Музей и его взаимодействие с социумом
Современная жизнь и возрастающие запросы общества, связанные с поиском уникальных вещей и восприятием феноменальной информации заставляют серьезно корректировать работу музеев. В настоящее время музеи пытаются уйти от однообразия в своих привычных видах деятельности, обрести индивидуальность.
Зачастую музеи, являясь местами хранения исторической памяти, стремятся решить культурное развитие конкретного сообщества. Исходя из того постулата, что каждый регион, каждая территория, каждый город уникальны и обладают историко-культурным потенциалом, музеи могут и должны использовать его для развития и формирования сознания людей. Историко-культурное наследие состоит из таких компонентов, как язык, идеалы, традиции, обряды, народные промыслы и ремёсла, произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, памятники архитектуры, науки и искусства, достопримечательные места, уникальные ландшафтные зоны и местности и т.п., представляющие особую ценность с точки зрения истории.
В свое время - в 1877 г. - Н.М. Мартьянов давал интервью одному из столичных журналистов, прибывших в Минусинск, пришедшим в полное разочарование от города и не понимающем, почему Минусинский музей достиг популярности общероссийского значения. На все замечания журналиста по поводу благоустройства минусинского города: «У Вас городское благоустройство – в пелёнках! У Вас в уезде грамотность населения не в числе добродетелей. У Вас нет ни одного порядочного магазина! У Вас вообще ничего нет…» Н.М. Мартьянов отвечал: «Зато у нас есть музей! - или - Ничего и не нужно, коли у нас есть музей».
Очевидно, что уже тогда Н.М. Мартьянов понимал роль музея в социокультурном пространстве минусинского общества и не ошибся.
Определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявление «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко-культурного наследия. Необходимо осознать своеобразность каждого региона и согласно этому строить музей, ведь любой провинциальный музей является по своей сути — краеведческим.
Под ролью музеев понимается мера их влияния на окружающее пространство, степень участия в жизни города и его жителей, а место - это определенное положение, занимаемое музеем в культурном пространстве города. Без определения музеями своей роли и нахождения ими места в этом пространстве, невозможна их полноценная деятельность.
Передовая музейная практика демонстрирует серьезный потенциал влияния музеев на современную культурную ситуацию. Сегодня многие рассматривают музей как центр информации, культурный центр, центр научной и художественной жизни, как место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Музей перестал замыкаться в своих стенах и пытается распространить своё влияние за пределы отведённой ему территории, доказывая свою значимость. Заметен начавшийся процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом. Таким образом, музеи стараются отвечать на вызов времени.
Историко-культурной среда включает в себя два важных компонента: во-первых, это самобытность локальной культуры; во-вторых, специфика ее институциональной организации.
Деятельность музея должна решать проблемы историко-культурной среды, а именно проблемы областного культуроведения как научно-практической деятельности по сохранению и использованию регионального наследия.
Первые попытки осмысления места и роли музея в жизни общества и в культуре были предприняты на рубеже XIX-XX веков когда появилось целостное философское осмысление музея и стали говорить о его нравственно-жизнестроительном значении в существовании общества и культуры.
С середины 60-х годов XX века в музееведении оформляется научное направление, интерпретирующее музей как социальный институт, выполняющий в обществе определенные функции. Начало этим исследованиям положили работы A.M. Разгона. Им были определены основные функции музея: документирования исторического процесса, хранительская, научно-исследовательская и образовательно-воспитательная.
Характеризуя современную социокультурную ситуацию как противоречивую и изменчивую, исследователи отмечают акцентирование значения человеческой индивидуальности, свободы выбора в материальном самоопределении и духовном развитии, свободу слова и личностных ориентаций, разнообразие форм культурной жизни, расширение международных связей и активизацию процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур.
Происходящие в современном обществе перемены постепенно, но неуклонно меняют условия формирования социокультурной среды, ориентиры культурной политики и, соответственно, содержание и формы деятельности музея. Среди новых музейных технологий широко используются технические средства, применяются возможности глобальной сети интернет, как средства преодоления информационной изоляции и разобщенности музея, а также как наиболее оптимального средства для актуализации всех видов музейной деятельности.
Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Современные музеи «де-факто» становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций.
Однако появление разнообразных, в том числе и виртуальных, музеев, а также развитие новых видов и форм музейной деятельности происходит во многом стихийно, без осознания глубинного единства и связи между их проявлениями. Сегодня недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной потребности, а также деятельности музея как социокультурного института.
Возрастание роли музея в социокультурном пространстве города, региона проявляется в реализации его образовательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества. Изменение взаимодействия музея и социума проявляется также в делегировании части функций по управлению музеями разнообразным ассоциациям, фондам, общественным и частным организациям. В различных странах, в том числе и в России, создаются клубы или общества друзей музея с целью содействия его развитию, созданию адекватного имиджа.
Культурно-коммуникативный подход и использование инновационных технологий способствовали обретению музеем статуса культурно-досугового центра, не изменив его исторически сложившийся авторитет института, который занимается сохранением, популяризацией и трансляцией социальной памяти. Стремление актуализировать свой потенциал и ресурсы побуждает музей применять на практике социально востребованные, инновационные технологии, неизбежно приводящие к модернизации музейной деятельности, а также гибкой и своевременной его адаптации к новой социокультурной парадигме, модели понимания мира, учитывая потребности общественного развития.
1. Грусман В. М. Становление и развитие социально культурной функции российских музеев. - СПб.:РЭМ, 2001. -182с.
2. Копылов Е.Ф. Окрик памяти. Книга вторая. – Тюмень, 2001.
3. Лапин Н. И. Культурные ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. №5. С. 3-8.
4. Разгон А.М. Место музееведения в системе наук // Музей и современность.-М., 1986. С.67 -88.
5. Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. М., 1997. С. 213 -227.
Поделиться в соц. сетях: