Меню

ДОЛГАНЫ – ПРИРОЖДЕННЫЕ ЭКОЛОГИ

Марьясова З.И.

 

ДОЛГАНЫ – ПРИРОЖДЕННЫЕ ЭКОЛОГИ

 

Долганы - самый молодой этнос Сибири, формирование которого шло в течение 18-19 в.в. на территории Таймырского полуострова.

За последние годы резко возрос интерес к экономическим и социальным проблемам взаимоотношений человека и природы.

Науку о природе объединяет экология – учение «о доме живого существа». Раньше, в годы нашего детства, не было ни соответствующих книг, ни экологического воспитания, как такового. Но стремление к выживанию, веками формирующее сознание коренных жителей, заставляет их бережно относиться к природе и её обитателям.

Коренные народы Севера, сильно различаются по своим историко-культурным традициям и образу жизни и, в очень хорошем состоянии сохранили материальную и духовную культуру, свой язык любовно оберегаемые старшими поколениями. У каждого северного этноса своя древняя, уходящая в глубину веков, насыщенная и богатая на события история, сохранившаяся в народной памяти.

В процессе адаптации к окружающей среде у оленеводов, рыбаков, охотников выработался комплекс правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их, не нарушая стабильной экологической системы, жизненных установок и ценностей. Главное место в сохранении культурных традиций народа занимает передача опыта младшему, от родителей к детям. Эстетическое отношение к природе следует развивать с самого раннего возраста, «то есть будить в ребенке художника раньше, чем улица разбудит в нем потребителя, а то и разрушителя природы». Бывало - долганские дети только начинают ходить, а родители уже берут их с собой на охоту, рыбалку. Как только мальчики подрастают, им делают деревянные ружья, как настоящие и начинают учить, как прицеливаться и стрелять. О том, что ты мужчина родители доказывают с самого рождения. Если в стойбище приехал незнакомый гость, то ему не надо объяснять, кто у тебя родился - ему достаточно посмотреть на детскую люльку: сбоку люльки мальчика висит деревянный ножичек, а у девочки скребок для камусов. Подрастающее поколение никто не обучает. Овладение навыками и умениями происходит в процессе жизни. Сначала девочке даются не сложные задания: скручивание жил для изготовления ниток, вдевание нитки в иголку, складывание камусов, разжевывание печени для выделки шкур, по мере взросления задания становятся сложнее. Здесь же она получает первые уроки бережного отношения к природе.

Переезжая из стойбища к стойбищу долганы никогда не оставляли за собой бытовой мусор, его закапывали подальше от стоянок, девочки подметали место, где стоял чум, остатки дров складировали у очага, мелкий мусор сжигали. В урочище Маленькая лайда, где прошло мое детство прекрасная природа. С двух сторон нас окружали маленькие сопки, а третья стояла за маленьким ручьем сзади наших балков. Эта точка считалась родовой. Жили здесь семьи Жарковых, точку открыли их предки. Даже есть свое семейное кладбище, и ледник до сих пор в хорошем состоянии сохранился. Чумы они не ставили, а жили в деревянных домиках, которые остались от родителей. Родители закладывали зачатки бережного отношения к природе своим потомкам с детства. Приезжая на новое стойбище, устанавливали чум, если это было летом. Мужчины срезали дерн для утепления чума и мальчикам показывали, как надо срезать дерн, чтоб сильно не ранить землю. Дерн должен срезаться так, чтоб его можно было закатать в рулон, если он не закатывался, значит, срезан неправильно. Девочки помогали женщинам в установке чума. Работа эта очень трудоемкая, требующая ловкости и силы.

Древние племена охотников, оленеводов и рыбаков интуитивно чувствовали необходимость охранять окружающий их растительный и животный мир от истребления. Придумывали все возможные ограничения, запрещения, обряды. Для доступности детям рассказывали сказки, легенды, которым мы очень верили и верим до сих пор. Эти верования сохранились в фольклоре, обычаях северных этносов.

В настоящее время, в связи с находками останков мамонта на Таймыре, поднят невиданный ажиотаж. Приезжают со всего мира ученые, туристы, менеджеры, выкапывают ямы, где попало и как попало.

Я сама была в районе Кырса - Юряк, когда происходили раскопки знаменитого мамонта Жаркова. У долган не принято раскапывать землю просто так. Даже для утепления чумов дерн срезают тонким слоем, чтоб не нарушать почву. Только для хранения скоропортящихся продуктов выкапывали «иин» (хранилище в вечной мерзлоте), а после его опустошения заполняли пустоты остатками песка или мусора и обязательно прикрывали дерном.

Места древних стоянок долганами оберегались. Родители из поколения в поколение передавали опыт ведения хозяйства. Существовало множество традиций, связанных с охраной природы.

Современному обществу присуще ярко выраженное хищническое отношение к природе, которое бумерангом отзывается на здоровье человека.

В последнее время не ведется массовый отстрел оленя, но еще совсем недавно создавались поселковые бригады, к ним присоединялись охотники со всего края. Забивали оленя в верховьях реки Хатанга действительно «массово», обрабатывать не успевали, потроха, остатки шкур, кости вываливали в яму, выкопанную на берегу реки. За лето эта яма превращалась в хранилище гнили. Осенью она вымывалась большой водой, ее содержимое затем попадало в реку.

В поселке Хатанга до сих пор нет очистных сооружений, хотя об их необходимости говорится уже, без малого 30 лет. А берег Хатанги? Это другой печальный рассказ: в начале 60-х годов на её побережье образовалось «кладбище кораблей». По тем или иным причинам, списанные суда оставались на берегу реки, которые постепенно превратились в мусоросборники. К тому же с чьей-то легкой руки, под берег реки стали скидывать бытовой мусор, затем производственный, дальше – больше. Пустые бочки с остатками горюче-смазочных материалов стали «украшением» всего берега, где проживают люди. А ведь в районе из 10 поселков, 7 снабжаются питьевой водой именно из речки Хатанга, большая часть рыбы добывается именно здесь.

Тундра красива во все времена года. К нам приезжают туристы со всех концов света. Все гости приезжают с фотоаппаратами, видеокамерами, есть что снимать. Но фильм, который сняла экспедиция из Германии во время массового отстрела оленей невозможно смотреть без слез. Нельзя так варварски относиться к природе, тем более на той земле, где ты живешь.

Побывала в родном урочище Маленькая Лайда я через 25 лет и, каково же было моё удивление увиденным, это трудно объяснить. На месте сопки, которую наши родители считали святой, образовалось что-то наподобие небольшого холмика, кругом все стоптано. А нам не разрешалось даже близко к ней подходить. Исключением было разве, что дар какой-нибудь оставить в виде монеты, пустого патрона, пуговицы и т.д.

В детских развлечениях не было игр, которые приносили бы вред природе. Дети играли в игры, связанные с охотой, рыбалкой, бытом, ловкостью и т.д.

Бережное отношение к природе - это огромный пласт народной культуры. Он достался нам еще с тех времен, когда народы ощущали свою прямую зависимость от окружающей среды.

У долганского народа множество обычаев, поверий, обрядов, связанных с природой. Связать традиции коренных народностей с охраной природы заключается задача работников экологического просвещения. Разве не красив такой долганский обычай - делиться первою добычей. Если охотник пришел с добычей, то он должен всю добычу разделить на все стойбище, причем лучшие куски отдавались старикам и детям, а семье добытчика доставались не лучшие куски. А разве не прекрасен такой обычай долган, когда охотники первую стаю гусей приветствуют стоя, пропуская его и давая путь последующим стаям. Об этом древнем обычае я всегда рассказываю маленьким северянам на уроках краеведения. Если бы не эти народные обычаи не смогли бы выжить семьи, которые по тем или иным причинам остались без кормильцев. С особой гордостью на всех уровнях я привожу эти достойные обычаи.

По нормам обычного права, у народов Севера нельзя брать у земли лишнее, а только то, что необходимо тебе и твоим детям. Они почти не делали запасы - этому учила традиция.

Например, у всех наших народов существуют календарные обрядовые циклы: встреча солнца, прилет птиц, отел оленей, открытие сезона рыбной ловли, отстрела оленей и другие. Будучи детьми, мы с нетерпением ждали эти праздники, потому что в этот день можно было отведать «деликатесы» припасенные мамой, а вечерами все собирались в одном чуме или балке и рассказывали разные истории об этих праздниках, а на десерт перед сном сказки, которые мы очень любили.

В настоящее время ни для кого не секрет, что мы не соблюдаем правил поведения на охоте и рыбалке. В июне у нас начинается рыбалка на удочку. С детства помню, что был целый ритуал, начиная с того, как входить в озеро и наступать на лед. Во время рыбалки не разрешалось бегать с лунки на лунку, прыгать, скакать, а тем более кричать. Первую удочку закидывал самый старший из рыбаков, с просьбой о большом улове и клятвой не нарушать законов рыбалки. Для детей, идущих впервые на рыбалку, проводился своеобразный инструктаж о правилах поведения на природе. Основным правилом, почему-то в моем сознании осталось – ни в коем случае не рвать леску, чтобы зацепившийся крючок потом не утонул. А если утопишь крючок, то озеро обидится, что в него бросают железо и на будущий год не даст ни одной рыбы. На этом озере, где проходила рыбалка, нельзя было даже употреблять пищу, а тем более курить, чтоб не бросать спички и окурки на лед. Это видимо была своеобразная этика охоты и рыбалки.

Положительному отношению населения к диким животным способствуют красивый внешний вид, приятный голос, древние народные поверья, основанные на высокой нравственности и морали, яркие поэтические примеры искусства, польза, приносимая человеку живыми организмами (комары кормят рыб, волки нападают на слабых оленей и т.д.)

Обычаи, традиции, поверья и приметы, будучи по своей психологической и социальной структуре массовыми привычками, являются в то же время эффективным средством воспитания и пропаганды положительного отношения к природе.

Мифология и фольклор северных народов позволяют с исключительной четкостью проследить взаимосвязь и параллелизм охотничьих и рыболовных правил и табу с нормами, регулирующими отношения между женщиной и мужчиной.

Культура долган Восточного Таймыра имеет свой неповторимый колорит и определяющую роль в ней играет олень.

Олень на Севере - олицетворение жизни, он символизирует богатство и благополучие. Без оленя народы не смогли бы выжить в экстремальных условиях Севера. Благодаря сохранности оленей большая часть коренного населения живет традиционным образом жизни, а это значит, что они сохранили привычки, одежду. А сохранение национального языка это еще и большой плюс для нашего маленького народа и для наших детей и внуков.

По нормам обычного права народов Севера нельзя брать у земли лишнее, а только то, что необходимо тебе и твоим детям.

 

Список литературы:

1. Аксенова Е.Е. Бараксан. Красноярск. 1973.

2.Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. Москва. 1996.

3.Штильмарк Ф.Р. Свидание с Таймыром. Красноярск. 1979.

 


Поделиться в соц. сетях: