28.02 – 6.03 Берикаоба – ბერიკაობა (грузинская Масленица)
Во время масляной недели грузины по традиции устраивают карнавал – берикаоба (от «берик» – актер); бериками в Грузии называли бродячих актеров, объединявшихся в сообщества профессиональных балагуров и лицедеев, слава о которых шла по всей стране.
Истоки праздника очень древние. Ранней весной, когда раскрываются цветы миндаля и аромат молодой травы покрывает землю, мужчины, молодые и старые, собирались на площадях, гумнах, кровлях домов или бань, чтобы приготовиться к восславляющему весну празднику – Масленице.
Во время масляной недели проводился карнавал – берикаоба (ბერიკაობა). Часть лингвистов считает, что это название происходит от общекартвельского «бер» – ребенок; но чаще его возводят к слову «берик» – актер. Бериками в Грузии называли бродячих актеров, объединявшихся в сообщества профессиональных балагуров и лицедеев.
Вместе с бериками в карнавале участвовало все мужское население; в городах женщины обычно наблюдали за карнавалом с балконов и крыш домов, а селениях они порой также разыгрывали отдельные эпизоды игрища, участвуя в женских хороводных представлениях.
В праздник городские и сельские улицы преображались – с крыш и балконов вывешивали красочные ковры. Состав и количество участников карнавала мог быть различным в зависимости от размеров города или села. Участники берикаоба одевались в простую одежду, обычно в овчинный тулуп мехом наружу или рваный халат черного цвета, часто рваные и грязные. На голову надевали маску из треугольного куска войлока с прорезями для глаз и носа, с пришитыми усами и бородой из конского волоса; к войлоку приделывались также оленьи или козлиные рога. Среди персонажей праздника встречались «жених и невеста», «сваха», «судья», «врач», «священник», «кабан», «козел» и другие маски. Для шествия изготавливались флаги разных цветов с высокой рукояткой и факелы.
Основное внимание в карнавальных действиях праздника обращено на «царицу» – один из центральных образов берикаоба: свита «царицы», вооруженная деревянными мечами, охраняла ее от преследований главного берика, который пытался ее обнять, поцеловать, даже разорвать платье. Далее на площади или на кровле большого дома происходила инсценировка бракосочетания «жениха» и «невесты».
Другим популярным сюжетом Масленицы, знаменующей собой столкновение зимы с летом, добра со злом, была победа храброго воинства защитников родной земли над чужеземным врагом, воплощенным в образе персидского шаха, которого во время шествия усаживали лицом к хвосту осла или верблюда. Ядро праздника составлял ритуал смерти и возрождения берика. Обливание его водой или бросание в реку – формы, в которых реализуется идея плодородия, в целом характерная для этого праздника.
Берики ходили по селу от дома к дому, не ограничиваясь посещением одного селения. По обычаю, хозяин, в дом которого пришли берики, в случае нужды мог обратиться к ним за помощью, рассказать о своей беде. Пока он преклоненный стоял перед гостями, берик танцевал с деревянным мечом в руке, подпрыгивая под звуки чонгури. В благодарность хозяин угощал и одаривал гостей-бериков продуктами, которые во время шествия собирали и носили мальчики – «корзинщики».
Праздник заканчивался общим веселым застольем из собранных продуктов, после чего его участники становились в ряд лицом на Восток, возносили благодарность Богу и просили о еще лучшем грядущем празднике берикаоба.
В настоящее время берикаоба в Грузии по-прежнему широко отмечается, а в 1981 г. в Тбилиси был открыт памятник в честь этого древнего праздника (скульптор А. Монаселидзе).
Автор текста: Зельницкая Р.Ш.
Поделиться в соц. сетях: