Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Студент - музеолог: проблемы социализации и инкультурации

Страхова Н.В., Оторочкина А.Е.

Студент - музеолог: проблемы социализации и инкультурации (из опыта работы)

___До середины XX в. музеология представляла собой некую сумму практических знаний в области организационной деятельности музеев. «Музейный бум» 1960 х гг. способствовал переходу к целенаправленному формированию теоретических основ музеологии. Стало очевидно, что важным фактором успешного развития музея является развитие музейного образование, целенаправленная профессиональная подготовка членов музейного сообщества. В это время в европейских и американских вузах создаются специализированные учебные программы, например, «Лестерский курс» в Великобритании (1).
___В российской практике (2) систематическая подготовка музейных кадров на базе классических университетов с учетом западноевропейского опыта началась с конца 1980 х гг. Отечественные традиции подготовки музейных специалистов по ряду параметров отличаются от западноевропейских. Если в России, зачастую, образование специалиста - «музейщика» является первым базовым, то в США и Европе оно осуществляется на основе имеющегося высшего. Подобные расхождения возникли как результат разных подходов к определению данной профессии. В России с 1990-х гг. подготовка кадров для музеев стала осуществляться в рамках двух специальностей – «Музеология» и «Музейное дело и охрана памятников». При создании образовательных программ для первой специальности особое внимание уделялось дисциплинам историко-культурного цикла, позволяющим формировать «у студента глубокое освоение культуры различных эпох как миропонимания и мироощущения (ментальности), определяющих характер взаимодействия с окружающим социальным и природным окружением» (3).
___Сегодня центральные и региональные российские высшие учебные заведения имеют более чем 20-летний опыт подготовки специалистов для музеев.
___Значительную роль в профессиональном становлении играет процесс социализации и инкультурации – включения обучающихся в жизнь и проблемы музейного сообщества, о чем свидетельствует и наш опыт
___Специалисты, анализируя, психологические и организационные особенности музейного сообщества, традиционно отмечают его консервативность. Чаще всего, работа в музее и самими сотрудниками и обществом воспринимается как служение особого рода. Кодекс профессиональной этики работников музейной профессии четко фиксирует, что «прием на работу в музей (государственный, общественный или частный) – свидетельство общественного доверия, налагающее большую ответственность»(4). Неслучайно в последние годы в публикациях отечественных средств массовой информации о состоянии и перспективах музейного дела довольно часто приводится знаменитое высказывание Д.С. Лихачева: «В музее люди должны проработать всю жизнь, только тогда они смогут стать настоящими музейщиками». Можно также встретить и другое определение: «музейщики – последние святые на Руси». Подобное «сакральное» отношение к музейной профессии - это не просто красивое сравнение журналистов,- оно четко фиксируется самими практиками музейного дела (5).
___На сегодняшний день среди кафедр, готовящих специалистов–музейщиков, можно выделить кафедру музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. В 1996 г. на базе исторического факультета Ярославского государственного университета при кураторстве Российского государственного гуманитарного университета открывается специальность «музеология», появляется кафедра музеологии и краеведения.
___Насколько успешно происходит (происходила) социализация и инкультурация будущих специалистов «музейщиков» позволяют проследить опросы, проведенные среди школьников 9 – 11 классов и студентов 1 – 5 курсов направления «музеология» исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Было изучено мнение свыше 800 девятиклассников, около 1000 десяти – одиннадцатиклассников, около 400 студентов – музеологов. Причем, в рамках данной группы мнение 15 человек о сути деятельности ярославских музеев и профессии «музейщика» отслеживались в 9 – 11 классах и 5 из них - на первых трех курсах университета.
___Школьникам 9 – 11 классов, с которыми шла работа в рамках городской программы «Открытие» (семинары по истории) было предложено ответить на вопросы: 1. Какие музеи Ярославля они могут назвать? 2. В каких музеях были и когда? 3. Какие экспозиции запомнили? 4. Какой экспонат привлек наибольшее внимание? 5. Что понравилось/ не понравилось при посещении музея? 6. Нарисовать образ музея.
___Выяснилось, что 90% учащихся не могут правильно назвать музеи города, как правило, описывают их признаки. При этом не дифференцируют различные, но близко расположенные музеи (Музей истории города и Ярославский Художественный музей), не воспринимают храмовые комплексы как подразделения музея. Все говорят, что ездили в музеи в школе, в 5 – 6 классе, только 5% рассказываю – были с родителями, заходили сами по рекомендации учителя истории. Описывая экспозиции, называют: «были картины», «какое-то оружие», об отдельных экспонатах даже не вспоминают. На вопрос «Что понравилось» - затрудняются ответить, а вот на вопрос противоположный – шквал: «Много ходили», «Долго стояли», «Ничего не помним», «Быстро бегали». Эти впечатления остались у ребят на 4 – 5 лет. Рисуя образ музея, школьники останавливают свой выбор на здании с колоннами. Как правило, изображение выполняется ручками черного и синего цветов (был предложен набор – ручки 4-х цветов, цветные карандаши и фломастеры, простые карандаши).
___Несколько лучше представлена ситуация, касающаяся деятельности Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». Из опрошенных учащихся 9 – 11 классов в этом музее были около 600 человек, из них больше половины – неоднократно. Ребята рассказывают, что посещали музей в 1, 4 – 5 классах, 7 – 8 классах. Называют «Музей дедушки Мазая» (1, 4, 5 классы), основную экспозицию в 7 – 8 классах. Ездили с классным, руководителем, учителем литературы, в городском лагере. Практически все, когда идет речь о запомнившихся событиях, говорят о Рождественских праздниках в музее, елках. Посетившие «Карабиху» акцентируют внимание на катании на лошадях, чаепитии. Некоторые школьники с родителями посещали традиционный Всероссийский Некрасовский праздник поэзии, проводящийся в музее в первую субботу июля. Правда, здесь все впечатления сводятся к характеристике погоды и количеству людей. Рисуя образ «Карабихи», выделяют природу, реку, усадьбу.
___Студенты первого курса реагируют на вопросы о ярославских музеях практически так, как и школьники. Отличия присутствуют лишь там, где речь идет о корректном названии музеев. Когда студентам 2-3 курсов было предложено нарисовать образ музея, выявилось следующее: 1. Возникают только конкретные ассоциации с музеем как со зданием; 2. Очевидно неприятие «музея» большинством студентов (при наличии цветных маркеров рисунки делались ручкой и простым карандашом); 3. Студентами негативно воспринимаются любые походы в музей (на рисунках изображение людей с распухшими, окровавленными головами и т.п.). В целом следует отметить безразличие, отсутствие эмоциональной окраски по отношению к музею. Прослеживается агрессивное отношение к музею (закрытые окна, штриховка).
___Некоторые изменения в восприятии музея наблюдаются в 6 семестре. Это связано, во-первых, с отчислением студентов (обычно из 22 остается 17 – 18), во-вторых, с накоплением профессиональных навыков и умений, в-третьих, с прохождением первой практики. У студентов появляются ассоциации с музеем как некой символической средой. Среди рисунков доминируют круг со вписанными фигурами (спирали, звезды). По-прежнему сохраняется агрессивное восприятие, но к нему добавляется ощущение безысходности, замкнутости (не избавиться от музея, но ищут реализацию, музей как загадка, другой мир, не чувствуют себя в профессии). Появляется использование цветных маркеров, доминируют красный, оранжевый. Среди студентов четвертого и пятого курсов выявлено другое восприятие: доминируют зеленый и голубой цвета рисунков, иногда используются маркеры с блестками, усложняется структура символического изображения (соединенные друг с другом круги, спирали, буквы музей, поднимающаяся вверх лестница).
___Для студентов 4 – 5 курсов характерно спокойное отношение к музею желание украсить скучный мир. Они уже знают музей, воспринимают эстетику музея, ищут и находят смысл, многие живут музеем. Нам хотелось бы проследить, как изменится образ музея у современных первокурсников (от первого к пятому курсу проводить регулярные опросы).
___По итогам анкетирования (было предложено ответить на 12 вопросов) нами было выявлено следующее изменение отношения учащихся к музею. Во-первых, студенты, приходящие на практику, представляют музей как узконаучное учреждение. Первая же музейная практика учащихся ломает у них подобные стереотипы. Для студентов музей закрыт, иногда даже после практики, они не понимают сущности работы в музее (часто в ответах присутствует прямое указание – не понимаем, зачем). Многие студенты, отвечая, пишут, что хотели бы работать на практике в разных музеях и в различных подразделениях. Если анализировать дневники практик и отчеты студентов о практиках, то мы видим следующие заявления:
___1. нас используют как рабочую силу (студенты во время практик косят траву, переносят коробки, стирают пыль);
___2. нам почему-то не доверяют серьезную работу;
___3. нам понравилась девушка экскурсовод, потому - что она улыбалась;
___4. уставали стоять и ходить во время экскурсий.
В выводах по итогам практики встречаются следующие заявления: музею надо искать спонсоров, очень бедно; бедные сотрудники музея, как они мерзнут; директор не заботится о своих сотрудниках. По сути, студенты видят лишь внешнюю оболочку музея, за которую они не могут проникнуть. Конечно, есть другие отчеты, в которых студенты с восхищениям рассказывают о музейных сотрудниках, открывших для них «Музей».
___Интересные наблюдения были сделаны при работе с 15 ребятами, которые сначала опрашивались на семинаре «Открытие» (на протяжении 3 лет, 9 – 11 классы), а затем на 1 – 3 курсах отделения «Музеология» Исторического факультета ЯрГУ. В рамках первого опроса ответы были типичны. В 10 ситуация изменилась: ребята рассказывали о Ярославском художественном музее, его подразделениях, экспозициях. Самое главное, в отличие от своих коллег, писали о понравившемся (интересный экскурсовод, отвечала на все вопросы, водила в запасники). Это связано с тем, что в рамках семинара трижды ходили в данный музей и работали с одним экскурсоводом – Викторией Викторовной Горшковой. Соответственно, в 10 классе в рамках семинара посещался ЯГИАХМЗ – ребята писали о нем, акцентируя внимание на «Слово о полку Игореве» и «Ярмарка». Одиннадцатиклассники в анкетах описывали и Ярославский художественный музей, и ЯГИАХМЗ, и Музей истории города и Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». Визуальный образ музея также отличался. Девятиклассники рисовали конкретный музей – Ярославский художественный, причем отдел древнерусского искусства (именно там они и были), использовали цветные карандаши (желтый, коричневый, красный) и простой карандаш. Фактически рисовали то пространство, которое видели на входе. Школьники 10 – 11 класса пытались уйти от конкретики – в их рисунках доминировали горящая свеча, книга, перо, колокол; цвета, как правило, ярко-желтый, белый, коричневый, зеленый.
___Пятеро студентов также отличались от своих сокурсников. Рисуя образ музея, ребята сразу же использовали символику (круг, перо, спираль). Рисунок выполнялся цветными карандашами. Интересно, как менялась цветовая гамма: на первом курсе – желтые, золотые оттенки, белый; на третьем – синие, голубые, зеленые тона. Можно говорить об эмоциональном переживании каждого посещения музея, принятии его как неотъемлемой части культуры. Хотя от восторженного студенты переходят к спокойному восприятию музея его символической среды как некой данности.
___Студенты работают во время практики в конкретных музеях, с конкретными людьми, начинают понимать проблемы жизни местного музейного сообщества, у них формируется новая «картинка» сущности деятельности музея. При этом следует учитывать, что в условиях практики знакомство с музеем достаточно ограничено. «Теоретическая подкованность», в том числе и в области гуманитарных дисциплин, молодых специалистов рядом сотрудников воспринимается негативно.
___Частью представителей местного музейного сообщества вообще ставилась под сомнение возможность подготовки молодых кадров вне стен музея, неоднократно отмечалось, что понять сущность этой сакральной профессии возможно, лишь проработав в музее 5-7 лет, подвергалась сомнению квалификация выпускников, высказывались опасения, что такое количество дипломированных «музеологов» не смогут трудоустроиться по специальности. Подобная оценка перспектив развития новой специальности была связана с целым рядом факторов. К середине 1990-х гг. большинство сотрудников ярославских музеев являлись выпускниками Ярославского государственного педагогического института (университета) им. П.Г. Ушинского, Ярославского государственного университета со стажем работы 15 – 20 лет. Средний возраст музейных работников составлял 40-45 лет. В ряде случаев музеями была выработана своя система профессиональной подготовки молодых кадров. Чтобы достигнуть должности научного сотрудника, молодому человеку требовалось пройти многоступенчатую систему музейной работы – музейный смотритель – лаборант – младший научный сотрудник, что занимало от 3 до 5 лет. Профессиональные тонкости постигались либо из практического опыта старших коллег, либо из существующей музееведческой литературы. К тому же к началу 2000-х гг. в музеях работали люди, пережившие экономический и идейный кризис музеев 1990-х гг., – «истинные музейщики». Нужно учитывать и то, что сотрудниками музея часто становились выпускники вузов, чьи родственники как-то были связаны с деятельностью музея, таким образом, музейная профессия приобретала еще и династический характер.
___В группе «Музеология», созданной выпускниками исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, в социальной сети «Вконтакте» в 2011 гг. проходило обсуждение вопроса: «Где работать после окончания «Музеологии»? Вот какие мнения по поводу сущности деятельности местной музейной сети и музейного сообщества можно встретить:
___1. «Я поступала на музеологию в год открытия кафедры, проходной бал был 14 из трех экзаменов, огромный конкурс. Конечно, то, что нам обещали, сбылось на половину, но мы получили главное, мы получили отличное образование. Получили ту базу знаний, благодаря которой можно самообразовываться в любом направлении».
___2. «Я где только не работала и продавцом и торговым представителем и воспитателем, а теперь вот кадровиком заделалась. А из молодежи кто-нибудь в музее работать собирается. На нашем курсе никто не хотел. Правда двоим пришлось поработать пару лет музейным сотрудниками...».
___3. «Из нашей группы (год 2004) работают в самых разных областях: от директоров собственных фирм до государственных служащих и милиционеров».
___4. «Чтобы работать в музее надо: быть очень обеспеченным человеком; или фанатом-музейщиком; в условиях кризиса и безработицы, когда уволят, идти в музей (если возьмут), т.к. терять к тому моменту будет всё равно нечего. При этом предполагается, что у человека, желающего работать в музее, должно быть место для ПМЖ, потому как приобрести на музейную з/п ничего не возможно».
___5. «По моим подсчетам, в музеях г. Ярославля из музеологов работает - человек 10. Стаж тех, кто первым пришел в музей - 7-8 лет. (Могу ошибаться по поводу количества). Действительно, музейщик - это не профессия, а образ жизни. Это первое, что начинаешь усваивать, когда приходишь в музей. (А из универа приходишь весь такой насыщенный знаниями в Музей...) Так повелось издавна, особенно в провинции. В провинции профессии музейщика учились на своем горьком опыте, знания "выковыривали" по крупицам. И как результат, сакральное отношение к профессии. Средний возраст музейщиков г. Ярославля - 40-45 лет. И когда в музей приходят дипломированные музеологи ("выучили их за 5 лет всему...") со студенческой скамьи, то здесь и начинаются осложнения, противоречия. Это особенно первые выпуски почувствовали... Скептицизм...
___В музее либо остаются, либо нет. Есть еще одна примета, если через 5-6 лет из музея не ушел, все прикипел. Как правило, в музей приходящие выпускники музеологи все-таки смутно представляют себе, что такое музей реально? Есть знания, но не хватает опыта. Идеалистическое представление о музее уходит через год, ну два. Как правило, с уходом идеализма и уходят из профессии...
___А на истфаке Вас действительно учат учиться. Та база, которую Вы получаете, позволяет Вам усвоить быстро любые новые знания... (отсюда и спектр профессий, по которым музеологи работают).
Да, между-прочим, в Питере и Москве, музеологи или специалисты в области музейного дела и охраны памятников, очень котируются.
___Поступить на специальность достаточно сложно.
Мне повезло, в 1997 -2002 гг. удалось застать еще старую школу и учиться у УЧИТЕЛЕЙ. В это время, специальность еще складывалась, учебников не было, дисциплины обкатывались, но было ИНТЕРЕСНО...»
___6. «Лично я в музее работала 2,5 года. Уходила вся в соплях из-за финансовой стороны вопроса. Лучшей работы представить себе не могу. Постоянно там околачиваюсь и жду не дождусь того, что я смогу туда вернуться. Кстати, буквально на днях узнавала о вакансиях для знакомой: местов нет, товарищи, кризис сделал свое дело и в музей теперь не прорваться, так что можно расслабиться и работать продавцом в магазине!!!».
___7. «То, что с курса музеологии в музей уходит работать не более 1-2 человек - это настоящее счастье. Представьте, если бы все 25 человек ежегодно поступали в музейную обойму - у нас тогда бы не осталось ни экспонатов, ни посетителей, а только одни музеологи в безлюдных залах. Надо признать, что дураков у нас всегда было не меньше, чем нацеленных на результат ребят».
___Таким образом, приход молодых дипломированных сотрудников, обладающих определенным потенциалом, объемом знаний в различных сферах музейной деятельности, был не совсем желателен для некоторых представителей местного музейного сообщества, так как ломал традиционную систему взаимоотношений. Первые потоки выпускников некоторыми представителями местного музейного сообщества были встречены очень настороженно. Только работа первых дипломированных специалистов – музеологов сняла эту напряженность, несколько скорректировала негативное отношение к молодым сотрудникам, выпускникам кафедры музеологии и краеведения. Из первых 3 потоков более всего выпускников осталось работать в музеях, стаж их работы сегодня как раз составляет 10-11 лет. Кроме того, практика показала, что выпускники - музеологи очень часто предпочитают другие сферы трудоустройства.

Литература

1. См.: Бойлан П. Дж. Музейные профессии: постоянно меняющиеся и обогащающиеся // Museum. 1994. № 2. С. 4.; Сотникова С. И. Подготовка музейных специалистов: история и современное состояние // Музей. 2005. № 3. С. 29.
2. См.: Музейные кадры нуждаются в систематической подготовке // Музей. 2007. № 1. С. 12-16.
3. См.: Там же. С. 30.
4. См.: Кодекс профессиональной этики / Международный Совет музеев (ИКОМ). Б.м., 1989. С. 12.
5. Дукельский В. Музейный социум // Музей и личность: Сб. ст. / Рос. ин-т культурологии. М., 2007. - с. 80-92.

Поделиться в соц. сетях: