Чуприна Б. Т. Православные храмы, часовни Таймыра в XXІ веке.
Чуприна Бэлла Терентьевна
КГБУК «Таймырский краеведческий музей»
В данной статье дается общая информация об объектах православной культуры на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, затрагиваются вопросы возрождения в конце ХХ – начале XXI века православных общин, строительства православных часовен, храмов в отдаленных поселках Таймыра.
История проникновения православия на Таймыр начинается с XVII века. Она связана с приходом русских землепроходцев, казаков, которые открывали земли Таймыра. А вслед за ними шли и миссионеры. Материалы по истории христианизации Таймыра, использованные в этой статье, собраны научными сотрудниками музея Людмилой Анатольевной Симанковой и Ниной Анатольевной Предтеченской. В разное время они работали в архивах Красноярска, Иркутска, Москвы, по крупицам собирали материал, который затем был опубликован.
Первые церкви на Таймыре строятся в XVІІІ веке: Богоявленская церковь в Хатангском погосте и Введенская церковь в селе Толстый Нос.
Точной даты построения Хатангской церкви в архивных источниках пока не удалось найти, но, как пишет известный краевед Владилен Александрович Троицкий, «можно с уверенностью полагать, что произошло это на рубеже XVII и XVIII веков».
Введенская православная церковь была построена в 1770 году Архимандритом Троицкого монастыря Амвросием в селе Толстый Нос. Здание было деревянное с колокольней.
В 1844 году в селе Дудинском Енисейским купцом 3-ей гильдии Самуилом Лаптуковым была построена каменная церковь. В 1846 году в селе Дудинском, по воспоминаниям известного лингвиста М.А. Кастрена, имелась каменная церковь, которая стояла на берегу самого Енисея. В 1855 году купцы, братья Киприян и Петр Сотниковы, построили в селе Дудинском деревянную церковь без колокольни. Каменная церковь в 1864 году была разобрана купцами Сотниковыми для шахтной печи. Помимо двух церквей, были построены и часовни. В 1862 была построена деревянная часовня во имя апостолов Петра и Павла, которая располагалась на Норильских озерах. Другая была построена по приказу Енисейской духовной консистории от 19 декабря 1877 года в устье реки Гольчихи (правого притока Енисея, устье расположено недалеко от нынешнего поселка Воронцово) ввиду того, что «жители Туруханского края, по причине отдаленности одной церкви от другой, лишены возможности посещать часто храмы и вообще исполнять христианские обязанности». Оба храма и часовни относились к благочинию Туруханского Свято-Троицкого монастыря.
В XX веке русское православие претерпело репрессии и гонения со стороны Советской власти. 23 января 1918 года был издан «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», лишивший РПЦ статуса юридического лица и права владения собственностью. Антицерковная политика советской власти привела к закрытию храмов и монастырей, духовных учебных заведений и органов церковной печати. Эти действия вызвали протесты со стороны православного духовенства и значительной части мирян. Ответом властей были аресты, ссылки и расстрелы.
Как и по всей стране, антирелигиозная кампания не прошла стороной и территорию Красноярского края, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы края.
Первые признаки возрождения церкви появились в конце 1980-х гг. Они были обусловлены начавшейся в стране кардинальной перестройкой всей социально-политической и экономической системы. Эти события совпали со временем празднования 1000-летия крещения Руси.
Современный этап в истории Красноярской епархии и ее возрождение после антирелигиозного советского периода начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии и назначения на красноярскую кафедру епископа Антония (Черемисова).
Возрождение православных приходов на территории Таймыра относят к 90-м годам XX века. В этот период в Дудинку впервые приехал епископ Красноярский Антоний и провел службу в городском Доме культуры. Были собраны подписи под протоколом о создании православной общины и строительства церкви в городе Дудинке. Было выделено специальное помещение для служб по адресу ул. 40 лет Победы, д. 2. Официальное открытие молельного дома в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии состоялось 9 августа 1992 года.
Вопрос строительства храма в Дудинке решался трудно. В 1998 году было определено место под строительство храма на набережной площади города. 14 сентября 2000 года было осуществлено освящение и установка куполов с крестами на храме. Освящение происходило совместно настоятелем храма иереем Димитрием и благочинным протоиреем Сергием Шачиным, приехавшими из города Норильска. 16 сентября 2000 года, вечером, настоятель храма иерей Димитрий, прочитал Пасхальный канон, а 17 сентября в новом храме состоялась первая Литургия.
Указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония с 11 ноября 2000 года настоятелем храма был назначен иерей Георгий Ицков, в связи с выездом иерея Димитрия на новое место служения за пределы округа. 31 марта 2001 года на церковной площади состоялось освящение колоколов. Освящение колоколов осуществлялось благочинным протоиреем о. Сергием, приехавшим с этой целью из г. Норильска, и настоятелем храма иереем Георгием.
Возрождение Хатангского прихода начинается с 1992 года. Тогда с благословения Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония первым в истории Хатангского храма настоятелем назначается иерей Николай. При нем приходу передается большое помещение (класс) в музыкальной школе, где устраиваются временный иконостас, алтарь. В этом помещении службы совершались до августа 2001 года.
В 1993 году в Хатанге начинается строительство храма, устраивается ростверк (фундамент). На этом этапе строительство было заморожено до 2000 года. Строительство здания храма на уже готовом фундаменте возобновляется в 2000 году с личного благословения Владыки Антония. Строительство шло в течение года. 19 августа 2001 года состоялось Великое освящение Свято-Богоявленского храма архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием, который посетил северный приход впервые за всю историю Свято-Богоявленского храма. Строительство и освящение храма было приурочено к празднику Преображения Господня и 375-летию села Хатанга.
В 2011 году начинаются преобразования Красноярской епархии. Из нее была выделена самостоятельная Енисейская епархия: Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2011 года в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов. Правящим епископом был назначен Никодим, которому Синод постановил иметь титул «Енисейский и Норильский».
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2014 года было решено образовать в административных границах Норильского городского округа, Таймырского Долгано-Ненецкого и Туруханского районов Красноярского края — Норильскую епархию, выделив ее из состава Енисейской епархии.
При образовании епархии Священный Синод руководствовался протяжёнными расстояниями между епархиальным центром Красноярской епархии и районами Красноярского края, в которых требуется усиление миссионерской, духовно-просветительской работы, а также строительство новых храмов. Все православные храмы на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сегодня входят в состав Норильской епархии. Возглавляет ее епископ Агафангел, имеющий титул «Норильский и Туруханский».
В XXІ веке на территории Таймырского полуострова идет строительство православных часовен в отдаленных поселках. Это, прежде всего, связано с возрождением приходов в Дудинке и Хатанге, усилением работы миссионерского отдела Норильской епархии и т. п. На сегодняшний день на территории Таймырского муниципального района построены часовни в отдаленных поселках: Усть-Порт, Носок, Караул, Потапово, Хета и Диксон. Идут работы по строительству часовни в поселке Новорыбное. В поселках Тухард и Волочанка также планируют построить часовни. Далее, основываясь на публикациях периодической печати, мы осветим некоторые подробности процесса строительства православных часовен.
В поселке Усть-Порт стоит часовня – храм в честь Георгия Победоносца. Ее строительство началось в 2007 году на средства семьи Евгения Станиславовича Мосиенко и жителей поселка. Часовня находится в 110 км от города Дудинки, она расположена на правом берегу Енисея вниз по течению.
В поселке Носок православная часовня в честь Святых Жен-Мироносиц стоит на берегу протоки Ушакова, впадающей в Енисей. Расстояние от Дудинки до Носка по реке Енисей – 221 километр. Инициатива строительства часовни в поселке исходила от учителей школы Сергея Александровича Малышева и Алексея Геннадьевича Федорова. Их идею поддержал тогда глава администрации Усть-Енисейского района Владимир Григорьевич Геценок. Жители поселка возвели часовню на свои пожертвования. Строительство часовни началось в 2007 году, завершилось в 2008 г.
Храм Николая Чудотворца на Диксоне построен в период 2010-2012 гг. и является самым северным на Таймыре. На Диксоне никогда не было церкви, и жители давно мечтали о ее строительстве. В сентябре 2009 года городское поселение Диксон впервые с официальным визитом посетил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Целью визита Владыки Антония на Таймыр было воздвижение поклонных крестов на Диксоне, на мысе Челюскин и острове Средний архипелага Северная Земля. Во время пребывания на Диксоне, он совершил чин воздвижения Поклонного креста на месте строительства православного храма в честь святителя Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей. Владыка Антоний дал благословение на возведение церкви рядом с памятником исследователю Никифору Бегичеву. Храм строили на пожертвования жителей Таймыра.
В поселке Потапово, который находится в 90 км. от города Дудинки и расположен южнее, на правом берегу Енисея (вверх по течению реки), стоит храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Строительство осуществлялось на пожертвования жителей городов Красноярска, Дудинки и поселка Потапово. В 2011 году на месте будущего храма был установлен православный крест и отслужен молебен. В 2012 в поселок был доставлен готовый сруб для строительства храма, который подготовили в Красноярске. Храм назван в честь Чудотворной Иверской иконы Божией Матери.
В поселке Хета сельского поселения Хатанга в период 2010 – 2014 гг. был построен православный храм в честь иконы Божьей Матери «Спасительница утопающих». Остановимся на некоторых подробностях его истории. Иеромонах Евфимий искал пути приобщения северян к православию и укрепления их в вере. Он обратился тогда к главе сельского поселения Сергею Звереву с просьбой помочь решить вопрос о строительстве церкви в поселке Хета. Сергей Викторович поддержал идею и взял на себя организационные вопросы, а также оказал содействие в финансировании строительства. Идея возведения нового православного храма была поддержана и депутатом Законодательного собрания Красноярского края Николаем Фокиным. Проект Хетского храма получил благословение архиепископа Красноярского и Енисейского Владыки Антония. К августу 2011 года были возведены стены и крыша будущей церкви. К 2014 году был установлен купол и возведен крест.
В сельском поселении Караул построен храм в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Строительство храма стало подарком к 400-летию села, который отметили 10 сентября 2016 года. К этому времени работы по строительству часовни были практически завершены. В декабре 2016 года были установлены колокола и церковь обрела полноправный статус храма. Возведение храма стало возможным в результате реализации благотворительной программы компании «Ванкорнефть», пожертвований сельчан и ОАО «Норильскгазпром».
В поселке Новорыбное сельского поселения Хатанга строят православный храм в честь Всех Святых в земле Русской просиявших. В августе 2014 года иеромонахом Евфимием (настоятель Богоявленского храма села Хатанга) по православному чину было совершено воздвижение и освящение Креста на месте строительства храма. Храм стоится при спонсорской поддержке генерального директора ЗАО «Хатангский морской порт» Сергея Зверева и на пожертвования жителей Таймыра.
Кроме этого, в городе Дудинке открыты часовни при различных организациях: часовня Сергия Радонежского при Таймырском колледже, часовня Троицы Живоначальной при обществе инвалидов «Надежда», молельная комната апостола Петра в изоляторе временного содержания, отдел ОВД, домовая часовня в честь Святителя Луки Войно-Ясенецкого при районной больнице.
Деятельность Норильской епархии состоит не только в строительстве часовен, но и в установке Поклонных крестов на Таймырской земле, привозе на Таймыр мощей святых, совершении паломнических поездок по водам Енисея и многое другое.
Работа по сбору исторического материала, касающегося вопросов строительства часовен и храмов, в Таймырском краеведческом музее продолжается.
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Дудинка, 2010 г.
часовня в п.Носок
Использованная литература:
- Религиоведение для студентов педагогических вузов // под ред. А.Ю. Григоренко – СПб.: Питер, 2008.
- Симанкова Л.А. Святые купола Таймыра // Музейный вестник, выпуск 6, 2007. С. 28-39.
- Троицкий В.А. Хатанга. Красноярск, 1987.
- Газета «Таймыр», за 2007 год №93.
- Газета «Таймыр», за 2008 год №4; №58, с.7; №112.
- Газета «Таймыр» за 2009 год №9; №105; №111.
- Газета «Таймыр», за 2010 год №68, с.6; №86; №108, с.1; №140; №126.
- Газета «Таймыр», за 2011 год №87, с.1.
- Газета «Таймыр», за 2012 год №82, с.3; №106, с.2; №112.
- Газета «Таймыр», за 2014 год №86; №102, с.2.
- Газета «Таймыр», за 2015 год №8, с.5; №22, с.4; №120.
- Газета «Таймыр», за 2016 год №41, с.6; №56, с.4; №72, с.1; №106, с.6.
- сайт Таймырского благочиния : taimyr.blagochin.ru
- сайт Хатангского Свято-Богоявленского храма: www.hatanga-xram.prihod.ru
- сайт Енисейской епархии: www.eniseyep.cerkov.ru
Поделиться в соц. сетях: