Искусство нового века
М.М. Бронштейн
Государственный музей Востока (Москва)
В Таймырском краеведческом музее формируется новая коллекция – современное косторезное искусство Таймыра. Она еще невелика по объему, но я убежден: пройдет немного времени, и экспонаты этой коллекции займут одно из центральных мест в собрании музея, который в 2017 году отмечает свое 80-летие. Моя уверенность основана на том, что таймырская резная кость наших дней – яркое и самобытное художественное явление. Не случайно работы художников Дудинки уже не раз завоевывали первые места на всероссийских и международных конкурсах резчиков по кости.
Называя современное косторезное искусство Таймыра ярким, я, в первую очередь, имею в виду его многоликость. Работы таймырцев разнообразны по назначению, материалам, технике исполнения. Это мелкая пластика, украшения, декоративные ножи. Работают художники с бивнем мамонта, рогом оленя, лося, овцебыка, нередко включают в контекст косторезных изделий детали, выполненные из дерева, кожи, металла. Различны технические приемы, которыми владеют таймырские мастера. В их арсенале несколько видов резьбы, включая ажурную, гравировка, инкрустация.
По-разному подходят резчики к созданию художественного образа. В одних произведениях главную роль играет объем, соотношения пластических масс, в других – линеарное, графическое начало. Среди таймырских косторезов есть художники, создающие достоверные, детально проработанные изображения, и те, кто отдает предпочтение обобщенным, условным формам.
Заметные различия прослеживаются в персонажах и сюжетах произведений. Резчики изображают зверей, птиц, рыб и, разумеется, людей. Последние преобладают, однако и здесь мы наблюдаем разнообразие: герои скульптур из кости то нынешние жители таймырской тундры, то люди давно прошедших времен. Перед нами предстают охотники, рыболовы, оленеводы, шаманы. Мы видим мужчин и женщин, детей и стариков. Художники обращаются к конкретным событиям из жизни северян и к «вечным темам», таким, как дружба, любовь, материнство.
О яркости резной кости, созданной на Таймыре в конце ХХ – начале XXI века, говорит и такая ее черта, как мастерство, с которым резчики воплощают свои замыслы. Какими бы разнообразными по содержанию, образному строю, характеру материала ни были их произведения, это всегда работы, выполненные с большим вкусом. Художники тонко чувствуют природные особенности кости и рога и стремятся передать зрителю изначально присущую им красоту.
Что касается самобытности современного косторезного искусства Таймыра, то для этой его характеристики тоже есть веские основания. В послесловии к опубликованному недавно альбому «Таймырская резная кость» директор Таймырского дома народного творчества Л.Ю. Попова отметила, что именно таймырцы первыми заявили «о многоплановом и перспективном использовании оленьего рога в косторезном промысле» [1]. Своеобычность изделиям таймырских косторезов придает также постоянное обращение художников к местным образам и сюжетам. Только они изображают долган и нганасан, создают произведения по мотивам фольклора этих народов, только у них есть многофигурные композиции, участниками которых являются ненцы, энцы, нганасаны, долганы и эвенки.
Отмечу и другие особенности современной таймырской резной кости, свидетельствующие о ее самобытности. Одна из них, как мне представляется, заключается в том, что сегодняшнее косторезное искусство Таймыра не связано непосредственно с той традицией художественной обработки кости, которая бытовала здесь раньше. К тому времени, когда появился нынешний таймырский косторезный промысел, а произошло это не более четверти века назад, эта традиция практически уже не существовала. Ее исчезновение стало следствием общего упадка народной культуры, который наступил на полуострове в конце 1980-х годов в результате резкого сокращения оленеводства в его центральных и восточных районах.
Говоря о том, что история современного косторезного искусства Таймыра насчитывает около двадцати пяти лет, я исхожу из следующего. Первые творческие встречи таймырских резчиков состоялись в Дудинке в 1994-1995 годах, причем у одной из этих встреч было красноречивое название – «Становление таймырской резной кости» [2]. Организованные Таймырским домом народного творчества эти встречи-семинары сыграли большую роль в дальнейшей судьбе косторезного искусства Таймыра. Молодость таймырского косторезного промысла и тот факт, что возник он во-многом благодаря активной деятельности местных работников культуры, тоже выделяют его из ряда других косторезных промыслов Сибири и Крайнего Севера.
Упомяну еще два важных обстоятельства, которые указывают на самобытность таймырской резной кости. Во-первых, абсолютное большинство мастеров имеют специальное художественное образование. Они получили его преимущественно в колледжах искусств в Норильске или в Дудинке. Во-вторых, таймырские художники молоды: почти все родились в 1970-1980-х годах [3]. Эти черты современного косторезного искусства Таймыра тоже заметно отличают его от искусства других северных регионов.
Создание в ТКМ коллекции художественных изделий из кости, выполненных в наше время, способствует решению целого комплекса задач, имеющих научное и общественное значение. Назову только одну из них, наиболее важную, с моей точки зрения. Собирая произведения молодого косторезного искусства Таймыра, сотрудники музея формируют корпус источников, на основе которого можно будет вести дальнейшее изучение этого интереснейшего историко-художественного феномена.Мне могут возразить: коллекция современной таймырской кости уже существует. Это так называемый «Золотой фонд» Таймырского дома народного творчества. Отдавая должное качеству этой коллекции и энтузиазму ее создателей, полагаю, однако, что музейное собрание предоставит исследователям более широкие возможности для ретроспективного изучения творчества художников-косторезов Таймыра. Богатые этнографические коллекции, которые сформировались в ТКМ за его 80-летнюю историю, окажут неоценимую помощь специалистам в исследованиях, основанных на методах сравнительного и типологического анализа.
Проведение подобных исследований представляется крайне важным. Современное косторезное искусство существует на Таймыре, как было отмечено, с середины 1990-х годов, тем не менее, появились только первые посвященные ему публикации. Таймырская резная кость рубежа XX-XXI века еще фактически не стала предметом специального научного изучения. Между тем, внимание научного сообщества к творчеству таймырских резчиков может стать для них существенной поддержкой, в которой нередко нуждаются народные художники.
В каких направлениях следует изучать современное таймырское искусство резьбы по кости? Я полагаю, что таких направлений должно быть три: искусствоведческое, этнографическое и культурологическое.
Искусствоведы, на мой взгляд, могли бы ответить на вопросы о стилевых характеристиках резной кости Таймыра. Чем отличается она от резной кости других регионов? Можно ли говорить о том, что таймырский художественный стиль уже сформирован или этот процесс еще продолжается? В какой мере повлияли и продолжают оказывать влияние на творчество резчиков Таймыра такие сильные косторезные школы Сибири и Дальнего Востока как якутская, тобольская, чукотская?
Искусствоведческое изучение таймырского косторезного искусства расширит наши представления о нем. Не исключено, что в них будут внесены коррективы. Например, точка зрения автора этих строк о том, что творчество современных косторезов не связано генетически с издавна существовавшей на Таймыре традицией художественной обработки кости, возможно, окажется ошибочной. Прийти в данном случае к обоснованным выводам можно будет только тщательно изучив творческий путь мастеров старшего поколения, тех, кто участвовал в первых творческих семинарах середины 1990-х годов.
Исследования искусствоведов окажутся, на мой взгляд, важными для самих таймырских резчиков по кости. Мнение историков искусства сможет подсказать им новые художественные решения, а главное, избежать опасного сползания в сувенирную псевдоэкзотику. Эта угроза нависла сегодня над народными художественными промыслами не только Крайнего Севера, но едва ли не всего мира.Этнографический подход к изучению творчества современных таймырских резчиков должен, с моей точки зрения, включить в себя следующие направления. Практически в каждой работе художников Дудинки, Хатанги, Караула отчетливо прослеживается связь с традиционной народной культурой. Она проявляется, как уже отмечалось, в выборе сюжета, в характере персонажей. Зритель видит тундровиков в национальных костюмах, видит сцены охоты и шаманских камланий, «участвует» в старинных обрядах. Точны ли подобные «цитаты»? Насколько верно отражены в современном таймырском искусстве резьбы по кости культурные традиции, которые, если уже не исчезли, то, по крайней мере, сильно видоизменились? Этнографы смогут дать ответ на этот вопрос. Здесь, кстати, им наверняка не обойтись без обращения к этнографическим коллекциям ТКМ.Говоря о точности изображений «этнографических реалий», я не имею в виду, что художник должен быть «документалистом», «иллюстратором». У него, безусловно, есть право на вымысел, на собственное видение мира. Дело в другом. Притягательность национального искусства – а таймырская резная кость, несомненно, относится к этой категории историко-культурных явлений – заключается в первую очередь в том, что оно раскрывает людям других национальностей красоту и самобытность не известной им культуры. Народный мастер выступает, таким образом, как посредник между своим этносом и остальным человечеством, как переводчик с одного условного языка на другой. Всегда ли удается таймырцам быть такими посредниками и переводчиками? Всегда ли те, кто не знаком с Таймыром, могут прикоснуться к подлинным культурным традициям его коренных народов благодаря работам современных резчиков по кости? Невозможно ответить на эти вопросы без изучения таймырской резной кости профессиональными этнографами. Назову еще один аспект в этнографических исследованиях современного таймырского косторезного искусства, представляющийся мне не менее важным. Резчики, несмотря на молодость, знают культуру Таймыра не понаслышке. Больше того, почти все они – представители его коренного населения. Вопросы, на которые должны ответить этнографы, можно сформулировать так: стало ли творчество таймырских художников начала XXI века органичной частью народной культуры их соплеменников? В какой мере созданные ими художественные образы понятны ненцам, долганам, нганасанам, как живущим в Дудинке или в Норильске, так и тем, кто живет в тундре и в небольших национальных поселках? Выводы, к которым придут этнографы, будут, с моей точки зрения, интересны не только ученым, работникам культуры, педагогам, но и самим мастерам.
Культурологи, изучая современное косторезное искусство Таймыра, соединившее в себе «старое» и «новое», образы далекого прошлого и новый изобразительный язык, сосредоточат свое внимание, как мне представляется, на том, что оно действительно является искусством нового века. Дело здесь не только в календарных датах. Рубеж XXI столетия совпал с наступлением новой исторической эпохи. Наше общество вступило в новую стадию развития, существенно усилились информационные потоки, ускорился процесс глобализации культуры. Современная таймырская резная кость – ответ на «вызовы времени». Ответ небольшой группы людей, представляющих небольшую этнокультурную общность коренных жителей Таймыра. Однако относительная малочисленность как самих художников, так и народов, к которым они принадлежат, не имеет в данном случае значения. Как в капле воды отражается небо, так в сегодняшнем таймырском косторезном искусстве отразились поиски нового способа существования северных этносов, новых форм сохранения их культурного наследия, которые ведут в наши дни народные художники во многих регионах Сибири и Дальнего Востока.
Это обстоятельство, с моей точки зрения, – главная причина, обусловившая внимание десятков людей, живущих далеко от Таймыра, к творчеству молодых резчиков этого края. Научные сотрудники Государственного музея Востока, одним из которых я являюсь, тоже изучают таймырскую резную кость. В нашем собрании, так же, как в ТКМ, формируется коллекция произведений современного таймырского косторезного искусства. Завершая статью, хочу познакомить читателя с тремя скульптурами из этой коллекции – пока еще небольшой, но, я уверен, такой, которую ждет хорошее будущее.
Использованная литература
- Таймырская резная кость. Дудинка, 2015. С. 125.
- Там же. С. 7.
- Там же. С. 5.
Подписи к иллюстрациям
- Александр Сигуней «Вэсако» («Дед»). Олений рог, резьба. Дудинка, 2006 г. ГМВ, Москва
- Александр Сигуней «Пухуча» («Бабка»). Олений рог, резьба. Дудинка, 2006 г. ГМВ, Москва
- Александр Сигуней «Задумался». Олений рог, резьба. Дудинка, 2006 г. ГМВ, Москва
24.09.2017
Поделиться в соц. сетях: