Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Возможности использования региональных этнографических коллекций в процессе изучения малых коренных народов Таймыра

Хакимулина О.Н.


Возможности использования региональных этнографических коллекций в процессе изучения малых коренных народов Таймыра


___Достигнуть гармонии с природой и другими народами можно, лишь опираясь на исторический опыт своего народа. В России исторически сложился особый тип отношения к коренным народам, населяющим ее окраины. Русская общественная мысль выработала конструктивные принципы и подходы к решению национальных проблем, учитывающие специфику российской государственности и различия между европейским и азиатским культурными пространствами. В разные периоды истории они находили отражение в работах В.С. Соловьева, П.Я. Чаадаева, Е.Н. Трубецкого, А.С. Хомякова, Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, П.Н. Савицкого, Д.С. Лихачева и других мыслителей и общественных деятелей. В их основе лежит уважение к глубинным слоям жизни народов. Каждый народ имеет свою духовную сущность. Он есть нечто большее, чем арифметическая сумма отдельных составляющих его лиц. Но чтобы это единство проявилось в действительности, народ должен осознать самого себя, иметь объединяющие его ценности. Именно это делает его народом в полном смысле этого слова, а не просто популяцией людей с общими предками.
___Рост самосознания важен, ибо он освобождает народы от подчинения национальным инстинктам, ведет к гармоничному развитию разных культур. Условием развития народа является сохранение его связи с родной землей и его открытость для внешних контактов.
___Образ жизни северных народов реализуется полностью или частично их собственными обычаями и традициями. В тройной зависимости – природы, истории и современной культуры – лежит ключ к пониманию путей сохранения как природного, так и культурно-этнического разнообразия Севера России. Однако сохранить это разнообразие невозможно, не создав в нашем обществе соответствующей этнокультурной среды, в которой могли бы свободно развиваться все культуры. Приоритетным становится сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций в рамках единого российского национально-культурного пространства.
___В реализации такого подхода невозможно переоценить роль этнографических музейных коллекций, являющихся основой как исследовательской, так и просветительской работы. Наиболее полная в количественном и качественном отношении этнографическая коллекция, состоящая из вещественных, документальных и изобразительных материалов, представлена в Таймырском краеведческом музее (г. Дудинка). Не случайно история Таймырского краеведческого музея начиналась в 1937 году с этнографической коллекции. Одним из инициаторов создания музея был известный этнограф-сибиревед Андрей Александрович Попов. [1] В 1940 году имевшийся фонд музейных предметов и архивных документов был уничтожен пожаром, но самоотверженными усилиями музейных работников, в разное время работавших в экспедициях на территории округа, за семь с лишним десятилетий музейный этнографический фонд пополнился многими уникальными артефактами, превратившими Таймырский краеведческий музей в крупное хранилище предметов традиционной культуры и быта коренных народов Таймыра.
___Анализируя современное состояние коллекции, директор музея О.П. Корнеева делает вывод, что «наиболее глубокое и полное представление о традиционно-бытовой и духовной культуре дают коллекции предметов, характеризующие долган и нганасан. С различной долей широты они позволяют судить о характере и видах занятий, одежде, средствах передвижения, верованиях и т.д.». [2] Музей популяризирует свои коллекции в буклетах и путеводителях [3], а также на своем сайте. [4]
___Богатство фондов позволяет использовать музейные артефакты наряду с полевыми материалами в научных исследованиях ученых-этнографов. [5]
___Результатом серьезной исследовательской работы сотрудников Таймырского краеведческого музея с предметами этнографической коллекции стали выпуски каталогов, достаточно подробно характеризующие традиционную одежду и предметы шаманского культа коренных народов Таймыра. [6] Экспонаты этнографической коллекции широко используются во всех видах музейной деятельности, но несмотря на это, значительная ее часть по-прежнему известна была лишь ограниченному кругу лиц. Издание же каталогов позволяет расширить рамки музейной коммуникации, сделать коллекцию более доступной для тех, кто интересуется историей и культурой коренных народов Таймыра.
___Определенный интерес представляет этнографическая коллекция Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района. [7] Несмотря на то, что коллекция этнографии народов Таймыра, раскрывающая разные аспекты культуры аборигенного населения, считается непрофильной, поскольку «подобные задачи на Таймыре призван решать окружной краеведческий музей в Дудинке» [8], в последние годы Норильский музей активно работает с этнографической темой. В этнографической коллекции наиболее полно представлена культура нганасан. Сегодня самый большой раздел постоянной экспозиции «Территория» посвящен этому народу – первым металлургам Таймыра. [9]
___Помимо государственных музейных собраний на Таймыре есть еще одна бесценная коллекция, связанная с традиционной культурой аборигенов. Это частная коллекция Олега Крашевского. Коллекционированием этнографического материала Олег Рейнгольдович увлекся, работая в НИИ Сельского хозяйства Крайнего Севера. Работа была связана с командировками по всему Таймыру. Во время поездок приходилось встречаться, работать, а иногда подолгу жить вместе с коренными жителями Таймыра: долганами, нганасанами, энцами, эвенками. «Знакомство с уникальной культурой произвело неизгладимое впечатление, - признается Олег Крашевский, - и со временем из праздного интереса переросло в нечто большее… Со временем появилась идея создания музея непосредственно на природе, и вскорости было найдено удачное место в экологически чистом районе в 150 км от Норильска, на озере Лама.» [10] Этот район – один из самых красивых на плато Путорана. Озеро окружено со всех сторон обрывистыми горами с многочисленными водопадами до 60 метров. Но решающее значение в выборе этого уникального места имело то, что оно является так называемым «местом силы», средоточением которой является Шайтан-гора. По рассказам, в этом районе издавна жили эвенкийские шаманы, выбор которых, конечно, был не случаен, а последняя шаманка доживала здесь свой век и камлала в 30-40-е годы XX века. Все это подтверждается устными преданиями и находками рядом с Шайтан-горой старых эвенкийских идолов. Такое место действительно как нельзя лучше подходло для хранения старинных вещей, особенно культовых. В 1998 году было начато создание частного природного парка «Путоранский», в рамках которого был создан Этномузей на озере Лама.
___Серьезная работа по систематизации коллекции привела к выпуску каталогов, отражающих богатство собранного материала. [11] К настоящему моменту коллекция состоит более чем из тысячи экспонатов, отражающих все стороны жизни коренного населения Таймыра, в основном нганасан. Наибольший интерес представляют культовые предметы, семейные и родовые идолы, обереги, предметы шаманского культа и т.д. (около 140 предметов). Не менее интересна бытовая коллекция: оленья упряжь из мамонтового бивня, оленьего рога, рога снежного барана и металлов (более 300 предметов, в т.ч. 50 с резьбой и инкрустацией), различные украшения (более 350 предметов), подборка уникальных курительных трубок из металла и мамонтового бивня и многое другое. В коллекции О.Крашевского имеются не только ритуальные вещи, бытовые предметы, но и превосходные произведения выдающихся таймырских художников: долганина Бориса Молчанова и нганасанина Мотюмяку Турдагина. Это дает возможность познакомиться с их творчеством, а через него с богатейшими художественными традициями коренных народов Таймыра.
___Музей Олега Крашевского находится в труднодоступном месте, и коллекционер широко использует возможности Интернет-пространства. На его сайте [12] можно детально познакомиться с предметами коллекции в электронном каталоге.
___Не остался в стороне от решения этнических проблем и заповедник «Таймырский». Одним из ощутимых шагов в этом направлении стало создание при заповеднике Музея природы и этнографии в сельском поселении Хатанга (1993 год). Его можно по праву назвать хранилищем предметов материальной культуры и историко-этнографического наследия долган и нганасан. Для укрепления и развития своеобразной культуры народов Восточного Таймыра в 2000 году при заповеднике «Таймырский» открылся Музей первой долганской поэтессы Огдо Аксеновой. [13]
___Своеобразным хрупким мостиком к культуре малочисленных народов Таймыра является Норильский колледж искусств, а точнее Северное отделение колледжа, не случайно получившее это неофициальное наименование. В этом году отделение отмечает свое тридцатилетие. Отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (именно таково его официальное название) было открыто в Норильском колледже искусств в 1982 году. Оно призвано было готовить национальные творческие кадры. Тогда у отделения не было практически ничего: ни собственного помещения, ни материалов для работы, ни конкретных учебных планов. Были только энтузиасты – норильские художники Александр Алексеевич Слесарев и Виктор Алексеевич Асадчиков, первые преподаватели изобразительных дисциплин. Первый набор студентов состоял из талантливой молодежи дальних поселков Таймыра (их было 8 человек).
___В 1983 году, окончив Красноярское училище имени Сурикова, приехала в Норильск долганка Елена Алексеевна Сотникова. С ее приходом определилась первая специализация отделения – «Художественная вышивка бисером, работа с кожей и мехом». Годом позже пришли на отделение Юрий Петрович Карачев и Сергей Николаевич Трухов – педагоги второй специализации – «Художественная резьба по дереву». В 1993 году, окончив художественно-графический факультет государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, вернулась в родные пенаты выпускница Северного отделения долганка Виктория Ануфриевна Попова. Накопив педагогический опыт, через некоторое время В.А. Попова осваивает еще одну специализацию отделения – «художественная резьба по кости». Основной задачей было обучение молодых представителей коренного населения Таймыра профессиональным навыкам художественного творчества. При этом необходимо было сохранить уникальные приемы обработки традиционных материалов: оленьих шкур, ровдуги, подшейного волоса оленя, оленьего рога и мамонтовой кости. В не самые благополучные для российского образования и культуры годы, когда многие учебные заведения «ударились» в поп-арт или попросту развалились, на далеком Таймыре развивалась уникальная школа, воспитанники которой получали академические знания. Благодаря тому, что во главу угла преподавателями ставилось сохранение традиций, а новые формы работы вводились очень осторожно, Северное отделение Норильского колледжа искусств стало одним из немногих образовательных учреждений культурного профиля в России, «удержавших марку».
___На рубеже 80-90-х годов первые дипломные работы демонстрировали участники фольклорного ансамбля «Бускан» под руководством Нины Васильевны Кандрушиной. К сожалению, в связи с финансовыми трудностями ансамбль прекратил свое существование в 1999 году. Но благодаря энтузиазму Елены Алексеевны Сотниковой при отделении возник театр моды «Бараксан», продолживший популяризацию дипломных работ, созданных северянками. [14]
___Идея создания при Северном отделении музея декоративно-прикладного искусства народов Таймыра буквально витала в воздухе и сегодня она воплотилась в жизнь. Фонды музея постоянно пополняются новыми работами.
___Среди дипломных работ можно отметить, например, работу брата и сестры Молчановых (выпуск 2004 года). Первые уроки творчества ребята получили от отца – знаменитого долганского художника Бориса Николаевича Молчанова. В детстве он водил их в музеи, на выставки, учил рисовать. От своих родителей Борис и Люба восприняли трепетное отношение к родной земле, к тундре, к святыням долганского народа. «Я заметил: кожи отторгают все предметы или атрибуты, сделанные из материала чуждого, не свойственного жизни северян. У меня рождаются вещи, своим видом в какой-то степени напоминающие работы древних мастериц… Считаю, что это мой выход на истоки культуры моего народа. Я работаю с нюками – дублеными кожами для покрытия летних чумов. Причем использую именно старые нюки: дым костра успевает закоптить их так, что от верха нюка до низа располагается целая гамма цветов и оттенков от черного до светло-коричневого. Прошедшая через несколько поколений, эта кожа несет в себе зов и душу предков и дает возможность откликнуться на этот зов», - утверждал Борис Николаевич. [15] И дети остались верны традициям. Их совместная дипломная работа - комплект одежды из ровдуги, доставшейся в наследство от отца и бережно сохраненной матерью. «Она несет в себе память тундровых костров и преданий, пахнет дымом родного очага, она впитала пот родных рук, - волнуясь, защищали совместный проект Люба Молчанова. – Дух отца, оставившего нам эту ровдугу, наверное, хотел, чтобы мы взялись за эту работу. Потому мы назвали ее «Зов предков». Головной убор, парка, обувь из разноцветных кусочков ровдуги составили необыкновенно гармоничную композицию, украшенную амулетами. Работа близнецов Молчановых впечатляет, убеждает: нет ничего более святого, чем поклонение предкам, чем долгая память о них, ведь они – корень жизни человека.
___Процесс взаимодействия двух очень различных по размеру социальных общностей – малочисленных народов Севера, сохраняющих приверженность традиционным ценностям, и доминирующего большинства населения, в основном отрицающего традиционные ценности северных народов, можно рассматривать как процесс коммуникации между двумя культурами. Наличие между ними большой культурной дистанции неизбежно включает механизмы социально-психологической защиты, при которых различия между культурами фиксируются как отрицательные стереотипы. Не понимая другую культуру, человек стремится минимизировать различия с ней. При этом отрицание межкультурных различий приходит в противоречие с фактами реальной жизни, вызывая рост негативных оценок и развитие разных форм агрессивного поведения (часто неосознанного) в адрес чужой культуры. Указанные процессы идут во всех сферах жизни, где происходит контакт между культурами. На Севере отрицательные последствия этого проявляются в диапазоне от пренебрежительного отношения к представителям коренных народов на бытовом уровне до принятия неадекватных традиционным культурам административных и хозяйственных решений, неизбежно эти культуры разрушающих, на государственном уровне. Положение могло бы измениться при переходе большинства населения от этноцентрического восприятия культуры северных народов к этнорелятивному, основанному на принятии существенности межкультурных различий и соответствующей адаптации к ним. Диалог культур предполагает знание партнерами друг друга. Грамотное использование этнографических музейных коллекций в просветительской работе – благодатная почва для установления диалога культур.
___Учитывая изменившийся характер культурной коммуникации, связанной с развитием электронных средств массовой информации и медиальных технологий, сегодня можно говорить о все возрастающей необходимости более широко интегрировать визуальные средства в традиционную практику научной и просветительской работы музеев. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Музеи постепенно включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников. Идет стремительное освоение виртуального пространства. В последнее время не только за рубежом, но и в российской части всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи из всех российских регионов. Российские музеи участвуют в музейной ночи, приуроченной ко всемирному дню музея. Включаются в этот виртуальный мир и музеи Таймыра с их богатейшими этнографическими коллекциями.

Литература


1. Чурилова Л.А. А.А. Попов – инициатор создания Таймырского музея // Сибирские чтения. К 90-летию со дня рождения А.А. Попова. 11-13 ноября 1992 г.: Тезисы докладов. – СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1992, С. 10-12.
2. Таймыр: Материалы Международной научно-практической конференции «Биологические ресурсы Таймыра и перспективы их использования» / Под ред. д-ра биол. наук, акад. Петровской академии наук и искусств Н.В. Ловелиуса. – СПб.: Астерион, 2003, с. 332.
3. Последний путеводитель по музею вышел в 2012 году: Таймырский краеведческий музей. Путеводитель по музею / отв. за выпуск, составитель О.П. Корнеева. – Дудинка: ООО «Издательский дом «Новый Енисей», 2012.
4. www.taimyr-museum.ru/M1393
5. Савинов А.И. Проблемы культурной идентификации долган: На материалах традиционного искусства / А.И. Савинов. – Новосибирск: Наука, 2005; Андерсон Д. Дж. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Д. Дж. Андерсон. – Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 1998 и др.
6. Каталог коллекций музея «Традиционная одежда коренных народов Таймыра» Выпуск 1. – Дудинка, 2006; Каталог коллекций музея «Предметы шаманского культа коренных народов Таймыра». Выпуск 2. – Дудинка, 2008.
7. www.museum.ru/M1392
8. Музей в промышленном городе: научная концепция развития Музея истории Норильского промышленного района / Под ред. Н.А. Никишина. – М.: ИИП Диапазон, 1998.
9. Бровкова Е.В. Древние охотники и металлурги – нганасаны (коллекция этнографии народов Таймыра) // Цветные металлы. – 2009. - №9. – С.21-27.
10. Крашевский О. Этномузей на озере Лама // Таймырские чтения – 2007: сб. докладов / науч. ред. О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2007, с.68.
11. Этнографический музей на озере Лама. Нганасаны: коллекция шаманской атрибутики. – Норильск: Издательство АПЕКС, 2009; Этнографический музей на озере Лама. Нганасаны: коллекция одежды, обуви, предметов обихода. – Норильск: Издательство АПЕКС, 2010.
12. www.putorany.ru
13. Аксенова Е.А. Островок высокой культуры // Таймырские чтения – 2004, 2005: сб. докладов. / науч. ред. О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2005, с.5-22; Рудинская А.Д. Музей живого слова. – Томск: ПК «ТомСувенир», 2010, с.6-7.
14. Сотникова А. Студенческий театр моды // Таймырские чтения – 2010: сб. докладов. Ч. 1 / науч. ред. О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2010, с.162-173.
15. Звезда Заполярья. Таймырский художник Борис Молчанов / Альбом. – М.: Издательство «Научно-производственное объединение «Полиграфвидео» совместно с А/О «Таймырпрессфото», 1995.

Поделиться в соц. сетях: