Меню

Визе доказал, что Арктика – «кухня погоды» К 135-летию выдающегося ученого

Человек удивительной въедливости ума и неиссякаемой исследовательской энергии Владимир Юльевич Визе широко известен своими исследованиями Арктики, а также в таких науках, как метеорология, океанография, гляциология и историческая география. Современная арктическая навигация во многом обязана его научным трудам. Визе вполне заслуженно считается основоположником науки о ледовых прогнозах.

Владимир Юльевич родился 21 февраля (5 марта) 1886 года в Царском Селе (г. Пушкин). В 1904 году окончил Царскосельскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Пять лет учился в Германии  на химическом факультете Гёттингенского университета и в университете Галле. В 1910 году вернулся в Россию. В том же году принял участие в экспедиции по Кольскому полуострову, которая занималась сбором материалов по геологии и этнографии в Ловозёрской тундре и в районе Хибинского хребта. После экспедиции Владимир Юльевич опубликовал свои первые научные работы «Лопарская музыка» и «Лопарские сейды».

В 1912 году Визе был назначен на должность географа и руководителя метеорологических наблюдений в экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу. Весной 1913 года в рамках экспедиции возглавил небольшой санный поход, участники которого впервые пересекли Новую Землю по леднику, вышли к Карскому морю и благополучно вернулись на судно.

Во время Первой мировой войны Владимир Юльевич служил в Морском генеральном штабе и участвовал в организации военных перевозок с берегов Мурмана к северным станциям Финляндской железной дороги.

В 1918 году трудится в Главной геофизической обсерватории, где в качестве старшего физика, занимался вопросами геофизики и океанографии.

В 1921 году, поступив в Гидрографическое управление ВМФ, Владимир Юльевич отправился на судне «Таймыр» в Карское море, где участвовал в строительстве первой советской гидрометеорологической обсерватории в проливе Маточкин Шар.

В 1922 году В. Ю. Визе работал метеорологом в Центральном управлении морского транспорта, а затем – в Государственном гидрологическом институте. С 1928 года он стал сотрудником института по изучению Севера и сразу же был назначен начальником экспедиции на ледоколе «Малыгин», направленном на спасение итальянской экспедиции на дирижабле «Италия».

В 1930 году Визе стал научным руководителем экспедиции, вышедшей из Архангельска на ледокольном пароходе «Георгий Седов», возглавил которую известный полярный исследователь Отто Шмидт. Еще до начала экспедиции Визе предположил, что в Карском море между 78° и 80° с.ш. должна лежать неведомая земля. Он пришел к этой мысли, изучая судовой журнал «Святой Анны», спасенный штурманом Альбановым. Там ежедневно отмечалось местоположение судна, попавшего в ледяной плен, и направления ветров. Нанеся на карту маршрут всего дрейфа, Визе отметил, что в определенном месте льды двигались так, словно им мешало какое-то препятствие. Очевидно, неизвестная земля. Ее поиски стали одной из целей экспедиции на «Георгии Седове». 13 августа 1930 г. Визе первым ступил на берег предсказанного им острова, оказавшегося пустынной землей, поросшей лишайниками, на котором птиц почти не было. Экспедиция нашла неизвестный прежде остров площадью около 300 кв. км. Теперь этот остров носит имя Визе.

Осенью 1930 года Владимир Юльевич стал заместителем директора Всесоюзного арктического института. Под его руководством в 1930-х годах в институте развернулись работы по строительству целой сети полярных станций. В 1932 и 1934 годах Визе совершил плавание по трассе Северного морского пути на кораблях «А. Сибиряков» и «Литке».

1 февраля 1933 года Визе был избран член-корреспондентом Академии наук СССР по отделению математических и естественных наук (океанография и метеорология), а в 1935 - утвержден в ученой степени доктора географических наук. В том же году Визе становится членом Международного метеорологического комитета, почетным членом Норвежского географического общества, членом Географического общества США и Американского полярного общества.

Визе принял самое активное участие в подготовке экспедиции Ивана Папанина «Северный полюс-1». По состоянию здоровья он не был включен в эту экспедицию, но в 1937 году смог возглавить научное руководство высокоширотной экспедицией на ледокольном пароходе «Садко» в море Лаптевых и вокруг Новосибирских островов. Это была последняя экспедиция в Арктику, в которой Владимир Юльевич участвовал лично.

В Великую Отечественную войну Визе находился в Красноярске, куда был эвакуирован Арктический научно-исследовательский институт. Там он руководил составлением долгосрочных ледовых прогнозов и подготовил к печати монографию «Основы долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей» (1944), за которую ему была присуждена Государственная премия (1946). В 1945 году В. Ю. Визе был приглашен в качестве профессора кафедры океанологии в Ленинградский государственный университет.

Результаты многочисленных экспедиций Владимира Юльевича легли в основу научных работ по особенностям формирования климата полярных стран, он рассмотрел явление ледовитости, раскрыл сущность ряда характерных гидрометеорологических, биологических и гидрохимических явлений у кромки льдов, обобщил многолетние исследования в области ледовых прогнозов в монографии. В своих исследованиях Визе неоднократно доказывал единство географической оболочки и связь между отдельными явлениями, которые происходят на общем фоне крупномасштабных процессов.

Владимир Юльевич Визе – лауреат Сталинской премии (1946). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Визе названы многие географические объекты. В 1950 году президент Географического общества СССР Л. С. Берг, выдвигая кандидатуру профессора на присуждение Большой золотой медали географического общества, скажет, что в Советском Союзе нет и не было ученого, который бы внес столь значительный вклад в изучение Арктики, как это сделал на протяжении своей жизни Владимир Юльевич.

Выдающегося ученого не стало 19 февраля 1954 года. Он оставил после себя большое научное наследство. Многие мысли, гипотезы и теории, высказанные в его работах, до сих пор заслуживают серьезного изучения.

 

      

 


Поделиться в соц. сетях: