Меню

Наскальное искусство Среднего Енисея

Чернявская Л.М.

 

Наскальное искусство Среднего Енисея


 

Не сказки Индии, не саги Скандинавии, 
не чудища фантазии финской, но одинокий
творец каменных сокровищ открывает нам
двери искусства. Великая ошибка считать 
властелина камней дикарем. Он – мудрец.
Н.К. Рерих.



«Музей археологии им. Е.С. Аннинского» п. Подгорный, филиал МБУК МВЦ г. Железногорска был создан в результате 40-летней поисковой работы школьников под руководством Евгения Сергеевича Аннинского, Заслуженного учителя школы РФ. В музее представлена коллекция артефактов, начиная с эпохи палеолита до середины XX века. Изюминкой музея является собрание петроглифов в виде эстампов, изготовленных путем контактного копирования со скальных фризов гор, расположенных в южных районах Красноярского края. 
Доклад посвящен исследованию одного из наиболее сложного вида археологических памятников – петроглифам. Изучение памятников древнего наскального искусства на территории Хакасско-Минусинской котловины имеет почти 300-летнюю историю. Тем не менее, исследования региона постоянно связаны с новыми открытиями. Символы наскального искусства неоднозначны для определенной географической зоны и требуют дополнительного изучения, хотя некоторые из них имеют трансконтинентальное значение.
Технологию контактного копирования наскальных рисунков внедрил и широко использовал известный в нашем крае художник из Абакана Владимир Капелько вместе с кемеровским археологом Борисом Пяткиным. Цель многочисленных экспедиций школьников и сотрудников музея, перенявших этот уникальный метод, одна: спасти, сохранить эти послания наших древних предков. К сожалению, скальные фризы писаниц Среднего Енисея подвержены негативному воздействию подъема и спада уровня воды в красноярском водохранилище и страдают «новоделами от искусства». Аварийное состояние памятников древнего наскального творчества требует активных мер по их сохранению и музеефикации. Некоторые сюжеты исчезли навсегда, их уже нет в природе, а в музее есть, их скопировали и сберегли. Так что читать их и изучать будет не одно поколение. Эстампажи, тонированные под девонский песчаник, позволяют, как бы переместить кусок каменного фриза в зал музея. Они приближают Вас к месту события и заставляют задуматься…
На наш взгляд, главной проблемой, с которой мы сталкиваемся, является дешифровка наскальных рисунков. Господствующая трактовка такова, что это – особый вид археологических источников, отражающий распространение изобразительных традиций и стилей в искусстве. Но все настойчивее звучит голос о том, что освещение представительного объема новой информации о наскальном искусстве раскрывают новые возможности в решении актуальных проблем реконструкции различных сторон жизни древнего населения, формирования и развития древних форм религии, путей взаимокультурных влияний, этногенеза коренных народов Сибири. 
Анализ образов и сюжетов наскальных рисунков показывает, что большинство изображаемых сцен и отдельных фигур носят культовый характер. Они связаны с первобытной религией, отражают архаичные представления о природе, о человеке и его месте в окружающем мире. В композициях присутствуют изображения фантастических существ, небесных светил, культовых обрядов, сцены камлания шаманов и символические знаки. Учитывая то, что жертвоприношения и культовые праздники еще в недавнем прошлом происходили в подножии писаниц, можно утверждать, что большинство петроглифов является не просто открытой художественной галереей, а частью древнего святилища, своего рода храма под открытым небом, со своим алтарем и «иконостасом». Безусловно, одна из функций петроглифов – оформление места проведения каких-либо обрядов или ритуалов. Например, камлания, в ходе которого Шаман связывается с духами. Шаманом человек становится по призыву духов. С древнейших времен шаманизм – это магия, религия и особая практика врачевания, проявляющая себя в обрядах камлания.
В эту эпоху на писаницах контуры туловищ животных и людей часто дополнялись поперечными линиями – ребрами. Так называемый «скелетный» или «рентгеновский» стиль изображений обозначал чистоту образа. Прозрачность, по представлениям многих народов, подчеркивала его святость и культовую значимость. Интересно, что изображения ребер на переднике шаманского костюма свидетельствовали о символической смерти простого человека и перерождении его в шамана – избранника духов. Возможно, истоки «скелетного» стиля лежат в основе традиции промазывать кровью (а впоследствии красной охрой) контуры фигур животных с целью их «оживления».
Для усиления «кровообращения» рисовались дополнительные поперечные каналы, которые могли обеспечить большую «жизнеспособность» образа, его более высокую потенциальную роль во время совершения магических ритуалов, направленных на благополучие жизни рода или общины. 
Кроме рисунков на скалах, в степях по обеим сторонам Енисея появляются высокие (6 метров и более) каменные столбы-изваяния с барельефными изображениями фантастических образов и композиций. В научном мире нет единого мнения о смысле изображений и причинах появления изваяний. Даже по поводу их возраста в настоящее время идут жаркие дискуссии. Большинство исследователей связывают их с носителями окуневской культуры (первая половина II тысячелетия до н. э.). Одни считают, что на изваяниях изображена мифическая женщина-прародительница в образе получеловека-полузверя, другие видят в них образы древних шаманов или мифических предков и т.д.
Возможно, изваяния являлись универсальной моделью мироустройства.
Обычно изображения на лицевой части изваяния расположены в 3 яруса, символизируя вертикальное строение окружающего мира. На боковых гранях располагаются солнечные символы, обозначая круговое движение солнца, смену дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти. В верхней части изваяния, где «движение солнца» достигает кульминации находится солнечное божество верхнего мира. В нижней части изображено звероподобное чудовище нижнего подземного мира, пожирающее солнце. В центральной части изваяния – божество, с которым была сопряжена реальная земная жизнь человека. Среди наскальных рисунков можно встретить и отдельные образы каждого яруса.
В «Музее археологии им Е.С. Аннинского» поселка Подгорный, филиале МБУК МВЦ ЗАТО г. Железногорск, имеется коллекция контактных копий наскальных рисунков. Часть из них выполнена путем объемного копирования. На плоской основе скопирован объем рисунка в зеркальном отображении, который древний художник выбивал на скалах. Это позволяет людям, лишенным зрения прикосновением пальцев рук ощутить и представить сам рисунок, почувствовать энергетику культовых мест, где расположены писаницы. Люди с ограниченными возможностями по зрению способны «видеть». В музее разработан проект «Я вижу по-другому» для слабовидящих и слепых. А назвали его так, потому что однажды услышали это высказывание параолимпийской чемпионки по толканию ядра Марты Прокофьевой, проживающей в городе Железногорске. Да, эти люди – видят. При помощи осязания, при помощи звуков. Для создания определенной атмосферы, помогающей «увидеть» и понять изображение, звучит этническая музыка, горловое пение, воспроизводятся в необходимый момент звуки воды, шагов, космоса, стук камня по камню и т.д. 
Проект предусматривает изготовление макетов скальных плоскостей с более глубоким рельефом рисунка для тех, у кого слабо развиты сенсорные способности. 
Разработан курс лекций по древнему искусству, запись которых на аудиогиды позволит проекту стать более мобильным (передвижная выставка) и доступным в различных районах края. Петроглифы – это пласт духовной культуры, который, безусловно, несёт трансконтинентальное значение по своему научному содержанию. Раскрытие уникальности данных объектов, их популяризация среди людей с ограниченными возможностями – вот актуальное направление нашего проекта. 
Приглашаем Таймырский краеведческий музей к сотрудничеству по данной теме и конкретному проекту в частности. 

 

Литература


1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. – Романы. – Новосиб.: Новосибирское книжное изд-во, 1994. – С. 346
2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – М.: Наука, 1980. – С. 214, 215.
3. Васильев Б.А. Медвежий праздник. – Сов. Этногр., 1948. - №4 – С. 78 – 104.
4. Звери в камне. – Под ред. Р.С. Василевского. – Новосибирск.: Наука, 1980. – С. 232,237.
5. Высоковский В.И. Туруханский край. – Енисейск. – С. 84, 85, 272, 273.
6. Иванов С.В. Медведь в религиозном и декоративном искусстве народностей Амура. – М.-Л.: Наука, 1937. – С. 1 – 24.
7. Иохельсон В.И. Очерки зверопромышленности и торговли мехами в Колмыкском округе. – Труды Якут. Экспед. Т. X, ч. 3. – Спб.: Наука, 1898. – С. 91.
8. Кенин-Лопсан М.Б. Магия тувинских шаманов. – Кызыл.: Новости Тувы, 1993. – С. 69.
9. Кисель В.А. Чудские древности из этнографических коллекций Кунтскамеры // Археология, этнография и антропология Евразии, 2005. - №3 – С. 124-125.
10. Кушнер П. Первобытное и родовое сообщество. – М.: Издание Коммун. Ун-та им. Я.М. Свердлова, 1925. – С. 35.
11. Переверзева О.В. Мифопоэтическое пространство нанайцев долины реки Девятки в XIX – XX веках // Археология, этнография и антропология Евразии, 2005. - №1 – С. 105.
12. Жизнь животных, Т.7. – Под ред. В.Е. Соколова. – М.: Просвещение, 1989. – С. 534.
13. Токарев С.А. Мифы народов мира. Т.2. – М.: Научное изд-во «Большой Российской энциклопедии» Олимп, 1997. – С. 128 – 130.
14. Токарев С.А. Ранние формы религии.
15. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М.: Москва, 1998. – С. 546 – 549.
16. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края Т.III. – Спб.: Наука, 1903. – С. 64 – 103.
17. Нганасаны коллекция шаманской атрибутики. Норильск, 2009. – Изд-во Апекс. – С. 88
18. Заика А.Л. Древнее искусство на берегах Енисея / Наскальное искусство Среднего Енисея. – Железногорск, 2005. – С. 15 – 25.


Поделиться в соц. сетях: