Меню

Этнические процессы у енисейских ненцев: ретроспектива и современность

Квашнин Ю.Н.

 

Этнические процессы у енисейских ненцев: 
ретроспектива и современность


Среди народов, населяющих сегодня полуостров Таймыр и низовья Енисея, особое место занимают ненцы. В отличие от большинства своих соседей – нганасан, энцев, долган – они в большей мере сумели сохранить традиционный образ жизни, связанный с оленеводством. Нельзя сказать, что ненцев не коснулись процессы трансформации и ломки привычного кочевого быта, около трети из них сейчас проживает в поселках, однако именно оленеводство во многом способствовало сохранению до наших дней уникальной этнической культуры одного из самых северных народов России [1].
В начале 60-х гг. ХХ в. на территории Таймырского национального округа проводили этнографические исследования российские ученые-этнографы Юрий Борисович Симченко и Владимир Иванович Васильев. В одной из опубликованных ими в журнале «Советская этнография» статье они попытались отразить изменения, произошедшие за годы Советской власти в хозяйстве, быте, культуре и расселении ненцев, энцев и нганасан [2]. 
Спустя почти полвека, в 2006 г., сотрудники ИПОС СО РАН изучали особенности культуры группы ненцев, проживающих на притоках Енисея реках Большая и Малая Хета, Соленая и в п. Тухард [3]. В 2009 г. автором данной статьи были исследованы ненцы, приписанные к поселкам Караул, Носок и Усть-Порт.
Общие сведения о районе исследования. По административно-территориальному делению низовья Енисея относятся к Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Красноярского края. Большинство проживающих здесь ненцев приписано к муниципальному образованию «Сельское поселение Караул». Центром поселения, является одноименное село, бывшее раньше районным центром. По Енисею и его притокам расположены, относящиеся к Караулу административно, поселки Усть-Порт, Носок, Поликарповск, Казанцево, Тухард, Байкаловск, Мунгуй, Кареповск, Белый Яр. Дальше всех, на берегу Енисейского залива, стоит п. Воронцово. Кроме того, на территории с/п Караул находятся фактории Дерябино, Хинки, Яра-Танама, около сорока рыболовецких точек, а также поселок газовиков и геологоразведчиков Мессояха.
Демографические процессы. Современное население с/п Караул, как показывают статистические данные администрации на 01.01.2009, распределено по поселкам и прилегающей к ним тундре неравномерно. Больше всего людей приписано к п. Носок (1795 чел.), а самыми малонаселенными являются п. Кареповск и Белый Яр (по 11 чел. в каждом).
Поселки Поликарповск, Казанцево, Мунгуй, Кареповск и Белый Яр из-за малонаселенности признаны неперспективными, поэтому администрация района планирует перевести их население в близлежащие населенные пункты Воронцово, Носок, Байкаловск и Усть-Порт.
Национальный состав населения, проживающего на территории с/п Караул, весьма разнообразен, впрочем, как и в большинстве районов Крайнего Севера. По официальным документам, из коренных народов Севера, здесь больше всех насчитывается ненцев (2993 чел.), за ними следуют энцы (133 чел.), долганы (105 чел.), нганасаны (6 чел.), эвенки (3 чел.). К коренному населению можно отнести также потомков русских переселенцев XVII-XIX вв. В результате межэтнических контактов они постепенно смешались с коренными жителями и приезжими недавнего времени, поэтому определить их точную численность невозможно. Всего в этом районе насчитывается более одной тысячи русских. Все местные немцы (53 чел.) – это спецпереселенцы начала 1940-х гг. и их потомки. Кроме того, здесь живут: украинцы, белорусы, молдаване, румыны, финны, латыши, татары, башкиры, чуваши, марийцы, мордва, узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы, чеченцы, хакасы, болгары. Общая численность населения муниципального образования с/п Караул составляет 4547 человек. По данным похозяйственных книг, в с. Караул проживает всего 882 человека, в п. Усть-Порт – 470 человек, а к п. Носок приписано 1925 человек.
По сравнению с современной демографической ситуацией, в начале 1960-х гг.в низовьях Енисея все было несколько проще. На этой территории преобладало ненецкое население, проживали также энцы и несколько семей эвенков, долган и коми-зырян. Вместе с ними в колхозах работали русские, украинцы и представители других национальностей. Отмечено здесь 39 семей русских старожилов Байкаловых, Кошкаревых, Ананьевых, Бычёвых, Турковых, Каргаполовых, Клепиковых, Росляковых. Смешанных русско-ненецких и ненецко-русских семей насчитывалось здесь в то время всего 8. Лишь в двух из них дети были записаны ненцами. Было также несколько ненецко-энецких семей. Исследователи отметили слабое знание русского языка ненцами, приписанными к п. Носок, связанное с тем, что они географически изолированы, и у них долгое время отсутствовали прочные контакты с русским населением [2; 4].
Разнообразие современного национального состава поселков Караул, Усть-Порт и Носок обусловлено особенностью конкретных исторических процессов, прошедших здесь за последние полвека и повлиявших на ход хозяйственного и демографического развития. Например, сейчас в Карауле сосредоточены все органы управленческих структур района, с недавнего времени отсутствуют хозяйственные организации, объединяющие коренных жителей для совместного занятия традиционными промыслами, поэтому здесь преобладает пришлое население (72,5 %). Больше всего здесь русских (52,2 %), как говорилось выше, потомков русских старожилов и вновь прибывших, украинцев (6,0 %), а также немцев (3,1 %). Для такого сравнительно небольшого села, каким является Караул, здесь довольно много азербайджанцев (3,5 %), которые занимаются торговлей продуктами и промышленными товарами. Численность финнов, латышей, башкир и представителей других национальностей невелика – от одного до пяти человек. Из коренного населения Таймыра доминируют ненцы (24,8 %), за ними следуют долганы (2,2 %). Энцы, нганасаны и якуты представлены каждый по одному человеку.
Поселок Усть-Порт, потерявший в 90-е гг. ХХ в. свое значение как центр заготовки и переработки рыбы, является сегодня полностью дотационным и обслуживает только население поселка и часть оленеводов Тухардской тундры, привозящих в здешнюю школу-интернат своих детей. По численности населения здесь лидируют ненцы (57,8 %), далее идут русские (34,0 %) и немцы (3,4 %). Представителей других национальностей насчитывается от одного до трех человек.
Поселок Носок в настоящее время является одним из центров сохранения и развития оленеводства на Таймыре. Почти две трети ненецкого населения, приписанного к поселку, проживает в тундре, на оленеводческих и рыболовецких стойбищах. Всего здесь зарегистрировано 1560 ненцев, что составляет 81,0 % от всего населения поселка. Вторыми по численности являются русские (15,2 %), третьими – долганы (0,7 %). Других народов насчитывается от одного до пяти человек.
Половозрастная структура ненецкого населения в каждом из трех поселков также имеет свои особенности. Например, в Карауле и Усть-Порту очень мало пожилых людей. Самыми старшими там являются – одна бабушка 1933 года рождения и еще одна – 1924 года. В Носке стариков гораздо больше. Старейшими здесь являются две женщины 1918 года рождения и один мужчина 1902 года. Примечательно, что все они проживают в тундре. В целом, ненцев достигших пенсионного возраста насчитывается: в Карауле – 17 человек, в Усть-Порту – 25 человек, а в Носке – 150 человек. 
Несмотря на то, что за последние пять лет, в целом по Таймырскому району, выросла рождаемость коренного населения, ни одну из трех исследованных нами популяций ненцев нельзя отнести к категории расширяющихся. Пропорциональное соотношение репродуктивного (детородного) и дорепродуктивного поколений, определенное нами по методу А.И. Пики и Г.М. Афанасьевой [5; 6], составляет: в с. Караул – 1,0 : 1,46; в п. Усть-Порт – 1,0 : 1,06; а в с. Носок – 1,0 : 1,43, при норме 1,0 : 1,50 и выше.
Трудоспособное ненецкое население трех поселков (мужчины – 18-55 лет, женщины – 18-50 лет) составляет в среднем 45,5 %. Численность мужчин и женщин, относящихся к условно репродуктивному поколению (мужчины – 18-50 лет, женщины – 18-45 лет), распределена здесь неравномерно. Особенно ярко это видно на примере с. Караул, где разница между полами составляет 20 %. Соотношение общей численности мужчин и женщин очень разнится в п. Усть-Порт – более 15 % в сторону женщин. В дальнейшем можно прогнозировать если не увеличение, то сохранение диспропорции полов во всех трех популяциях, так как на сегодняшний день в нижних возрастных когортах – от 0 до 20 и 30 лет – численность женщин превышает численность мужчин.
По сравнению с 1960-ми гг. сильно изменилась профессиональная занятость местных ненцев. Полвека назад основными отраслями хозяйства на этой территории были оленеводство, рыболовство, охота. В поселках развивалось клеточное звероводство, молочное животноводство, переработка рыбы [2]. Сейчас большинство коренного населения трех поселков занимается неквалифицированным трудом: в Карауле – 6,5 %, в Усть-Порту – 9,3 %, в Носке – 1,8 %. Ненцы и ненки работают сторожами, прачками, посудомойками, уборщицами, нянями, рабочими, дворниками. Что касается традиционных занятий рыболовством и оленеводством, то, к примеру, рыбаками и охотниками числятся в Карауле – 1,3 % населения, в Усть-Порту – 7,2 %, а в Носке – 1,7 %. Так как хозяйственных объединений чисто оленеводческого направления в районе исследования нет, то и в похозяйственных книгах оленеводами или пастухами не записан ни один человек. Однако судя по указанным местам проживания можно с большой долей уверенности говорить, что, например, в п. Носок, многие ненцы, у которых отсутствуют записи в графе о профессиональной занятости, являются оленеводами-частниками. Довольно много людей числится в похозяйственных книгах безработными и неработающими. Особенно много таких в п. Усть-Порт (22,5 %).
Характеризуя демографическую ситуацию у ненцев трех исследованных групп в целом можно сказать, что она развивается естественным для нынешнего времени образом. Процессы, весьма схожие с процессами у караульских и устьпортовских ненцев, отмечены нами у ненцев Надымского р-на ЯНАО, где довольно высок уровень урбанизации и промышленного освоения территории [7]. Демографическое развитие ненецкой популяции п. Носок близко по показателям к развитию популяций ненцев Тазовского р-на ЯНАО, особенно к гыданской группе, с которой она граничит по р. Танама [8].
Этнический и фамильный состав. Ненецкое население на исследованной территории неоднородно по своему составу. Оно делится на тех, чьи предки перекочевали в низовья Енисея с низовьев Таза в XVII-XVIII в. и потомков переселенцев XIX-XX вв. с северо-востока Тазовского и юго-запада Гыданского п-ова. Они разделены также и по видам хозяйственной деятельности. Например, первые, к которым относятся семьи Ямкиных, Лырминых, Береговых, Лампай и некоторые другие, занимаются преимущественно рыболовством и охотой, а вторые – Тэседо, Ядне, Яптунэ, Яр – оленеводством.
На рубеже 1950-1960-х гг. наиболее значительная по численности группа ненцев проживала на территории Носковского сельсовета – 138 семей. На половину меньше было ненцев приписанных к Мунгуйскому сельсовету – 69 семей. В Мало-Хетском сельсовете насчитывалось 48 семей, больше трети из которых были потомками ассимилированных энцев. Всего 38 семей ненцев проживало на территории Воронцовского сельсовета [9; 2].
Энцев на левом берегу Енисея проживает значительно меньше, чем ненцев. Большинство из них под давлением ненцев перекочевало на правобережье еще в XVII в., многие были ассимилированы. По данным конца 1950-х – начала 1960-х гг., четыре энецкие семьи Мирных и по одной семье Пальчиных проживали на территории Мунгуйского сельсовета; 12 семей, которые носили фамилии Ашляпкиных, Болиных, Горлашкиных, Каяриных, Пальчиных – на территории Мало-Хетского сельсовета. [9; 2].
Через полвека в низовьях Енисея произошли существенные изменения этнического и фамильного состава населения. Во многом, это было вызвано интенсификацией промышленного освоения территории начиная с 1970-х гг. и, связанным с этим, ростом численности приезжих разных национальностей. К смешанным с русскими старожилами ненецким семьям Байкаловых, Кошкаревых, Бычёвых, Росляковых и др. прибавились семьи Поляковых, Горбовичей, Стахив, Сактобергенновых, Бернис, Танасеску и др.
В связи с укрупнением совхозов в 1960-х гг. и реформированием хозяйств в 1990-е гг. в низовьях Енисея произошла территориальная перегруппировка ненецкого и энецкого населения. Более 15 поселков постепенно прекратили свое существование в Усть-Енисейском районе, а их население было полностью или частично переселено в другие населенные пункты. Из фамильного состава трех исследованных нами групп ненцев выбыли ненецкие семьи с фамилиями Марьик, Поповы (крещеные Яр) и Росляковы (крещеные Нгокатетта), зато прибыли семьи Пальчиных, Салиндер, Фефеловых (крещеные Лампай) и Яндо. Кроме того, в состав ненцев влились семьи ассимилированных ими энцев Болиных, Каяриных, Мирных, Силкиных и Турутиных. Большинство местных ненцев знают родной язык, и очень хорошо говорят по-русски, так часто бывают в поселках и общаются с пришлым населением. Поселковые ненцы младшего поколения родной язык знают хуже, особенно дети из смешанных семей.
Хозяйственные занятия. В начале 1960-х гг. главным хозяйственным объединением в низовьях Енисея был колхоз «Заря Таймыра». В 1961 г. общая площадь его угодий составляла 4970,6 га, из которых на оленьи пастбища приходилось 1955,4 га. В оленеводстве были заняты преимущественно ненцы, а рыболовством занимались также русские и украинцы. На звероферме работали женщины-ненки, а на молочной ферме русские. Ведущей отраслью колхоза было рыболовство. Рыбаки сдавали на заготовительные пункты более 6021 ц рыбы за сезон. Доход от рыболовства составлял около 220 тысяч рублей в год. Осенью и зимой большая часть рыбаков занималась охотой на песцов, куропаток и зайцев. Только несколько семей занимались подледным ловом рыбы. Определенный доход приносило колхозу оленеводство. По данным на 1 января 1961 г. в стадах колхоза насчитывалось 4415 оленей. Новыми для этих мест отраслями были клеточное звероводство и молочное животноводство. На звероферме выращивали голубых песцов. На животноводческой ферме содержали 22 коровы. Работа колхозников оценивалась по количеству трудодней. Стоимость трудодня оценивалась тогда в 3 рубля. Среднегодовой доход одного хозяйства составлял 1653 рубля [2].
Помимо материалов, публиковавшихся в научных изданиях, где описывались успехи социалистического строительства на Севере, были и материалы закрытого характера, предназначенные для руководящих работников местных и центральных органов власти. В одном из отчетов 1963 г. о поездке на Таймыр в 1961-1962 гг. В.И. Васильев и Ю.Б. Симченко изложили свои предложения по устранению недостатков в колхозе «Заря Таймыра». Из отчета следует, что и во всех отраслях хозяйства колхоза было достаточно много проблем. Так в рыболовстве требовалась механизация основных производственных операций рыбодобычи, нужны были плавательные средства для облова внутренних водоемов, не хватало рыбоприемных пунктов и мерзлотников. В охотничьем промысле не хватало песцовых ловушек и транспортных средств. У колхозных оленеводов не было радиостанций, а в колхозе пунктов приема и переработки замши, оленье мясо часто не доходило до потребителей в национальных поселках, не говоря уже об окружном центре Дудинке и городе краевого подчинения Норильске [10].
На сегодняшний день две трети коренного населения с/п Караул ведут традиционный образ жизни, занимаясь рыболовством, оленеводством и охотничьим промыслом. Рыболовством на территории муниципального образования занимаются не только коренные жители, но и приезжее население. Для многих из них оно является основным источником доходов и пропитания. Рыбу промышляют на Енисее и его притоках, протоках и озерах. Основным сезоном промышленного лова рыбы является весенне-летний период, начинающийся с таяньем льда и заканчивающийся с замерзанием рек. Зимний подледный лов практикуется в основном для удовлетворения собственных потребностей.
Оленеводство хорошо развито в тундрах, прилегающих к поселкам Носок и Тухард. Общее поголовье оленей, выпасаемых на территории с/п Караул, на 01.01.2009 составило 55366 голов, в том числе в Носковской тундре 30372 головы, в Тухардской – 24042 головы и в Устьпортовской – 922 головы. По сравнению с 2007 годом оленей здесь стало больше на 5634 головы. В 2007 г. местные оленеводы были объединены в два оленеводческих сельскохозяйственных производственных кооператива – «Яра-Танама» (п. Носок) и «Сузун» (п. Тухард), чуть позже был образован кооператив «Северная гавань».
Оленеводы Носковской тундры всю зиму кочуют на реках Яра, Танама и их притоках. Весной (в мае месяце) они начинают перегонять стада севернее, на весенне-летние пастбища к побережью Енисейского залива и Карского моря.
В последние годы в сельском хозяйстве Таймырского района накопилось много проблем. В ежегодных отчетах об итогах социально-экономического развития отмечается, в частности, нестабильность финансово-экономического положения предприятий агропромышленного комплекса, низкая мотивация людей к занятию сельским хозяйством, значительный износ материально-технической базы сельскохозяйственных и рыбопромышленных предприятий, отсутствие налаженной системы сбыта продукции оленеводства и рыболовства и др. Эти проблемы привели к тому, что многочисленные (около 60) рыбопромысловые хозяйства с различной степенью собственности, существовавшие в поселках Воронцово, Тухард, Караул, Байкаловск, Носок и Усть-Порт, прекратили свою деятельность. В 2009 г. производственные мощности и коллективы работников большинства из них влились в кооперативы «Яра-Танама», «Сузун» и «Северная гавань».
Подводя итог, можно отметить, что этнические, социально-демографические, культурные и хозяйственные процессы, проходящие сегодня на исследованной территории, входящей в состав муниципального образования «Сельское поселение Караул», имеют, в целом, положительную направленность, несмотря на имеющиеся проблемы. Большинство ненцев продолжает вести традиционный образ жизни связанный с оленеводством и рыболовством. Здесь довольно хорошо сохраняются ненецкий язык, традиционные средства передвижения, одежда, жилище. Определенные отличия имеются между ненецкими популяциями с. Караул, п. Усть-Порт и п. Носок. В первых двух преобладает поселковое население. Третья состоит из поселковой и тундровой группы. Носковские поселковые ненцы тесно связаны с тундровиками родственными связями, часто бывают в тундре, поэтому резкого различия в культурном отношении между этими двумя группами населения не ощущается. Можно сказать, что социально-экономические, демографические и культурные процессы, проходящие у ненцев на территории сельского поселения Караул, развиваются естественным путем и во многом схожи с процессами в других районах проживания ненцев.

 

Литература


1. Материалы исследования в полном объёме опубликованы в статье Квашнин Ю.Н. Енисейские ненцы: этнографические исследования спустя полвека // «Не любопытства ради, а познания для…» К 75-летию Юрия Борисовича Симченко / Н.А. Дубова, Ю.Н. Квашнин (Ред.). М., Старый сад, 2011. С. 283-313.
2. Васильев В.И., Симченко Ю.Б. Современное самодийское население Таймыра // СЭ. 1963. № 3. С. 9-20.
3. Квашнин Ю.Н. Особенности развития этнических и социально-экономических процессов в низовьях Енисея в XX-начале XXI в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. № 10. С. 102-112.
4. Васильев В.И. Ненцы и энцы Таймырского национального округа (очерк хозяйства, быта и этнических процессов, протекающих на Енисейском Севере) // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М. Наука, 1970. С. 106-163.
5. Пика А.И. Этнодемографическая ситуация в энурминской группе чукчей (пос. Энурмино Чукотского района Магаданской обл., 1982 г.) // Этнодемографические особенности воспроизводства народов Севера России. М. ИЭА РАН, 1995. С. 23-51.
6. Афанасьева Г.М. Этнодемографическая ситуация в нешканской группе чукчей (пос. Нешкан Чукотского района Магаданской обл., 1982 г.) // Этнодемографические особенности воспроизводства народов Севера России. М. ИЭА РАН, 1995. С. 52-99.
7. Квашнин Ю.Н. Этнические процессы и хозяйство у коренного населения Надымского района ЯНАО // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2004. № 5. С. 120-130.
8. Квашнин Ю.Н. Этнодемографические характеристики населения национальных поселков Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа // Современные тенденции репродуктивных процессов у народов Севера (социально-демографический аспект). М. ИЭА РАН, 1996. С. 100-209.
9. Васильев В.И., Туголуков В.А. Этнографические исследования на Таймыре в 1959 году // СЭ. 1960. № 5. С. 128-141.
10. Васильев В.И., Симченко Ю.Б. Поездка в Таймырский национальный округ // Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1963-1980 годы. М. ИЭА РАН, 2006. С. 7-14.

 


Поделиться в соц. сетях: