Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

Специфика комплектования и исследовательский потенциал этнографической коллекции Таймырского краеведческого музея

Ландина Л.А.

Специфика комплектования и исследовательский потенциал этнографической коллекции
Таймырского краеведческого музея

___Основу любого музея составляют его коллекции. Коллекционный потенциал Таймырского краеведческого музея формировался на протяжении его 75 - летней истории. Одной из приоритетных направлений в деятельности, созданного 4 сентября 1937 года, краеведческого музея, стало изучение, сохранение и популяризация истории и культуры коренных народов – долган, нганасан, ненцев, эвенков и энцев. Это определило и направление, на которое ориентировались сотрудники музея при формировании коллекции – предметы, характеризующие духовную и материальную культуру арктических этносов Таймыра стали одними из первых экспонатов Таймырского окружного музея.
___ Первоначально основу музейного собрания составили экспонаты выставки, подготовленной в 1936 году к шестилетней годовщине Таймырского национального округа. К большому сожалению, в 1940-м году во время пожара эта уникальная коллекция была утрачена.
___В 1947 году начался следующий этап по комплектованию музейного собрания. В учетных документах, датированных 1947 годом, в фондах музея числится 3 предмета этнографической коллекции – идолы и шаманский костюм. Изначально этнографическая коллекция входила в состав историко-бытовой, позднее предметы, бытовавшие у малочисленных народов Севера, были выделены в самостоятельную коллекцию.
___Фонды пополнялись все годы существования музея: большая часть была приобретена научными сотрудниками в этнографических экспедициях у жителей поселков, некоторые предметы приносили в дар частные лица. Особенно активно экспедиционно-собирательская работа велась в 60-80 годы ХХ века: были изучены поселки Хатангского, Усть – Енисейского и Дудинского районов. Тогда же в результате собирательской работы сотрудников музея - Л.И. Поповой, Л.П. Ненянг, В.И. Листгартен, О.П. Корнеевой, Л.А., Чуриловой, Л.Г. Доровских, С.А. Петровой, сформировалось и ядро этнографической коллекции.
___На сегодняшний день в музейном собрании можно выделить следующие уникальные этнографические коллекции.
___1. Коллекция национальной одежды коренных народов Таймыра.
___2. Коллекция предметов шаманского культа.
___3. Коллекция ритуальных масок.
___4. Коллекция идолов – «духов покровителей».
___5. Коллекция обрядовой одежды нганасанского шамана.
___6. Коллекция декоративно-прикладного искусства коренных народов Таймыра.
___Особое место в этнографической коллекции занимают предметы религиозного культа и одежда шаманов. Таймырский музей является хранителем единственной в своем роде исторической реликвии - костюма и культовых принадлежностей нганасанского шамана Тубяку Костеркина – последнего шамана Таймыра.
___Этнографические коллекции, в особенности предметы религиозного культа коренных народов Таймыра стали основой для фундаментального изучения и издательской деятельности. На сегодняшний день музеем издано три каталога этнографических коллекций: «Традиционная одежда коренных народов Таймыра» (2006г), «Предметы шаманского культа коренных народов Таймыра» (2008г) - автор Л.А. Симанкова; «Украшения долган. Металл» (2012г) - автор Б.Т. Чуприна. В целях издания следующего каталога изучается коллекция домашних святынь и идолов – духов покровителей. В перспективе выпуск каталогов и других этнографических коллекций.
___Предметы шаманского культа стали базой для изучения известных российских этнологов. В 2010 году увидела свет первая часть монографии «Шаманский феномен Таймыра». Ее автор – Людмила Александровна Чурилова в 80-90х годах работала в Таймырском краеведческом музее. Монографическое исследование автора является результатом кропотливого изучения и комплектования артефактов культовой атрибутики нганасан, ненцев, энцев, долган, эвенков полуострова.
___К 75-летнему юбилею музея ею издан при финансовой поддержке ТКМ и частного спонсора второй выпуск монографии «Шаманский феномен Таймыра. Галерея таймырских шаманов и её раритеты в собрании ТКМ». Этнографические коллекции ТКМ, результаты их изучения также будут представлены автором в издании, которое уже можно назвать серийным, «Шаманский феномен Таймыра. Историко-культурное наследие таймырских шаманов в музейных коллекциях России и мира».
___Как правило, только часть музейных предметов «попадает» в пространство экспозиции. В основном, экспонаты хранятся в фондовых хранилищах и не доступны широкому кругу посетителей. Новое здание, построенное по проекту красноярского архитектора А.В. Курицына, многократно увеличило возможности экспонирования таймырской этнографической коллекции. Если в прежней экспозиции площадь этнографического комплекса составляла чуть более 40 кв.м, в новой экспозиции объединенный раздел «Природа и Культура» размещен на площади 920,3 кв.м. Увеличилось и количество экспонируемых предметов этнографической коллекции.
Сегодня на всеобщее обозрение выставлено 274 этнографических экспоната, что составляет 10 % от общего числа коллекции. Кроме залов постоянной экспозиции коллекция этнографии экспонируется в выставочном зале, оснащенном современным экспозиционным и охранным оборудованием. Внушительную часть коллекции можно увидеть на фотографиях, представленных в двух сенсорных киосках. Улучшились условия хранения – появилось фондовое хранилище, оборудованное специальными стеллажами и шкафами.
___Вместе с тем, проявились и недостатки: незначительный объём этнографического комплекса по самому малочисленному этносу - энцам; отсутствие предметов, характеризующих материальную и духовную культуру эвенков; необходимость реставрации и консервации значительной части коллекции.
___Хранящиеся в музее, бытовавшие у жителей тундры предметы, изготовлены в основном из недолговечных материалов - шкуры оленя и дерева. Некоторые из них не подлежат экспонированию. Сегодня, когда традиционный уклад жизни коренных народов Таймыра в большей степени ушел в прошлое, основной задачей сотрудников музея является сохранение уже существующих коллекций. В соответствии с правилами хранения ежегодно в зимний период все экспонаты из меха и кожи подвергают выморозке. Летом для экспонатов, сшитых из сукна, в целях сохранности применяют другую процедуру – их выносят на открытое пространство для проветривания. Ежегодно производится консервация более десяти предметов из дерева и кожи. Часть экспонатов из металла отреставрирована в Художественном научно - реставрационном центре им. И.Э. Грабаря. После реставрации повседневные предметы традиционного быта - гугарки (части упряжи передового оленя), курительные трубки, скребки, наконечники посохов, - превратились в произведения искусства. Проявился декор, выполненный в различных техниках: штамповке, инкрустации, гравировке. Многие из этих предметов представлены в современной постоянной экспозиции музея.
___Этнографическая коллекция не раз экспонировалась и за пределами муниципального района. Только за последнее десятилетие Таймырский краеведческий музей не раз представлял коллекцию на крупных выставках и фестивалях. В 2001году во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москве в течение трех месяцев работала выставка «Узоры тундры», в 2003 году в г. Новосибирске на конкурсе выставок «Свежее искусство Сибири» сотрудники музея награждены Большой Золотой медалью за современный дизайн и высокохудожественную экспозицию. В 2008-1012-х годах Таймырский музей принимал участие в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» во ВВЦ в Москве.
___На сегодняшний день состав этнографической коллекции выгладит следующим образом.

___Как видно, наиболее полно в количественном отношении в этнографической коллекции представлены предметы быта, предметы религиозного культа, орудия охоты и оленеводства, украшения, обувь и предметы ДПИ. Разнообразно и объёмно представлены предметы быта, одежда и артефакты духовной культуры нганасан и долган.
___Сегодня этнографическая коллекция, представленная в экспозиции, привлекает внимание жителей и гостей Таймыра удивительным по красоте и разнообразию миром артефактов материальной и духовной культуры арктических этносов.
___Задача нового поколения научных сотрудников Таймырского краеведческого музея сохранять и изучать этнографическую коллекцию музея - культурно - историческое наследие коренных народов полуострова.

Список литературы:

1. Блюдова Л.Г. История развития Таймырского окружного краеведческого музея / Музейный вестник. Вып.№2. - Красноярск, 2002.
2. Концепция развития Таймырского окружного музея. Авторский коллектив под ред. Н.А. Никишина и В.Ю. Дукельского. - М. - Дудинка:Российский институт культурологи, Таймырский окружной краеведческий музей, 1993.
3. Симанкова Л.А. Одежда долган в коллекциях Таймырского окружного краеведческого музея /Музейный вестник. Вып.№3. - Красноярск, 2002.
4. Научный архив Таймырского краеведческого музея. Протоколы заседаний и акты закупочной комиссии. 1947-1974гг.

Поделиться в соц. сетях: