Меню

Игрушки и игры народов Таймыра

Игрушки и игры народов Таймыра


Дети народов Севера - дети природы. Находясь наедине с естественной средой, они наблюдают разные явления: как сменяются времена года, куда бежит ручей, как растут травы, куда движется стадо оленей... Подолгу рассматривают веточки, кустики, перебирают сушняк, размышляют, как их применить к делу, находя в них знакомые формы: очертания животных и птиц, красивые рога оленя.
В прошлом на Таймыре у большинства детей не было игрушек, поэтому взрослые, выкраивая время, изготавливали игрушки сами. Делали их очень аккуратно, старались, чтобы поверхность была гладкой. Покрывали узорами. Наблюдая за отцами и дедами, ребятишки с малых лет приучались правильно пользоваться инструментами.
Любой психолог скажет, что изготовление игрушек способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку. Это требует определенных волевых усилий. Иногда малышу не удается сразу подобрать веточки, сучки для рогов оленя, соломку для куклы или соединить части поделки. Тут приходят на помощь взрослые и вместе с детьми устраняют причины неудач. Радость общения в труде, наслаждение от процесса создания красивой игрушки очень важны для развития ребенка и оставляют воспоминания на всю жизнь.
В наш век, когда популярны яркие игрушки, изготовленные из экологически небезопасных материалов, самое время пропагандировать традиционные игрушки народов Таймыра. Природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук и живым воображением, то любую палочку и веточку можно оживить. Игрушками в тундре становятся разноцветные камни, косточки и даже копыта оленей - те естественные материалы, которые доступны жителям Севера.
Куклы мастерили из подручных материалов: сена, соломы, кусочков ткани, клювиков птиц и косточек. Вариантов кукол - множество. Одна из них - кукла «на быструю руку». Чтобы ее смастерить, берут различные вещи, чаще - старую детскую одежду. Сворачивают платье в клубок - голова готова. Набивают кофту материей и сверху завязывают платок - вот и получилась кукла. Маленькие куклы делают из лоскутков, шарик для головы мастерят изо мха или оленьей шерсти. Те, кто владеют иголкой, шьют голову и туловище из тряпок, и эту заготовку наполняют оленьей шерстью.
Одна из распространенных у ненцев кукол - «нухуко». Для головы куклы берут надклювье гуся или утки с кусочком лобной шкурки или без нее. Через носовые отверстия клюв пришивается нитками к туловищу - трапециевидному кусочку сукна с вертикально нашитыми цветными полосками ткани. У шеи куклы горизонтально нашивается полоска материи. Пол куклы определяется по одежде и по наличию коси и украшений. Косы изготавливают из двух полосок сукна, прикрепляют их к надклювью с обратной стороны. К ним пришивают бисер, пуговицы, металлические цепочки и пластинки. Куклы, изображающие женщин, украшаются серьгами и налобными украшениями из бисера.
У каждого ребенка был комплект игрушек: «дедушка» и «бабушка», «отец» и «мать», «дети» и нарядная люлька с «младенцем». «Мужчинам» - нухуко делают головы из гусиных клювов, «дедушкам» и «бабушкам» - из клювов лебедей, «женщинам» - из пестрых и красивых утиных носов.
С куклами дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых. Куклы ездят, друг к другу в гости, охотятся, ловят рыбу, пасут оленей - повторяют модель жизни северной семьи, которую в недалеком будущем предстоит создать владельцу игрушки.
Родители следили, чтобы у каждого ребенка были собственные игрушки. Их бережно хранили в мешочках. В гости, в чужой чум, приходили со своими игрушками. В ненастную погоду дети обычно были заняты игрой в «куклы» и «стада оленей». У древних долган есть поверье: если ребенок играет в «стадо оленей», подражая взрослым, - в будущем он станет удачливым хозяином большого поголовья. В каждой семье у детей были луки и стрелы. От настоящих они отличались лишь размерами.
Зимой и летом дети, особенно мальчики, играя, учатся ловить оленей маутом - так у северных народов называется аркан, веревка из кожи или выделанной шкуры. Для этой популярной игры устанавливают в снегу или втыкают в землю рога убитых оленей или кустики, похожие на рожки, и состязаются в набрасывании на них маута. Так с детства приобретается та удивительная ловкость и меткость, с которой народы Севера ловят оленей. А у ненцев эта игра называется «ярколава» - ловля «оленей».
Другая игра - «тыбертя». Кроме рогов и аркана, для нее понадобится еще и упряжь. В такой игре могут участвовать сразу много ребят. Двое или трое мальчиков - «оленеводы», все остальные - «олени». По сигналу «оле-неводы» ловят арканами разбегающихся ребят, держащих рога. Затем запрягают их в детскую упряжь и совершают «круг почета».
В тундре при пастьбе оленей всегда ценилось умение свистеть. Свистом руководили оленегонными лайками. Дети подражают взрослым - изготавливают свистульки из разных материалов: из трав, прутиков - и свистят, кто громче.
«Аргиш», «кочевка» - это самая любимая игра нганасанских детей. Для нее берут зубы оленей - коренные и резцы. Большие зубы изображают оленей. Зубы молодых оленей символизируют людей. Для этой игры родители делают санки. Дети составляют аргиши и перекочевывают на «новые пастбища». Все реквизиты для игры бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.
Другая игра - «Пээрикээн». Садятся двое игроков, запускают «волчок». Для того чтобы долго кружился волчок, нужно приноровиться, взяться за стержень волчка тремя пальцами и ловким, резким движением указательного пальца закрутить по часовой стрелке. Побеждает тот, у кого волчок крутится дольше.
Бытуют у северных детей и игры-гадания. Выходят на ровную поляну и кидают вверх оленью лодыжку. Если она падает вниз выпуклой стороной, то не сбудется загаданное, а если же сторона вогнутая - сбудется. Обычно гадают, какая будет завтра погода, приедут ли гости из другого стойбища, ка¬кое будет лето.
Кроме бытовых, подвижных, спортивных, есть игры, развивающие математические способности. К ним можно отнести ненецкую «тыранийко». Для игры изготавливаются палочки длиной 15-20 см. Палочки кладут на ла¬донь и с помощью большого пальца перебрасывают их на тыльную часть, затем стараются поймать несколько палочек, перекидывая их снова на ладонь. По условию игры, надо поймать нечетное количество. Пойманные палочки кладут парами. Если ребенок поймал четное количество - он передает «тыранийко» следующему игроку, не оставляя себе ни одной палочки. Выигрышем считается «лишняя», непарная палочка.
Цивилизация нарушила привычный ритм жизни коренных народов Севера и Сибири, изменив прежние взгляды на традиционные игры и игрушки. Однако и в наши дни в некоторых дошкольных учреждениях и школах Таймыра, помимо современных, появляются наборы традиционных кукол и игрушек. Воспитатели и учителя погружают подрастающее поколение в старинные игры и национальные виды спорта, ибо традиционные игрушки и игры помогают сохранить дух народов.
Воспитание начинается с колыбели, изготовленной с большой любовью и мастерством игрушек, и колыбельных песен, и первых трудовых обязанностей детей. В традиционном укладе ребенка воспитывает сама жизнь, всё окружение, отношение взрослых к труду, к природе и друг к другу. Задача старшего поколения - приобщать молодых к языку, истории, культуре своего народа. Важно воспринимать этнокультурное наследие народа как часть мирового достояния.

 

Список литературы


1. Аксенова Е.Е. Игры и загадки моего детства. Красноярск. 2000.
2. Барболина А.А. Игры народов Таймыра. /Финноугория. Этнический комфорт. № 2, 2011. с. 23.
3. Игрушка Якутии: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. Якутск. 2001.
4. Катыгинский С.Н. Долганские национальные игры. СПб. 2001.
5. Кулемзин В.М. Игры детей обско-угорских народов. СПб. 1999.
6. Попов А.А. Долганы. Собрание трудов по этнографии. Том 1. СПб. 2003.
7. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. Якутск. 2011.
8. Аксенова Е.Е. Школа игры. /Таймыр. 1995. с. 2.
9. Катыгинский С.Н. Долганские национальные игры. /Советский Таймыр. 1922. с. 3.
10. Комарова - Ненянг Л.П. Ненецкие игры. /Советский Таймыр. 1992. с. 3
11. Нотстайн К. Национальные игры помогают сохранить дух народа. /Советский Таймыр 1992. с. 6.
12. Момде А.Ч. Игры нганасанских детей. /Таймыр. 1995. с. 3.


Поделиться в соц. сетях: