Исторический маршрут Дудинка – Норильск
Исторический маршрут Дудинка – Норильск
Летом 2017 года сотрудники Таймырского краеведческого музея в рамках реализации грантового проекта «Их лики светлые как сполохи полярного сияния» провели экспедицию на место, где полвека назад проходила узкоколейная железная дорога. Проект стал победителем в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива» в 2017.
Подготовка к этому походу продолжалась в течение месяца. По снимкам со спутника были обнаружены следы железной дороги. Затем совершены три разведывательные вылазки. Попытка попасть по одному из направлений – район зверофермы, не увенчалась успехом, дорога оказалась перекрыта. Возвращаясь обратно в город, близ ручья Хариусный, с трассы был замечен разрушенный мост. Это место и стало точкой будущей экспедиции.
Главная цель похода - фотографирование остатков узкоколейной железной дороги, для включения их в книгу «Свеча памяти», которая будет дополнена и переизданауже в конце этого года.Книга «Свеча памяти» посвящена теме репрессий на Таймыре. Вторая цель – сбор вещевых материалов, которые будут приняты на постоянное хранение в музей и станут ярким дополнением при оформлении выставки, посвященной железной дороге, в следующем году.
Строительство узкоколейной железной дороги Дудинка – Норильск было закончено 17 мая 1937 года. На следующий день из Норильска в Дудинку вышел первый поезд. Вел его машинист Иван Осипович Жилко. Железная дорога была возведена для обеспечения нужд строительства Норильского комбината и поселка Норильск. В ноябре 1952 года вступила в строй железная дорога Норильск – Дудинка широкой колеи. Узкоколейная дорога закончила свое существование. За 17 лет по ней перевезено 22 миллиона 320 тысяч тонн грузов.
В экспедиции приняли участие не только музейные сотрудники, но и воспитанники Молодежного центра, которые смогли не только познакомиться с историей «узкоколейки» и тесно связанной с ней историей Норильлага, но и побывать в роли настоящих исследователей. Удалось обнаружить фрагменты железной дороги – узкоколейные рельсы и шпалы, вагонную раму, колеса вагона. В музейную коллекцию попали крепления шпал и буржуйка с гравировкой «1940 г.».
Поделиться в соц. сетях: