Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 



  

Меню

Корнеева О.П. - Пострадавшие за веру.

         Перспективы развития КГБУК «Таймырский краеведческий музей», как любого музейного учреждения, не в последнюю очередь обусловлены степенью изученности информационного поля, которое подлежит освоению в рамках реализации основных функций данного социального института. Осознавая необходимость исследований локальных историй в контексте отечественной летописи событий, сотрудники музея занимаются изучением не только фондовых коллекций, но научным исследованием материалов, находящихся  в архивах Дудинки, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга. Извлечение богатейшей архивной информации, ее анализ, систематизация и интерпретация всегда были и будут основой всех направлений деятельности музея. Именно эта задача – извлечение архивной информации о священнослужителях Русской Православной Церкви, членов их семей, пострадавших в годы массовых политических репрессий в 1930-1950-е годы, сосланных на Таймыр, расстрелянных в Дудинке, Норильске, с целью издания книги «Свеча памяти», стала главной задачей  проекта «Их лики светлые как сполохи полярного сияния» - победителя международного грантового конурса «Православная инициатива 2016-2017». Конкурс проводится под эгидой Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Идея этого проекта родилась задолго до участия в конкурсе.  В 80-90 годы мы получали информацию из писем,  приходивших  в адрес музея от людей, чьи родные погибли в годы репрессий на Таймыре. Мы встречались с теми, кто прошёл застенки ГУЛАГа, тщательно записывая каждое слово их воспоминаний.  В первой половине 90-х годов, впервые возникает документ - приоткрываются секретные архивы.

 

         Сотрудники Таймырского музея, как и все историки, обращаются к ним, не забывая о носителях живой памяти. В 2004 по 2010год вышли в свет девять томов Книги Памяти жертв политических репрессий Красноярского края, изучив ее, мы еще раз убедились, что репрессии 1930-1950-х годов коснулись всех социальных слоев нашего общества. Не обошли они стороной духовенство и Русскую Православную Церковь. В результате исследовательской работы мы подготовили список священнослужителей и членов их семей, сосланных на Таймыр, отбывавших сроки в лагерях Норильска, и Дудинки и расстрелянных здесь, он включает в себя  двадцать имен и фамилий. О судьбах трех из них, мы знали из переписки с родными, об остальных лишь скупая информация из Книги Памяти. В 2017 году, в рамках проекта нам удалось успешно поработать в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК), в архивах УФСБ России по Красноярскому краю, г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, изучили более четырехсот страниц архивных дел. Вся эта работа позволила выявить судьбы десяти священнослужителей и членов их семей. Среди них трагическая история четырех священников, арестованных и расстрелянных в один день и в один час в Дудинке, в 1938 году. Эти люди крепкой веры с достоинством пронесли свой Крест до конца жизни.

 

         В 1988 году  мы познакомились  с  Софьей Николаевной Чулковой-Бунтури, дочерью священника Николая Ивановича Чулкова. В фондах музея хранятся ее письма-воспоминания об отце.  Протоирей Николай Иванович Чулков родился 30 марта 1874 года Челябинской области в семье священнослужителя благочинного Иоанна Чулкова. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, где и работал преподавателем до рукоположения. Став священником, до 1928 года служил в церкви села Пуктыш теперешней Курганской  области.

 

 

         Четыре раза арестовывали отца Николая. В 1928, затем в 1929 году, требовали снять с себя сан священника. Вернувшись из лагеря очередной раз в 1934 году, он продолжил своё высокое Служение. В 1937 году о. Николая вновь арестовали и после короткой отсидки в Челябинской тюрьме, за участие в контрреволюционной группе, эпатировали Дудинку на пять лет.

 

         В этом же году, 20 августа этапом в с.Дудинка прибыл и осужденный за контрреволюционную деятельность, священник Михаил Сергеевич Соколов. О судьбе деда рассказывают  письма, пришедшие в адрес музея от Нины Евгеньевны Соколовой, жительницы  г. Москвы: «Мой дед, Соколов Михаил Сергеевич, русский, из семьи священника, родился в Москве в 1868 году. Окончил в Москве духовную семинарию и начал свою деятельность в 1888 году наставником, позже преподавателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 г. Михаил Сергеевич женился на моей бабушке, Софии Алексеевне Зерновой, дочери дьякона церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской слободе в Москве. В этой церкви проходило их венчание.

 

 

В 1936 г. дедушка вместе с семьей жил в Томске, служил священником. В этом же году его арестовали, до 1937 г. находился в тюрьме, здоровье его было сильно подорвано, в тюрьме его пытали и выжгли на спине крест.

В 1937 г. Особым совещанием он был сослан в Дудинку сроком на 5 лет».

В 2015 году из г. Самары в Таймырский краеведческий музей пришло письмо от Олега Трофимова. Он писал:

 

Уважаемые работники музея!

Большая просьба к вам. Я ищу своего дедушку, репрессированного в 1938 году и расстрелянного в вашем городе, мы ищем его могилу, захоронение (хотя бы общее). Если вам что-то известно, сообщите мне. По любому хотим туда поехать… Олег Трофимов.

 

         Как выяснилось из документов, Семён Васильевич Крайнов  родился 24 мая 1876 года в селе Новый Урень Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1895 году он поступил в число послушников Симбирского Покровского мужского монастыря. В 1906 году был назначен псаломщиком в церковь при Симбирском ремесленном училище, а с 1919 года служил сначала псаломщиком и дьяконом Неопалимовской церкви, а затем священником.

 

 

В 1934 году был  арестован  органами ОГПУ, за отказ снять сан священник, через пять месяцев был освобожден. 19 июня 1937 года Особым совещанием при НКВД по статьям 58-10 ч.1,58-11 УК РСФСР к ссылке в Красноярский край на 5 лет. Так он оказался в Дудинке.

Работая в архиве ФСБ России по Красноярскому краю, нам дали возможность познакомиться с делом №8415 «По обвинению Чулкова Н.И., Соколова М.С. и др».

 

Обложка Дела №8415

Обложка Дела №8415

 

Другими были Семён Васильевич Крайнов и Иван Митрофанович Яковлев. О последнем, в музее была информация лишь из Книги Памяти. Архивные документы позволили нам многое узнать о нем. Он родился в 1879 году в селе Красная Слобода Ровенского округа Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование Иван Митрофанович получил в сельской школе, окончив всего 3 класса. По сути он был одиноким человеком, так как со своими братьями потерял связь ещё в 1930 году, с того момента как власти отправили его в первую ссылку. До 1928 года Яковлев был священником. После 1928 года определенных занятий не имел. В 1930 году был арестован «решением тройки ОГПУ за хранение серебра и как проживающий без определенных занятий из Москвы выслан в Нарымский край на 3 года». В селе Семилужки Нарымского края Яковлев работал сторожем и псаломщиком в церкви. 23 марта 1936 года его снова арестовали и обвинили уже по политической статье - 58-10 УК РСФСР. 13 мая 1937 года он был осужден и приговорён к ссылке на 5 лет в Красноярский край. Пятого августа 1937 года Иван Митрофанович этапом прибыл в село Дудинка и через полгода, 9 февраля 1938-го был арестован в третий раз, Таймырским окружным отделом НКВД. 

 

Анкета арестованного

 

         В этот же день, как следует их материалов дела, были допрошены все участники, так называемой «организации ссыльных, которые проводили нелегальные контрреволюционные сборища». В протоколах допроса арестованные священники признались, что «…на одном из собраний было написано заявление депутату Верховного Совета от Таймырского округа Ямкину с просьбой о переводе ссыльных в южные районы т.к. имеются случаи заболевания цингой, о том, что нет квартир и т.д. Все это проводилось организовано, но последний, заявление не принял…». У каждого был единственный допрос, далее последовало обвинительное заключение: «Арестованные Соколов, Чулков, Крайнов и Яковлев, признали себя виновными в том, что они  планировали во время летней навигации захватить иностранные пароходы и удрать за границу, убить руководство НКВД и начальство округа. Вышеуказанные обвиняемые, - читаем далее в материалах дела, - среди населения проводили повстанческую к-р агитацию, распространяли к-р клевету на руководителей партии и Советского правительства». Обвинительный акт был направлен на рассмотрение Тройки при УНКВД по Красноярскому краю и 7 марта 1938 года был вынесен приговор – высшая мера наказания. 17 марта 1938 года в 23 часа все четверо священников, проходившие по одному делу, были расстреляны.

В 1989 году, через полвека  их дело было пересмотрено прокуратурой Красноярского края, они был реабилитированы.

 

         Через неделю после расстрела священнослужителей в Дудинке, был арестован  Меркулов Иван Максимович - вольнонаемный, он работал бухгалтером Пушной конторы ГУСМП, чья судьба связана с историей расстрелянных священников.Иван Максимович (1890 - 1938) уроженец    с. Еловское, Балахтинского округа, Енисейской губернии. Священнослужитель, с 1913 по 1916гг. служил в Дудинской церкви псаломщиком, в 1916 году незначительное время был урядником. В 1917 году учился в Иркутской школе прапорщиков, с 1918 по 1919 год служил в Мариинском полку армии Колчака. В декабре 1919 года под Красноярском был взят в плен. В 1920 году органами ЧК был арестован и осужден, отсидел в тюрьме 11 месяцев. После освобождения до 1929 года служил в Красноярском кафедральном соборе в качестве священника, затем протоиереям–настоятелем, был  членом епархиального церковного правления. В 1929 году был вновь арестован и осужден по ст.58-13УК на три года. Освободился в конце 1932 года, а в начале 1933года в газете  «Красноярский рабочий» было опубликовано его письмо - «Снимаю сан», в котором он  заявляет о разрыве «..всякой связи с церковью. Призываю последовать моему примеру…».    В деле имеется копия этого письма. Сегодня вряд ли мы узнаем, его ли это письмо и что побудило его написать – страх быть вновь арестованным, боязнь за судьбу дочери и сына, либо разочарование. Более к службе в церковь он не вернулся, работал  в  с. Еловское, Балахтинского округа.  В 1937 году вместе с женой Иван Максимович, согласно договора от 22 июня 1937 года, выехал на работу в качестве бухгалтера Пушной конторы Главного Управления Северного морского пути (ГУСМП). Арестован 25 марта 1938 года. Протокол допроса обвиняемого. Меркулова Ивана Максимовича обвинили в контрреволюционной агитации, а также в том, что «...являясь бывшим попом, поддерживал материально попов, находящихся в ссылке. Высказывал недовольство карательной политикой Советской власти и колхозным строительством. Не сознался. Изобличается показаниями свидетелей…» Приговорен 4 апреля 1938 года тройкой УНКВД КК к высшей мере наказания. Расстрелян 9 мая 1938 года в с. Дудинка.

 

         Реабилитирован 4 августа 1989 года прокуратурой Красноярского края. Эта лишь одна трагическая история из сотни подобных. 1937-38гг. отличались жестокими репрессиями, более 680000 человек были расстреляны, почти 1000 человек каждый день. Память обо всех невинно пострадавших в годы сталинских репрессий, о служителях Русской Православной Церкви, пострадавших за веру,  бережно хранится в Таймырском музее, а издав книгу, мы обеспечим широкий  доступ к собранной информации.

 

  1. Архив ТКМ, Краеведческие записки.
  2. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края: Кн. 4. – Красноярск: Издательские проекты, 2006. – 480 с.: ил.
  3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 5. – Красноярск: «ПИК «Офсет», 2007. – 448 с.: ил.
  4. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Кн. 9. – Красноярск: ПИК «Офсет», 2010. – 496 с.: ил.
  5. Архив УФСБ России по Красноярскому краю, Фонд №7, дело № П-16215.
  6.  Архив УФСБ России по Красноярскому краю, Фонд №7, дело № П-18041.

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: