Хождение ряженых
Обряд хождения ряженых проводился в последний день осеннего благодарственного праздникаи коряков, основными занятиями которых были охота на морского зверя и рыболовство. Участники выворачивали одежду наизнанку или меняли на ли одежду противоположного пола. Лицо закрывали деревянными масками уллаун (букв. «деревянное лицо»), которые иногда раскрашивали красками.
Хозяева, в дом к которым приходили гости в масках, должны были узнать пришедших, при этом в доме смотреть под маску строго запрещалось, поэтому ряженые открывали свои лица только за пределами жилища. Тот, кого не угадывали, мог попросить у хозяина любую понравившуюся вещь, и отказывать было нельзя. На следующий год на празднике хозяин и гость менялись ролями. Таким образом, подарок компенсировался предметом равной ценности.
У некоторых групп коряков данный обряд еще в начале века XX в. носил скорее игровой характер. В шествии могли принимать участие даже дети.
Существует легенда о том, как образовался данный обычай. Когда-то у людей начали опухать лица, и из-за этого они умирали. Обратились они за помощью к шаману, который велел сделать им маски и организовать процессию. Утром, после завершения обряда, шаман унес все маски на закат и напасть прошла.
По традиции маски оставляли на западной стороне подальше от селения. Их обкладывали заячьей шерстью, потому что верили, что она обладает магическими свойствами, способными защитить от злых духов. Коряки Карагинского залива после праздника проводов морских животных уносили маски в лес до восхода солнца. Перед тем, как оставить личины, их «кормили» ритуальным блюдом – толкушей (смесью из сушеной икры, жира морских животных, листьев кипрея и ягод), а в отверстия глаз и рта насыпали мусор, принесенный из жилища.
Постепенно хождение ряженых утратило свое религиозное значение и превратилось в один из развлекательных элементов праздника.
Поделиться в соц. сетях: