История изучения музыкальной культуры самодийских народов
Добжанская О.Э.
История изучения музыкальной культуры самодийских народов
Музыкальная культура самодийских народов (ненцев, энцев, нганасан, селькупов) представляет собой уникальное образование в культурном разнообразии коренных народов Северной Азии, обусловленное спецификой образа жизни, культурно-хозяйственной деятельности, мировоззрения и эстетических установок этих народов. Оригинальность песенных, инструментальных, звукоподражательных (и – шире – музыкальных) способов осмысления действительности, типичных для самодийцев, уже на протяжении более 300 лет привлекает внимание исследователей и путешественников. В связи с этим, возникает необходимость рассмотреть процессы изучения музыкальной культуры самодийских народов как самостоятельное явление, тем более что это может быть полезно как для историографии науки, так и для понимания сущности происходящих научных процессов.
Стремясь поместить столь значительную тему в рамки небольшой статьи, попытаемся представить процесс исследования музыки самодийских народов в исторически-стадиальном ракурсе, минуя общепринятое рассмотрение по персоналиям.
Периодизация изучения музыки самодийских народов
1 этап – 18-19 век, «Академический период». Императорская Санкт-Петербургская Академия наук
2 этап – ХХ век, «Этнографический период». Советские этнографы, филологи.
3 этап – (вторая половина ХХ в. – ХХI в.), «Этномузыковедческий период». Музыковеды СССР (России), Финляндии, Эстонии.
Приводя данную периодизацию, необходимо учитывать, что собственно этномузыковедческим этапом является 3-й, который начинается во второй половине ХХ века. Первые два этапа, соответствующие XVIII в. – первой половине XX века, характерны тем, что музыка самодийцев описывалась как бы «попутно» этнографическим, лингвистическим, географическим исследованиям, музыковедческие наблюдения дополняли дневники путешественников и краеведов.
1 этап (XVIII в. – начало XX в.): «Академический период». Императорская Санкт-Петербургская Академия наук
Исследования этого периода связаны с работой Академии наук, по плану которой проводился ряд экспедиций по изучению Западной Сибири, среди которых мы упомянем только связанные с нашей темой – это экспедиция П.С. Палласа (1768-1774), А.Ф. Миддендорфа (1842-1845), М.А. Кастрена (1845-1849), Т. Лехтисало (1911-1914), К. Доннера (1911-1914).
Петер Симон Паллас привел первые фрагментарные сведения о музыке некоторых самодийских народов в работе «Путешествия по разным провинциям Российского государства» (Паллас, 1788). Александр Федорович Миддендорф, первый исследователь полуострова Таймыр, приводит первые сведения о музыке и танцах нганасан, а также публикует «ноты к басне» – нганасанскую эпическую мелодию (Миддендорф, 1878. С. 673).
В созданном лингвистом Маттиасом Александром Кастреном словаре самодийских языков зафиксирована связанная со звуковым поведением и музицированием лексика. Лингвист Тойво Лехтисало в своей экспедиции к ненцам (г. Обдорск) впервые зафиксировал на фонограф ненецкие напевы. Фонографическая коллекция Т. Лехтисало является наиболее ранним и ценным источником по ненецкой музыке, активно использующимся до нашего времени. Этнограф Кай Доннер в ходе сибирской экспедиции записал на фонограф пение селькупов, его коллекция является наиболее ранним источником по селькупской музыке.
Необходимо упомянуть также фонографические коллекции В.И. Анучина (1908 г.), И.М. Суслова (1914 г.), Н.К. Каргера (1928 г.), хранящиеся в фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский дом).
2 этап (ХХ в.): «Этнографический период». Советские этнографы, филологи.
Целью развернувшейся в 1920-1930-е гг. в Советской России активной этнографической работы было изучение путей для скорейшего перевода «отсталых» народов на путь социализма, поэтому музыка коренных народов описывалась лишь «попутно» основным задачам исследований. Однако, благодаря высокой квалификации представителей школы советской этнографии, у истоков которой стоят Л.Я. Штернберг и В.Я. Богораз, даже сделанные мимоходом заметки о музыке отличаются большой тщательностью и информативностью. Ценные сведения о функционировании и социальной роли музыки в традиционных общинах самодийских народов, описания шаманских обрядов и сопровождаемых музыкой традиционных праздников, рисунки и описания народных музыкальных инструментов, тексты и переводы песен приводятся в работах советских этнографов А.А. Попова, Г.Н. Грачевой, Б.О. Долгих, Б.О. Долгих, Г.Н. Прокофьева и Е.Д. Прокофьевой, Ю.Б. Симченко, А.В. Головнева, Л.В. Хомич и других. Задача создания письменности для бесписьменных самодийских народов требовала фиксации фольклорных текстов и материалов, которые в настоящее время приобрели значимость музыковедческих источников (Г.Д. Вербов, Г.Н. Прокофьев, Н.М. Терещенко).
3 этап (вторая половина ХХ в. – ХХI в.): «Этномузыковедческий период». Музыковеды СССР (России), Финляндии, Эстонии.
Начиная с 2-й половины ХХ века, музыка самодийских народов стала объектом музыковедения.
Пионером здесь является финский музыковед Армас Отто Вяйзянен, который в 1965 г. опубликовал сборник «Samojedische Melodien», где представил нотные транскрипции ненецких и селькупских мелодий из коллекций Т.Лехтисало и К.Доннера (Väisänen 1965). Данный корпус нотаций ненецких мелодий имеет не только историческое значение (как первая публикация нотного сборника самодийской музыки), но и дает первичные музыкально-теоретические сведения о ней. В 1980-1990-е гг. нотации Вяйзянена были пересмотрены Яркко Ниеми, опубликовавшим собственные транскрипции архивных мелодий в виде аналитических нотаций. Плодотворное изучение Я. Ниеми ненецкой и селькупской музыки отражено в крупных музыковедческих публикациях (Niemi 1998, 1999, 2001, 2004).
Начиная с 1980-х гг., музыку самодийских народов плодотворно изучают российские музыковеды А.М. Айзенштадт, И.А. Богданов (Бродский), О.Э. Добжанская, Т.Ю. Дорожкова, Н.М. Скворцова, Ю.И. Шейкин, Ю. Юнкеров. В частности, И.А. Бродским и Ю.И. Шейкиным опубликованы многочисленные звуковые образцы самодийской музыки в аутентичном исполнении.
В трудах Ю.И. Шейкина (Шейкин 1996, 2002) музыка самодийцев рассмотрена в общем контексте музыкальной культуры народов Сибири, опубликована типология музыкальных инструментов.
Н.М. Скворцова в томе «Фольклор ненцев» из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» опубликовала нотные транскрипции мелодий основных жанров ненецкого фольклора, с музыковедческой интерпретацией (Скворцова 2001).
Песни селькупов из собрания В.Рудольфа опубликовал Ю.Юнкеров (Юнкеров 1999), Т.Ю. Дорожкова в статье «Кеты и селькупы» охарактеризовала черты стиля селькупской музыки (Дорожкова 1997).
О.Э. Добжанская произвела комплексное описание музыкальной культуры нганасан и энцев (Добжанская 2005), исследовала шаманскую музыку нганасан (Добжанская 2002), опубликовала сравнительное исследование шаманской музыки самодийских народов (Добжанская 2008).
Эстонский музыковед Т. Оямаа опубликовала в 1990-2000-е годы ряд работ, посвященных музыкальным инструментам, музыкальному фольклору, специфическим приемам пения нганасан (Ojamaa 1990, 2000).
Перспективы развития и интердисциплинарные связи
Важными для этномузыковедов являются интердисциплинарные связи с этнологами, а также с филологами и лингвистами, которые записывают тексты поющихся произведений, изучают филологические закономерности строения поющихся текстов. Здесь в первую очередь должен быть упомянут Е.А. Хелимский, исследовавший закономерности стихосложения самодийской песенной поэзии, выявивший оппозицию 6-сложного и 8-сложного стиха, закрепленной за жанрами необрядовой и обрядовой поэзии, изучивший способы перестановки слогов в нганасанских иносказательных песнях и другие (Хелимский 1989, 1990, 2000). Также должны быть названы О. Казакевич, Н. Костеркина, К. Лабанаускас, П. Симоншич, Н. Терещенко, П. Хайду и др. Интердисциплинарное изучение музыкальной культуры самодийских народов характерно для современного периода и является наиболее перспективным.
Обозначая перспективы развития самодийской темы в музыковедении, необходимо обозначить нераскрытые пока вопросы, связанные с соотношением музыкальных традиций личных песен, эпоса и шаманского обряда в контексте культурных связей самодийских (шире – уральских) народов с тунгусскими и тюркскими этносами. Интересной является тема изучения влияния русской (западноевропейской) музыкальной традиции на музыкальную культуру аборигенов, и появляющихся на этой основе инноваций. В целом, вопрос определения, периодизации и содержательной специфики архаического/традиционного/инновационного музыкального фольклора также остается открытым.
Однако радужные перспективы для будущего развития самодийского этномузыковедения уже сейчас омрачаются кризисным состоянием, в котором находится культура самодийских народов (процессами ассимиляции, утраты родного языка и традиционного образа жизни, забвения традиционной культуры). В связи с этим, первоочередной задачей этномузыковедов и фольклористов является фиксация произведений музыкального фольклора, комментирование их со знатоками национальной культуры с целью адекватного понимания образцов, бережное сохранение накопленных материалов в специализированных архивах, отделах музеев и учреждений культуры, дигитализация звуковых материалов с целью их долговечной сохранности и доступности для общества.
- Литература
1.Niemi, J. The Nenets songs: A structural analysis of text and melody. Tampere: University of Tampere, 1998. 226 p.
2. Niemi, J. Songs of the Yenisey nenets performed by Lyubov’ Prokop’yevna Nenyang-Komarova. Tampere: Tutkivi 20, 1999. 150 p.
3. Niemi, J. A Musical Analisys of Selkup Shamanic Songs //Shaman. Vol.9 No.2. Autumn 2001. P. 153-167.
4. Niemi, J. Network of songs (Individual songs of the Ob’ Gulf Nenets: Music and local history as sung by Maria Maksimovna Lapsuj). Helsinki: Société Finno-Ougrienne, 2004. 201 p., tables.
5. Ojamaa T. The Nganasan sound instrumentary. Tallinn: Estonian Academy of Sciences, 1990. 34 p.
6. Ojamaa T. Glissando in nganasan music. Morphological, semantic, and syntactic levels / T. Ojamaa. Tartu, 2000. 171 p.
7. Väisänen, A. O. Samojedische Melodien. MSFOu 136. Helsinki, 1965. 80 p.
8. Добжанская О.Э. Песня Хотарэ. Шаманский обряд нганасан: Опыт этномузыковедческого исследования. – Санкт-Петербург: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002. – 224 с., нот., илл.
9. Добжанская О. Э. Энцы. Музыка; Нганасаны. Музыка // Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты /отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2005. С. 541-544; 621-626.
10. Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск: Изд-во АПЕКС, 2008. 271 с.: ил., карты, ноты.
11. Дорожкова, Т. Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири. Т.1. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири / гл. ред. Шиндин Б.А. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1997. – С. 103-129.
12. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Спб. : Имп. акад. наук, 1878. Ч. 2, отд. 6. С. 619-833.
13. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Спб.: Имп. Акад. наук, 1788. Ч. 3, половина 1-я. 624 с.
14. Скворцова Н. М. О музыке традиционных ненецких песен // Фольклор ненцев; сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. Новосибирск: Наука, 2001. С. 50-86. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 23).
15. Хелимский Е. А. Силлабика стиха в нганасанских иносказательных песнях // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1989. С. 52-76.
16. Helimski E. Octosyllabic and hexasyllabic verse in Northern Samoyed // Congressus Septimus Internationalis Fenno-Ugristratum 2A. Summaria Dissertationum: Linguistica. Debrecen, 1990. Vol. 75. P. 120-128.
17. Хелимский, Е. А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи М.: Языки русской культуры, 2000. 640 с.
18. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. – Якутск: РДНТ, 1996. 123 с.
19. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 718 с.: ил., карты, ноты.
20. Старинные и современные селькупские песни / Сост. и муз. редактор Ю. Юнкеров. Салехард: ЗАО «СПЭЙБ», 1999. 64 с.
Поделиться в соц. сетях: