Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

СИБИРСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ: ЗИНАИДА КОНСТАНТИНОВНА ГЛУССКАЯ

Ильина С.Б., Шпильберг Д.Р.



Сибирская музейная генеалогия: Зинаида Константиновна Глусская




___Статья открывает серию публикаций в рамках нового исследовательского проекта «Музейная генеалогия», инициатором и руководителем которого является Л.А.Чурилова.
___Музей в Сибири как культурный феномен является объектом гуманитарных наук, поэтому интерес к личностям, связавшим свою жизнь с культурой, лежит в плоскости истории и этнографии, педагогики и генеалогии.
___Образовательный процесс в фазе модернизации не может быть изолирован от реальных и транслируемых (музеем) ценностей социума. Вся жизнь музея в современном её состоянии, как и прошлое музея – создание, формирование коллекций, развитие форм деятельности, - привлекают внимание молодых исследователей.
___В ближайшее время предполагается издать несколько статей – своеобразных результатов исследовательской работы студентов в научной библиотеке, фондах и научном архиве Красноярского краевого краеведческого музея.
___В мире хорошо известна практика научного сотрудничества центров, сохраняющих и транслирующих культурное наследие, и образовательных учреждений.
___Студенты первого красноярского вуза - Сибирского технологического университета из года в год традиционно совершают ознакомительные и тематические экскурсии в музеи города и края. Для первокурсников стало традицией знакомиться с alma mater, посещая музей истории старейшего высшего учебного заведения Сибири – СибГТУ. Но, бесспорно, наиболее посещаемыми студентами являются крупные красноярские музеи – Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярский историко-культурный музейный центр, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
___Новые экспозиции ведущего среди крупных сибирских музеев - Красноярского краеведческого - привлекают значительное количество посетителей, весомая доля которых - учащиеся и студенты. Будущие специалисты лесной отрасли используют в учебном процессе собственные практические базы, лаборатории, а также уникальный библиотечный фонд краевого музея, материалы научного архива и фондовые источники для подготовки докладов, курсовых работ и дипломных проектов.
___В истории музейного дела советского периода запечатлён опыт видного деятеля культуры того времени, руководителя Красноярского краеведческого музея – Зинаиды Константиновны Глусской.
___Изучение биографии З.К.Глусской как известного советского руководителя старейшего сибирского музея является первым опытом в исследовании сибирской музейной генеалогии.
___Глусская Зинаида Константиновна (1908-1990) работала в краевом краеведческом музее с 1935 года по 1941 год и с 1946 по 1972 год.
___В 1933 году она закончила исторический факультет Иркутского педагогического института по специальности «преподаватель истории» [1]. В апреле 1935 года З.К.Глусская была принята на должность заведующей отделом капитализма в Краевой краеведческий музей.
___Спустя два года З.К.Глусская назначается заведующей отделом истории и историко-бытовым кабинетом, а уже в сентябре 1937 года - директором музея.
___Организаторская работа на посту директора музея не подавила в З.К.Глусской инициативного исследователя-историка: в 1930-50-х годах она руководила археологическими экспедициями, принимая в них непосредственное и активное участие. Итогом данных исследований стали подготовленные Глусской статьи «Женщина негроидного типа в неолите под Красноярском» и «Новое в искусстве неолита на Енисее». Обе эти статьи опубликованы в сборнике Красноярского краеведческого музея «Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края» (1963г.)
___В 1950-60-х годах З.К.Глусская исследует проблемы истории советского общества, много работает в архивах страны, изучая материалы периода Октября 1917-ого и Гражданской войны.
___При ее активном участии были подготовлены и опубликованы ряд сборников, в том числе: «1905 год в Красноярске» (1955г.), «Документы героической борьбы» (1958г.), «Годы огневые» (1962г.), «Красноярцы – Герои Великой Отечественной войны» (1959г.). Много сил З.К.Глусская отдала созданию и развитию ленинских филиалов, и их вхождению в структуру краевого краеведческого музея [2].
___В личном фонде З.К.Глусской видное место занимают материалы её научной деятельности: черновые рукописи по истории партизанского движения в Больше-Муртинской волости, очерк о деятельности Знаменского партизанского отряда Копылова, черновые материалы к карте партизанского движения в Енисейской губернии и черновики самих карт [3].
___З.К.Глусская руководила работой по комплектованию фондов музея.
Директор собирала книги, много читала, находила время быть в курсе книжных новинок и специальной литературы.
___Собранная ею лично библиотека была передана в фонды музея. Кроме того, в фонды ею были переданы: большое количество машинописных и фотокопий документов из архивов страны, в том числе листовки Красноярского комитета РСДРП (1905, 1918гг.) воспоминания об уроженцах енисейской губернии – П.А.Красикова, Л.И.Удимовой (Михайловой), Т.Н.Ветвиной-Гольберг, В.Н.Кудряшове [4].
___Требовательная к себе и окружающим, З.К.Глусская осталась в памяти коллег сильным и волевым человеком. Именно благодаря Зинаиде Константиновне все фонды музея сохранились в целости в тяжелые для страны годы.
___Сталинская эпоха – противоречивое, трагичное и героическое время для советской страны, когда сформировались и были реализованы категоричные политизированные оценки сложных исторических явлений. Многие документальные источники, характеризующие это время, намеренно уничтожаются. Так, по предписанию «свыше» нужно было уничтожить листовки 1917-20-х годов, хранившиеся в музейных фондах. Однако З.К.Глусская, как настоящий музейщик, не стала принимать скоропалительных решений и действий по инструкции свыше. На свой страх и риск, все предписанные к ликвидации материалы, она поместила в так называемый изолятор, небольшую закрытую комнату в подвале музея, куда был ограничен доступ и, где обычно хранились драгоценные металлы.
___Позже, когда сотрудники переехали в другое здание, «захоронка» была обнаружена. Сегодня, благодаря З.К.Глусской, в Красноярском краевом краеведческом музее имеется богатый фонд листовок – документов ушедших эпох.
___«Традиция» отказа от прошлого путём уничтожения архивов, к сожалению, характерна для времени Хрущёва, Ельцина. Последний издал указ, по которому была приобретена в США специальная машина для моментального сжигания бумаги…
___Уничтожая архивы, сжигая книги, выбрасывая «старый хлам», мы питаем иллюзию, что расстаёмся с неудобным для нас прошлым навсегда. Но возможно ли вычеркнуть из своей жизни дату своего рождения, период юности и возмужания, которые «случились» в конкретной личной истории каждого, слитой с историей нашей любимой Родины?
___За большой вклад в развитие музейного дела в Красноярском крае З. К.Глусская была награждена орденом «Трудового Красного Знамени» [5].
___Исследование биографии [6] З.К.Глусской, её творческого пути продолжаются.
___Деятельность З.К.Глусской, её неординарные личностные и профессиональные качества, как слепок времени, отпечатаны в контексте музейного дела и истории культуры Красноярского края.

Источники и литература

1. Научный архив КККМ. Учетная карточка научного работника.
2. Научный архив КККМ. Историческая справка к фонду №3.
3. Научный архив КККМ. Там же.
4. Научный архив КККМ. Там же.
5. Научный архив КККМ. Фонд №3.
6. См.: Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица. Библиографический альманах. М.; СПб. - 1995. - №6.
7. Фотоиллюстрация З.К.Глусской из научного архива КККМ.

Поделиться в соц. сетях: