Меню

Таймыр в жизни и деятельности Бориса Осиповича Долгих

        18 апреля исполняется 115 лет со дня рождения основоположника исторической этнографии народов Сибири, создателя школы современного сибиреведения Бориса Осиповича Долгих (1904-1971).

 

        Всю свою творческую жизнь Борис Осипович Долгих посвятил изучению народов Сибири. Интерес к далёкому, суровому краю привлёк внимание будущего ученого с детства от рассказов деда, проходившего военную службу в Русской Америке, и отца, долгое время жившего в Красноярском крае.

 

        Будучи студентом третьего курса Московского университета, он в качестве статистика-регистратора принимает участие в похозяйственной Приполярной переписи 1926-1927 гг. в Туруханском крае. Здесь молодой этнограф впервые сталкивается с коренным населением тайги и тундры. На Подкаменной Тунгуске он переписывал кетов и эвенков, а на Таймыре обследовал нганасан, долган, местных якутов и эвенкийское население юго-восточной части полуострова. С ноября 1926 до конца мая 1927 года, то есть весь зимний сезон полевой работы, Борис Осипович провел на Таймыре. Наряду с переписью он вёл фольклорно-этнографические записи, тщательным образом фиксируя все свои наблюдения. Эта первая встреча с Севером навсегда определила его судьбу, как профессионального этнографа.

 

        Вернувшись в Москву, Борис Осипович подготовил и опубликовал в журнале «Северная Азия» (1929г., № 2) свою первую научную статью «Население полуострова Таймыр и прилегающего к нему района», которая была посвящена исследованию родового состава нганасан и энцев.

 

        В 1934-1935 гг. Борис Долгих участвует в землеустроительной экспедиции на Таймыре, а именно, в Авамском районе Таймырского национального округа. Здесь он исследует родоплеменной состав коренных народов, образцы устного народного творчества.

 

        Затем Борис Осипович работает научным сотрудником в Красно­ярском краевом краеведческом музее.  В 1938 году он издает сборник нганасанского фольклора. Борису Долгих удается организовать Северную экспедицию Красноярского музея в Туруханский район, Таймырский и Эвенкийский округа. В результате этой поездки были получены уникальные материалы, которые в дальнейшем легли в основу многих работ ученого по этногенезу и этнической истории народов Красноярского Севера.

 

        Во время Великой Отечественной войны (из-за плохого зрения Бориса Осиповича не взяли в армию), он безвозмездно участвовал в изготовлении специальных географических карт. В эти военные годы Борис Осипович подготовил свою кандидатскую диссертацию по теме «Родовой и племенной состав народностей Севера Средней Сибири», блестяще защищенную им в 1948 году, уже после переезда в Москву.

 

        Борис Осипович продолжает свою экспедиционную деятельность. Выезжал к кетам, ненцам, энцам, нганасанам. С 1956 г. возглавлял в Институте этнографии Сектор по изучению социалистического строительства у народов Севера, который и создан был по его инициативе. Публиковал статьи и монографии по фольклору, культуре и быту самодийских народов, по происхождению и этнической истории нганасан, долган, ненцев и энцев. Проделав титаническую работу, Борис Осипович создает труд «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке», за которую он получил докторскую степень. Им была составлена карта распространения этнических групп, племен и родов  народов Сибири ко времени прихода туда русских. Специалисты считают этот труд «наиболее выдающимся исследованием в сибиреведении» ХХ века.

 

        В 50-60-х  гг. ХХ века учёный-этнограф руководил работой Северной экспедиции института на тер­ритории от Баренцева моря до Тихого океана. Полевые иссле­дования совмещал с педагогической деятельностью в МГУ. В центре научных интересов ученого – этническая история народов Сибири.

 

        Огромный интерес проявлял Борис Долгих к фольклору север­ных народов.  Он прекрасно понимал, что восстановить родословную, историю коренных народностей, можно лишь изучая фольклор. Записанные этнографом сотни преданий, легенд, сказок и бытовых рассказов легли в основу, опубликованных им работ: «Мифологичес­кие сказки и исторические предания энцев», «Бытовые рассказы энцев», «Мифологические сказки и исторические предания нганасан». Будучи тяжело больным, Борис Осипович продолжал много и плодотворно работать. В последний период жизни он написал книгу «Очерки этнической истории ненцев и энцев», за­вершил монографию по этнографии и общественному строю нгана­сан.

 

        Тридцать лет жизни было отдано этнографом Северу.  Он прекрасно знал почти все семьи нганасан,  их родителей, в целом генеалогию, обычаи таймырских народов, религиозные обряды, имел большой автори­тет в среде местных жителей.  По воспоминаниям жены Веры Гордеевны и его младшей дочери Татьяны Борисовны, их скромная московская квартира напоминала собой перевалочный пункт. Многие из друзей и знакомых Бориса Осиповича, представителей коренных народов Севера, с кем он встречался и общался во время своих многочисленных этнографических экспедиций, нередко жили у них, находясь в Москве по делам службы или проездом. Всякий раз, отправляясь в очередную экспедицию на Север, Борис Осипович не забывал купить для друзей ведра, кастрюли, котлы и т. п., так необходимые в тайге и тундре. «Наш Борис» – так любовно называли его многие знакомые с ним северяне.

 

        В научной библиотеке Таймырского краеведческого музея можно ознакомиться с этнографическими трудами Бориса Осиповича Долгих, когда-либо издававшихся в нашей стране и за рубежом. Многие из его публикаций являются сегодня настоящей библиографической редкостью.

 

 (Фотографии из фондов ТКМ)

 

 

Б.О. Долгих на берегу р.Усть-Боганида. 1957г.

 

 

Б.О. Долгих около чума. Усть-Боганида, 1957г.

 

 

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: