Их глаза остались на Таймыре
В названии нашей публикации мы использовали идиому, понятный для любого нганасана оборот речи в контексте их традиционных представлений о порядке творения мира. Понятно и то, что далеко не всем приезжающим на Таймыр, известны особенности традиционного миропредставления аборигенов Севера, но любой исследователь должен хорошо знать работы своих предшественников в изучаемой им области. Желаемым вариантом такого подхода был бы синтез способностей и целеполаганий «имеющих глаза» и «имеющих горло».
Брюс Перри в статьях для «Индепендент» и «Гардиан» - солидных английских газет, пишет, что поездка в Сибирь, к ненцам, была самой запоминающейся в его жизни. Он - автор и ведущий программы 'Tribe', путешествует по всему миру и снимает фильмы о коренных и малочисленных этносах.[2]
Перри восхищается арктической природой, ландшафтами. Но больше всего – людьми: «Думаю, жить у ненцев в Сибири было самым трудным путешествием из всех, потому что физическая нагрузка повседневной жизни была очень и очень тяжелой, даже для меня. Но для ненцев, что живут здесь, это просто ежедневная рутина.»[3]
Наблюдать повседневность рутины на Таймыр из разных стран приезжают ученые: антропологи, этнологи, фольклористы, экологи (и журналисты, и фотографы, и путешественники), все они неизменно клянутся в своей «вечной любви» и уважении к людям, живущим на Севере. Нельзя сказать, что есть ажиотаж вокруг наших малых народов, и, что последние так уж часто создают информационный повод, но интерес к аборигенам российского Крайнего Севера приобретает стабильный характер, причем, не только в «сугубо научных кругах» Запада.
Привыкшие к комфорту «не нашего» быта, возможностям лёгких передвижений в пространстве хорошо отлаженной жизни, иностранные гости, из дальних странствий возвратясь, делятся впечатлениями и дают конкретные советы: как добраться, что делать, что посетить. В англоязычном интернете «разлиты» советы, «чем заняться в сибирской тундре», где говорится не только о привычной для нас ( а для коренных народов – способе существования) охоте и рыбалке, модно называемыми сегодня экотуризмом. Здесь-же обнаруживаются разделы «культурный туризм» - о коренных народах, и их «богатом культурном наследии».[4] Интернет-ресурс «ArcticPhoto» «выкладывает» работы иностранных фотографов, посвященные малочисленным народам Севера - нганасанам, энцам, эвенкам, ненцам, долганам Таймыра. [5] [6] [7]
Документальные передачи, статьи в газетах, фотовыставки рассчитаны на обывателя, и они в большой степени формируют стереотипы чужой культуры, региона, людей, их поведения, образа жизни. И уже потому, что о Таймыре пишут, говорят, снимают, можно констатировать, что интерес есть, и это не может не радовать.
Другое дело, научные интересы, которые имеют различные методологические основания, формулируются представителями разнообразных научных школ, их проводниками и апологетами. Конечно, здесь тоже есть место личному отношению, но на первый план выходят всё же принципы актуальности и объективности. Исследователи рассуждают, исходя из своего мировоззрения, сложившейся в их окружении научной традиции и системы ценностей. С первого взгляда, всё можно вместить в ненаучного характера фразу: «У нас – причины, у них – интересы». И всё гораздо сложнее, Север обрастает, как снежный ком, актуализируемыми причинами, выявленными интересами.
Для российской/постсоветской науки малочисленные народы традиционно являются объектом этнографического изучения, и роль исследователя в оценке западных ученых сводится к описанию «происхождения этносов, состава, расселения, культурно-бытовых особенностей, а также явлений материальной и духовной культуры».[8] Западный подход иной, а в своей статье Аймар Венцел(ь) [9] пишет: «Сибирские исследования - это область науки, которая иногда с ущербом для себя остается вне основных тем антропологии, и больше стремится быть связанной и способствовать общей дискуссии».
Нельзя сказать, что исследования сугубо этнографического плана перестали вестись, однако сейчас на смену работам с информантами, описанию артефактов и скрупулезному документированию культурного наследия и реалий пришли работы социокультурного, правового, экологического, экономического толка. Эрик Кастен, старший научный сотрудник Института социальной антропологии Макса Планка, пишет: «Мы не можем изучать коренное население в вакууме, в изоляции от окружающего их политического, культурного и государственного контекста». [10] В западной науке, как и в жизни социума, на первом плане - проблемы легитимности, чистоплотности отношений человек-государство, проблемы социума. Именно такой подход и такая направленность отличает исследования иностранных ученых, касающихся малочисленных народов Севера России. Любая работа из значительного корпуса просмотренных нами – это попытка вскрыть очередную несправедливость, и часто научные статьи даже на узкие темы не обходятся без острых политических и социальных комментариев, а многие из них напоминают журналистские расследования.
Некоторые из западных исследователей, возможно, сами того не замечая, возможно, намеренно не могут избавить свои работы от личностного отношения к событиям, информантам. В Интернете не ослабевает накал рецензионных претензий к работе Д.Д.Андерсона [11] [12], в которой специфично освещены вопросы этнической идентификации населения Хантайского озера (Таймыр).
Проследим, что же, по мнению иностранцев, является болевыми точками малочисленных народов Севера России. Рассматривая корпус материалов, посвященных народам Таймыра, обращает на себя внимание частое, преобладающее изучение ими вопросов землепользования, прав человека и экологии. Такой подход понятен, ведь сама история Европы это история становления имущественных отношений, а вопросы частной собственности, соотношения прав собственников являются тем краеугольным камнем, с которого начинается государство.
Так, Джон Зайкер, научный сотрудник Института социальной антропологии им. Макса Планка исследует социальные аспекты управления на общих охотничьих угодьях среди нганасан и долган. Объектом изучения Зайкера, автора множества статей, стали коренные народы Таймыра, который он, начиная с 1995 года, посещал неоднократно. Можно не без оснований к творчеству Д.Зайкера применить нашу идиому – «свои глаза он оставил на Таймыре».
Круг научных изысканий Джона включает этоэкологию (поведенческая экология) и food sharing (продовольственный бартер) с большим уклоном в социальную антропологию. В исследовании The Behavioral Ecology of Food Sharing among North Siberian Foragers (Поведенческая экология продовольственного бартера среди охотников – собирателей Севера Сибири) автор ставит далеко не риторические вопросы последствий экономических реформ для коренного малочисленного и недостаточно защищенного в правовом, экономическом отношении населения Таймыра.
Как пишет Зайкер, исследование фокусируется на трех нижеописанных поведенческих моделях: альтруистическая передача ресурсов, «амортизация рисков» (снижение), и обмен ценностями. «Мои ранние исследования коренных обществ севера Сибири показали возобновившуюся зависимость этого не рыночного механизма распределения и российских экономических реформ 1990-х. Это беспрецедентное возвращение к коллективному обмену и собирательству дает уникальную возможность изучить нерыночный обмен продуктов охоты и иных видов промысла, опираясь на опыт отдельных охотников и их семей Усть-Авама.» [13]
Описывая современный быт нганасан и долган, он не отъединяет их историю повседневности от общероссийской истории и последних кардинальных изменений в социальном, политическом и экономическом её контекстах (Assigned Territories, Family/Clan Holdings, and Common-Pool Resources in the Taimyr Autonomous Region, Northern Russia (Присвоенные территории, семейные /родовые угодья и общие ресурсы в Таймырском автономном округе, север России).
Одна из актуальных тем, затронутых Зайкером, касается земельных отношений в таймырском регионе, где негласным хозяином является крупный концерн - Норильский никель. « Хотя …законотворческие меры были приняты за последние годы, дабы способствовать интересам коренного населения Сибири в постсоветский период, коллективные переговоры с местным правительством были крайне редки, из-за отсутствия денег и навыков, а посему лишь немногие предприняли попытку заявить свои земельные претензии. Кроме того, рухнувшая экономика госфинансирования … способствовала расцвету охоты и иных промысловых занятий, которые стали единственным производством. Произошли соответствующие изменения и в имущественных отношениях. Было задано два основных вопроса: 1) какие условия поспособствуют переходу присвоенных территорий в родовые угодья& 2) почему среди коренного населения не принято выдвигать формальные земельные претензии, следуя программе по самоопределению?» [14]. Чтобы провести это исследование и иметь оперативные данные, Джону Зайкеру понадобилось несколько поездок в Усть-Авам, и, в общей сложности, 16 месяцев «таймырского поля».
Этнография из науки описательной трансформировалась в контрапункт истории, политологии, социологии, культурологии и вообще, всех мыслимых –«логий». Сейчас ученые не просто пассивно документируют жизнь, а предлагают свои способы решения обсуждаемых проблем. Осталось дождаться, когда люди от политики будут с тем же интересом следить за наукой отечественной и зарубежной, как люди от науки наблюдают за политикой.
1. См.: Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч.1. – М.-1996.
2. http://www.bbc.co.uk/programmes/b00x9b82
3. http://www.independent.co.uk/travel/news-and-advice/bruce-parry-just-another-day-in-siberia-464611.html
4. http://traveltips.usatoday.com/things-siberian-tundra-101932.html
5. http://www.arcticphoto.co.uk/index.asp
6. http://www.flickr.com/photos/borgeousland/with/3861212519/#photo_3861212519
7. http://www.flickr.com/photos/berndroemmelt/6753439899/in/photostream
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнография
9. http://www.folklore.ee/folklore/vol41/ventsel.pdf
10. Kasten, Erich (ed.) Bicultural Education in the North: Ways of Preserving and Enhancing Indigenous Peoples' Languages and Traditional Knowledge 1998, Waxmann Verlag GmbH, Munster
11. Anderson, David G. Entitlements, Identity And Time: Addressing Aboriginal Rights And Nature Protection In Siberia’s New Resource Colonies. in People and the Land: Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. ed., Kasten, Erich, 99-124. Berlin 2002. Dietrich Reimer Verlag.
12. См. также: Anderson, David G. Identity and Ecology in Arctic Siberia: The Number One Reindeer Brigade. Oxford UP, 2000. (Oxford Studies in Social and Cultural Anthropology). XVI, 253 p. ISBN 0-19-823385-X.
13. www.eth.mpg.de/.../food-sharing-01.html
14. John P. Ziker. "Assigned Territories, Family/Clan/Communal Holdings, and Common-Pool Resources in the Taimyr Autonomous Region, Northern Russia" Human Ecology 31.3 (2003): 331-368.
Поделиться в соц. сетях: