Меню

Нерасторжимая связь

Чурилова Л.А.

 

Нерасторжимая связь
(к материалам исследовательского проекта
«Сибирская музейная генеалогия»)
 

Таймырский краеведческий музей (Дудинка) вступает в пору своей зрелости, отмечая со всеми своими друзьями и единомышленниками 75-летний юбилей в год, объявленный Годом российской истории.
В сакральный круг исторических юбилеев - двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года, 1150 лет со дня создания российского государства … вписаны и крупные даты регионального значения – восьмидесятилетие основания газеты «Советский Таймыр («Таймыр») и 75-летие Таймырского краеведческого музея.
Сегодня музей вспоминает и благодарит всех тех:
кто в далёких тридцатых годах ХХ века предлагал безотлагательно учредить музей в Дудинке;
кто в сороковых-пятидесятых спасал законсервированный фонд музея;
кто в шестидесятых-девяностых, благодаря и вопреки, собирал, описывал, тщательно изучая стремительно исчезающие явления и артефакты традиционных культур народов Севера;
кто в третьем тысячелетии не свернул с пути модернизации самого северного российского музея и сегодня целеустремленно воплощает идеи сохранения и развития культур народов Таймырского полуострова.
Чтобы день основания музея - 4 сентября - стал праздником для каждого таймырца, нужно было каждодневно доказывать настоящим делом музейщика-исследователя-полевика-собирателя-экспозиционера-смотрителя, что культура и уникальные способы жизни народов на краю Северной Азии достойны исторической памяти. 
Охотник, рыбак, тундровик, оказавшись в Дудинке – сердце Таймыра, не обойдёт музей стороной. Не спеша, как и подобает настоящему северянину, он всматривается в предметы в музейных витринах, погружаясь в мир недавней истории своей семьи, своего народа, своей страны. 
За весь период своего существования музею удалось не только сохранить материальные свидетельства древнейших культурных традиций таймырских народов, но и стать подлинным доказательством жизнестойкости самих культур этих народов.
Фондовые собрания, характеризующие древнюю культуру северян, коллекции по семейному, промысловому культам у ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков, обладателем которых является Таймырский краеведческий музей, - уникальная часть его фонда. Шаманский феномен Таймыра нашёл отражение в раритетной коллекции предметов шаманского культа, ценность которой для изучения духовных основ традиционных обществ и для самих культур арктических народов остаётся непреложной. Особая гордость музея – целостная, емкая, полная и одна из лучших в России музейная коллекция одежды народов циркумполярной цивилизации. 
Среди первых предметов, ставших основой фондового собрания, были, как раз, предметы шаманского культа, правда, оказавшиеся в музее не как результат целенаправленного комплектования, а в силу иных, драматических обстоятельств.
История немалого количества конфискованных, пропавших без следа «подозрительных» культовых артефактов отражает историю трагических судеб людей, возможных владельцев этих артефактов.
В историю развития Таймырского музея вписаны широко известные науке имена – А.А. Попов, Ю.Б. Симченко, В.И. Васильев, Л.П. Хлобыстин, Г.Н. Грачёва, и имена, украшающие музейное сообщество, являющиеся основой сибирской музейной генеалогии, преданных служителей Храма Памяти. 
Неутомимый собиратель и хранитель, новатор-экспозиционер и экскурсовод, исследователь далёкой и близкой, живой истории аборигенных народов Таймыра, - такие личностные характеристики Людмилы Георгиевны Доровских реализовались в период её работы в Таймырском музее. 
Старшая дочь кадрового военного и заслуженного учителя РСФСР Л.Г. Доровских отдала «таймырского полю» более сорока лет, из которых пять лет – работе в Таймырском краеведческом музее. Окончила два высших учебных заведения, но никогда не считала, что диплом гарантирует абсолютное знание в области выбранной специализации, истории, языка, культуры. Нам представляется, что определяющим принципом научно-исследовательской работы Л.Г. Доровских, являлся принцип системности в изучении истории и культуры народов Таймыра. Доверие и внимание, искреннее желание помочь своим информантам в решении каких-то житейских проблем, приложение максимальных усилий для комплексного комплектования и коллекционного хранения, - такой стиль работы и жизни был присущ Л.Г. Доровских.
В её послужном списке около двух тысяч приобретений - предметов, характеризующих все стороны жизни народов Таймыра, десятки командировочных выездов практически во все населенные пункты полуострова, встречи и беседы с сотнями информантов и корреспондентов, опыт построения первой в музее археологической экспозиции, уникальный, не имеющий аналогов в музейной практике России и за её рубежами, реализованный в июле 1982 года в одном из залов Таймырского музея проект живой экспозиции «Прощание с костюмом («Прощание с шаманом», «Прощальное камлание»)». Это («Прощание…») - экстраординарное событие вовлекло в своё бурное течение всех сотрудников музея – от импульсивного, подхватывающего нестандартные инициативы, директора Л.Г. Блюдовой до смотрителей и приглашенных. 
«Живая» экспозиция длилась несколько часов в залах, затем перекочевала на травяной ковёр, расстилавшийся у старого здания музея на берегу Енисея … Экспозиционное время вместило перебежки в близлежащий магазин, чтобы купить заказанную Т.Д. Костеркиным сорочку, нижнее бельё, переодевание в ванной комнате, другие непредвиденные микрособытия жаркого июльского дня 1982 года…
По одной только совокупности сборов, осуществлённых Л.Г. Доровских, количеству приобретенных и полученных в дар музею предметов, историко-культурную ценность которых невозможно переоценить, старший научный сотрудник достоин учёной степени без защиты диссертации за весомый вклад в сохранение и развитие культуры народов Таймыра. Культовые и шаманские комплексы, приобретённые ею и переданные сдатчиками безвозмездно, могли бы составить гордость любого из музеев с мировым именем.
Среди первых сборов Л.Г. Доровских был обычного вида не6ольшой камешек, одним из своих закруглений высовывающийся из миниатюрной, ловко сшитой для него одежды. В обычном камешке, которому предстояло начать новую жизнь в музее, скрыта история одухотворения природы, связи, которые подобно пуповине, крепко удерживают человека с его матерью – Природой.
Старшее поколение таймырцев (60-е - 90-е годы ХХ в.) активно сотрудничало с музейщиками, терпеливо поясняя им, когда, кем сделана та или иная вещь, и для которой пришло время уйти в другое пространство и время – музейное. Они хорошо знали фамилии Пичуговой, Поповой, Блюдовой, Котовой, Ненянг, Доровских, Петровой, Богоносовой, Авдеевой, Листгартен, Предтеченской, Мельниковой, Корнеевой, Чуриловой, - всех тех, кому для музея передавались предметы - свидетельства уходящей истории. 
Информанты музея, по сути - его внештатные работники, его преданные друзья больше всего интересовались тем, где, в которой из витрин музея, будет находиться сданный предмет, а приезжая в Дудинку, непременно заходили в музей, чтобы убедиться в том, что всё, как и было обещано сотрудником, на своём месте.
Специфическая форма работы с коренным населением (взаимодоверие на основе взаимоуважения) получила развитие в отношении культовой коллекции Костеркиных, приобретенной для музея Л.Г. Доровских, когда при сдаче комплекса предметов сам сдатчик попросил особого внимания к некоторым из них, а также разрешения временно пользоваться ими в особых случаях. 
Такие особые случаи – публичные выступления Т.Д. Костеркина и членов его семьи на российских и международных фестивалях – в который раз подчеркнули реальность бытования шаманской традиции в семье и достоверность производимых обрядовых действий, которые совершались в настоящих костюмах, но уже принадлежащих «навек», как говорил Т.Д. Костеркин, музею.
Удивительная способность восхищаться жизнью, умение наслаждаться каждой прожитой секундой, искренность, открытость, - эти ярко проявляемые черты характера или свойства души, подобно крепким невидимым глазами нитям, скрепляли и по-прежнему скрепляют Л.Г.Доровских со всеми людьми, кто прежде знал и до сих пор находится в поле обаяния её личности.
Во времена, когда судьбе было угодно соединить профессиональные интересы автора настоящей публикации и профессиональные умения Л.Г. Доровских, не было никаких признаков грядущей эпохи цифровых технологий. Собственная голова, печатная машинка «Башкирия», ноющий позвоночник, дневник командировки, замерзающий в самый ответственный момент фотоаппарат… и выработанный коэффициент выносливости, помноженные на профессиональные компетенции, - ни в прошлые времена, ни в нынешние - совокупность физических, не восполняемых в отличие от технических, данных не являлась обоснованием для материальных выгод, компенсаций или привилегий. В профессии музейщика, сотканной из многообразия контекстных связей обыденной истории и истории как науки, соединяющей сообщество во временах и пространствах, всегда есть место перспективе личного профессионального совершенствования и неутомимого научного труда.
Уже тогда, в восьмидесятых годах прошлого века Л.Г. Доровских также, как и автор публикации, определяла музей как универсальную институцию культуры. Позволим себе более четкую констатацию не запоздалых предложений, способных, на наш взгляд, обогатить научную концепцию Таймырского музея и актуализировать его бесценное собрание, способствуя расширению его социальных связей и кросс-культурных взаимодействий.
Совокупность материалов музейного собрания представляет комплекс первоисточников-коллекций, отражающих специфические особенности историко-культурного наследия народов Таймырского Заполярья. 
В решении проблем актуализации наследия музеи имеют первенство среди других научных учреждений, но сегодня это первенство должно быть основательно подкреплено созданием: 
> единой музейной информационной базы, включающей и зарубежный ресурс по таймырской тематике;
> издательского дома; 
> единого междисциплинарного консультационно-справочного центра, объединяющего музейных и академических специалистов, экспертов разных профилей; 
> совета кураторов выставок, с участием в нем представителей коренных народов;
> межмузейного обменного фонда;
> контакт-центров «Личная коллекция», «Музей таймырской семьи», «Реституция», «Эко-музей Таймыр»;
> межмузейного атласа шаманского феномена Таймыра;
> этно-музыкального центра (возможно, самостоятельного музея) «Голоса Арктики», «Музыкальный Таймыр»;
> экспедиционного центра «Таймырское поле», в задачи которого включены музейные планы комплектования и атрибутирования;
> туристского паспорта Таймыра;
> интернет-форума арктических музеев…

 

Литература


1.Концепция развития Таймырского окружного краеведческого музея (Авторский коллектив под ред. Н.А.Никишина и В.Ю.Дукельского). – Москва-Дудинка: Российский институт культурологии, Таймырский окружной краеведческий музей, 1993. Автор публикации благодарит представителей РИК РАН – авторов-участников концептуального проекта Таймырского музея Дукельского В.Ю., Никишина Н.А. за сотрудничество и поздравляет с 75-летием Таймырского музея и 80-летием Российского института культурологии. 
2.Чурилова Л.А. Шаманский феномен Таймыра.- Красноярск: Литера-Принт. - 2010.
3.Чурилова Л.А. Шаманский феномен Таймыра. Галерея таймырских шаманов и её раритеты (в собрании ТКМ). – Выпуск второй. – Красноярск: Литера-Принт. - 2012.
4. Сайт Таймырского краеведческого музея: http://taimyr-museum.ru/index.php?newsid=43
5.Фотоиллюстрация Б. Манушина « Л.Г. Доровских – старший научный сотрудник Таймырского краеведческого музея».


Поделиться в соц. сетях: