Меню

Алтайская маска Коча-кана

Персонаж Коча-кан присутствовал на двух обрядах у северных алтайцев: на жертвоприношении белой лошади Ульгеню и собственно на празднике, посвященном божеству Коча-кану. Этот праздник проводился у кумандинцев осенью после уборки урожая.

Коча-кан – мифическая личность, символ плодородия. Атрибутами Коча-кана были берестяная маска, шапка и деревянные фаллос и посох. Все предметы заготавливались заранее. Маску делали из овального куска бересты, вырезая ножом отверстия для глаз, носа и рта. Ресницы, броду и усы делали из пучков меха из хвоста белки. К верхнему краю отверстия для носа прикреплялась полоска бересты, напоминающая по форме усеченный конус. Береста была обращена внутренней стороной наружу; её окрашивали охрой. Маска отражала, по мнению кумандинцев, лишь внешний облик Коча-кана.

Во время проведения осеннего праздника шаман камлал, вызывая дух божества Коча, и как бы передавал его одному из присутствующих. Им становился молодой мужчина, знающий слова песни Коча-кана. Он надевал маску, шапку, брал в левую руку фаллос, а в правую посох и отправлялся вприпрыжку по деревне. Мужчина приходил в состояние возбуждения и вел себя, как жеребец во время гона. Его сопровождали три-четыре человека. Перед окном каждого дома Коча-кан исполнял свою песню. За это хозяин дома умилостивлял Коча-кана, поднося угощение пришедшим. Так процессия могла обойти несколько соседних деревень. Встречных мужчин Коча-кан останавливал и, вставив им между ног деревянный фаллос, имитировал половой акт. По-видимому, этим символизировалась передача мужчинам мужской силы самого духа. При этом мужчина ни в коем случае не должен был убегать, ибо Коча все равно догонит его. Собранные Коча-каном и его спутниками приношения (хлеб, мясо, яйца и табак) шли на пиршество, которое проводилось после возвращения мужчин в родное село.

 

 


Поделиться в соц. сетях: