Резная кость Таймыра в собрании Государственного музея Востока
Бронштейн М.М.
Резная кость Таймыра
в собрании Государственного музея Востока
в собрании Государственного музея Востока
___Интернет-конференция, организованная Таймырским краеведческим музеем, – один из многочисленных примеров того, что мы живем в эпоху глобализации, что наше общество стремительно превращается в информационное. Принося ощутимые позитивные плоды, глобализация и расширение информационного пространства имеют, как известно, и негативные последствия. Одно из них – унификация народного искусства и, как неизбежное следствие, утрата многих самобытных, этнически-окрашенных художественных традиций. Противостоят этой печальной тенденции, причем едва ли не в первую очередь, музеи и в их числе Государственный музей Востока (Москва).
___С середины 1980-х гг. наш музей формирует коллекцию произведений традиционного и современного искусства Сибири. Одним из основных разделов этой коллекции является собрание косторезных изделий коренных народов Таймыра – долган, нганасан, ненцев. Создавая эту коллекцию, поместив в постоянную экспозицию орнаментированные детали долганской оленьей упряжи из бивня мамонта, мы преследовали несколько целей. Прежде всего, музей стремился сохранить памятники таймырского искусства. Другой нашей задачей было показать органичную связь художественной культуры самого северного полуострова Евразии с искусством азиатских регионов, которые принято считать собственно «Востоком», – с искусством Казахстана, Средней Азии, Монголии, Китая. Мы хотели также привлечь внимание научной и художественной общественности к проблеме сохранения в современном искусстве Таймыра его лучших, проверенных временем традиций.
___Эти цели остаются для нас актуальными и сегодня. В настоящее время собрание таймырской резной кости Государственного музея Востока включает в себя около 40 музейных предметов. Больше половины экспонатов – упоминавшиеся выше детали оленьей упряжи, главным образом, прямоугольные пластины «хынак», закреплявшиеся на голове оленя. Судя по многочисленным аналогам, а также по информации, собранной во время закупочной экспедиции (детали упряжи были приобретены сотрудниками Музея Востока, в основном, в 1986 г. в Хете и Сындаско), их смело можно датировать первой четвертью ХХ в.
___К этому хронологическому периоду, а, возможно, и к несколько более раннему, относятся еще два косторезных изделия из бивня мамонта, хранящиеся в таймырской коллекции Музея Востока – долганские календари-«пасхалы», созданные на Аваме. Они поступили недавно после закупочной экспедиции 2010 г., в организации которой существенную помощь оказали нам работники культуры Таймыра.
___Будучи классическими образцами традиционного искусства долган, «хынак» и «пасхалы» представляют для нашего музея большую ценность. Художественные особенности этих изделий – сложные геометрические узоры на деталях оленьей упряжи, глубоко архаичные по стилистике зооморфные изображения на календарях – открывают перспективы для сравнительного изучения изобразительных традиций различных народов Северной и Центральной Азии и, в частности, свидетельствуют о том, что у косторезного искусства Таймыра – длительная, многовековая история. Не вызывает сомнений тот факт, что только художники, опиравшиеся на опыт многих поколений, могли создать произведения столь совершенные с эстетической точки зрения.
___Недостаточная археологическая изученность такого огромного и труднодоступного ареала, каким является Таймыр, не позволяет в настоящее время выявить истоки таймырской резьбы и гравировки по кости, однако с большой степенью вероятности можно предполагать, что искать их следует в древнем каменном веке. Один из аргументов в пользу этой гипотезы – археологические находки на Ангаре. Здесь, в Мальте и Бурети, при раскопках жилищ и погребений эпохи палеолита М.М. Герасимов и А.П. Окладников обнаружили женские статуэтки и зооморфные изображения, вырезанные из бивня мамонта и рога оленя, нашли другие художественные изделия из кости, возраст которых составляет не менее 20 тысяч лет [2]. На Таймыре человек появился, по-видимому, в это же время, и трудно представить, чтобы полярные первопроходцы, продвигавшиеся в Арктику из глубинных районов Сибири, не использовали мамонтовую кость и олений рог для изготовления охотничьего снаряжения и орудий труда, тем более что и после исчезновения мамонтов их бивни в изобилии встречались в таймырской тундре.
___Традиционные изделия таймырских резчиков по кости из собрания Музея Востока указывают не только на древность искусства Таймыра, но и на его полиэтничный характер. Так, например, особенности графических узоров на деталях оленьей упряжи подтверждают выводы С.В. Иванова о многослойном характере орнаментального искусства долган, о наличии в нем тунгусского, якутского, угорского компонентов [1]. Вместе с тем, долганская орнаментика в свою очередь оказала влияние на орнаментальное искусство других народов Таймыра. В нынешнем 2012 г. наш музей приобрел две наголовных пластины из оленьей упряжи, изготовленные вадеевскими нганасанами. Их передал нам Л.М. Баскин, работавший в 1966 г. в одной из оленеводческих бригад в районе Катырыка. Узоры на платинах свидетельствует о том, что нганасанские резчики по мамонтовой кости широко использовали орнаментальные мотивы, характерные для долган.
___Современное косторезное искусство Таймыра представлено в Музее Востока работами Александра Сигунея, созданными из оленьего рога в 2006-2009 гг. Творчество этого талантливого мастера представляет для нас особый интерес. В нем нашли отражение тенденции, характерные в конце ХХ – начале XXI в. для искусства многих восточных регионов. В наши дни художники Якутии, Бурятии, Монголии, Казахстана постоянно обращаются к сюжетам, почерпнутым из фольклора, стремятся донести до зрителя своеобразие и красоту национальной культуры. Пополнившие нашу таймырскую коллекцию миниатюрные скульптуры А. Сигунея – прежде всего, такие «Вэсако» («Дед») и «Пухуча» («Бабка») – смело могут быть поставлены в один ряд с подобными произведениями. А. Сигунею удалось создать удивительно точные и предельно выразительные образы оленеводов левобережья Енисея. Сегодня трудно сказать, в какой степени творчество А. Сигунея представляет собой органичное продолжение изобразительных традиций ненцев и энцев (традиционная скульптура этих народов остается, к сожалению, малоизученной), однако можно быть абсолютно уверенным в том, что в его работах присутствует глубокое знание натуры, тонкое чувство материала и высокая техника исполнения. Именно эти черты, как свидетельствуют экспонаты таймырской коллекции Музея Востока, отличали работы народных художников Таймыра уже, как минимум, в начале прошлого века.
___В заключение я хочу вернуться к тезису о том, что происходящие на наших глазах глобализация и расширение информационного пространства имеют двоякие последствия – положительные (распространение современных знаний и технологий) и отрицательные (забвение «устаревших» культурных ценностей). Цель музеев, что тоже отмечалось выше, заключается в минимизации отрицательных последствий глобализации. Наиболее эффективный путь для достижения этой цели следует, на мой взгляд, искать в области той же глобализации, того же расширения информационного пространства. Использование современных средств связи, компьютерных технологий становится в наши дни одним из самых действенных способов сохранения информации и ее донесения до самой широкой аудитории. В связи с этим я хочу поблагодарить Таймырский краеведческий музей за идею проведения Интернет-конференции и пожелать моим уважаемым таймырским коллегам дальнейших успехов в поиске новых возможностей для изучения, сохранения и развития национальной культуры своего сказочно прекрасного края.
Литература
1. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963.
2. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т.1. Л., 1968.
Поделиться в соц. сетях: