны Ю.Г. Забежинский. Среди почетных гостей музея –  действующий космонавт РФ Олег Германович Артемьев, побывавший с визитом в апреле 2016 года.

Фонды музея насчитывают ок.3000 единиц хранения. Это материалы истории школьного музея и школьной дружины, обширные коллекции марок и значков учащихся школы, а также самодельные макеты самолетов и ракет.


           Здесь хранятся свидетельства героической деятельности летчиков-полярников, покоривших арктические просторы, аэронавигационные приборы и  фрагменты летного оборудования. Значительная часть фондов посвящена плеяде космонавтов, внесших героический вклад в освоение космоса. Золотой фонд коллекции – уникальные предметы, побывавшие в космосе:личные вещи и комплексы, космическое питание,детали космического оборудования, а также документы, подписанные знаменитыми космонавтами планеты: письма, открытки, фотографии, схемы и книги с дарственной надписью.

В фондах музея более двухсот книг по авиации и космонавтики. В настоящее время большой блок информации представлен на электронных носителях. В фондах музея комплектуется историко-бытовая коллекция по истории развития космонавтики и полярной авиации (профильное направление), военной истории Норильска и естественнонаучная коллекция из материалов краеведческого содержания.

           

           Фонды музея ежегодно пополняются новыми поступлениями благодаря совместной деятельности с организациями-партнерами, другими музеями, а также известными деятелями, внесшими вклад в развитие полярной авиации и космоса. Из поступлений 2017 года – комплекс материалов известного в Норильске полярного авиатора, летчика I класса гражданской авиации В.П.Опрятова - одного из первых шефов кружка «Юный авиатор», проводившего занятия с детьми в период с 1984 по 1987 гг.[1]

 

 

Приложение № 2

 

Таблица результатов работы за 2016-2017 гг.

 

Интерактивная зона Отправляемс в полет,  фрагмент кабины  Ми-8, Ночь музеев

 

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: