Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

Развитие школьного краеведческого движения в Шарыповском районе Красноярского края на современном этапе

Голубинская И.Ф.

Развитие школьного краеведческого движения в Шарыповском районе Красноярского края на современном этапе




___Единый Красноярский край – наша огромная Родина, богатейший регион России до сих пор в должной мере не исследован, таит немало научных тайн и будущих открытий. Из 42 районов края нам, жителям Шарыповского района, в земле которого покоятся могилы наших предков, в котором живут и здравствуют наши деды и бабушки, отцы и матери, наши дети и внуки, район представляется самым милым, родным и прекрасным.
___Глава Шарыповского района Геннадий Викторович Качаев в обращении к читателям сайта о Шарыповском районе отмечает богатое историко-культурное наследие, красоту и многообразие природных ландшафтов, памятников природы и истории, благоприятную экологическую среду и климатические условия Шарыповского района.
___История образования района переносит нас в сороковые годы ХХ века, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1941 года определены административно-территориальные состав, границы и статус Шарыповского района. Не слишком плотно заселенная сегодня земля района в веках и тысячелетиях древнего прошлого была освоена нашими предками. Не случайно наш район называют музеем под открытым небом, палеонтологическим раем, краем голубых озер - их в районе 273. В летние месяцы на просторах района можно услышать иностранную речь, увидеть приезжающих сюда из года в год отечественных и зарубежных ученых.
___На исходе прошлого века развернулось изучение района в контексте исторического школьного краеведения. Сегодня можно говорить об отлаженной и эффективной организации краеведческого движения школьников Шарыповского района. В настоящее время координацию исследовательской и проектной, в том числе и краеведческой деятельности учащихся в районе осуществляет муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Шарыповский районный Детско-юношеский центр № 35.
___Педагогами ШР ДЮЦ № 35 И. Ф. Голубинской и В. А. Цибринской разработана образовательная программа «Историческое краеведение», в 2009 году лицензирована в Красноярском краевом лицензионном центре. В 2010 году программа «Историческое краеведение» стала победителем Краевого конкурса программ патриотической направленности, проводимого в рамках краевой целевой программы «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края на 2008-2010 годы». Программа востребована педагогами дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Шарыповского района, в Шарыповском кадетском корпусе, в негосударственном образовательном учреждении СОШ п. Инголь.
___Цель программы: патриотическое, духовное и нравственное развитие сельских школьников через музейные ценности, познание сибирских традиций, обычаев, своих корней. Результативность краеведческого движения школьников определяется участием в краеведческих конкурсах, конференциях, участием в экскурсионной деятельности, викторинах, играх, в коллективных творческих делах, в летних краеведческих модулях, участием в исследовательской и проектной деятельности.
___Свою эффективность и перспективность продемонстрировали программы районных летних образовательных модулей по краеведению «Экскурсионное бюро», «Краеведение», Научное общество учащихся «НОУ» (автор - Голубинская И. Ф.).
___В год, объявленный Годом Российской истории, летний модуль «Краеведение – 2012» в Шарыповском районе был посвящен сложным вопросам методологического обеспечения исторических исследований и азам «архивной практики».
___Три лекции со слайд - презентацией материала были прочитаны кандидатом исторических наук, доцентом кафедры отечественной истории и культурологии гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета Л. А. Чуриловой (г. Красноярск). Основная мысль, сформулированная исследователем: только глубокое знание истории своей родины способствует воспитанию чувств сопричастности, любви, преданности родным местам, и формирует в школьниках настоящий патриотизм.
___Главный специалист Шарыповского районного архива Надежда Сергеевна Бах познакомила ребят со структурой архивных фондов, разрешила взять в руки и прочесть метрическую книгу - архивный документ-источник для изучения родословия, этнической истории сельчан. Не «скучная» теория и практика Летних школ, а главное, - продуктивный летний отдых, настраивают детей на новые открытия в краеведческих исследованиях и будущие победы сельских школьников в конкурсах краевого и федерального уровня.
___Краеведение и туризм в системе образования современной России являются традиционным и эффективным средством обучения и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Под руководством музейных педагогов краеведами школ разрабатываются маршруты автобусных и пешеходных экскурсий по Шарыповскому району.
___Использование музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе способствует усилению гражданско-патриотического воспитания учащихся и повышению качества образования. По направлению образовательно-воспитательной деятельности музейные педагоги ежегодно делятся опытом работы на различных уровнях: районном, краевом российском, международном, участвуя в семинарах, конференциях, Круглых столах. Музейная деятельность в районе отмечена наградами районного, краевого, Всероссийского уровней.
___Разработана и реализуется районная целевая программа развития музейной деятельности в образовательных учреждениях Шарыповского района на 2010– 2013 гг., охватывая все 10 школьных музеях Шарыповского района. В 2011 году разработана и подготовлена к лицензированию образовательная программа «Мир школьного музея».
___Устойчивости организации учебно-воспитательного процесса способствует взаимодействие музейных педагогов района с Администрацией района, Красноярским краевым детско-юношеским центром «Центр туризма и краеведения», Сибирской археологической экспедицией, редакцией общественно-политической газеты Красноярского края «Огни Сибири», СМИ, районным и городским архивами, районным Советом ветеранов, образовательными учреждениями района, города, края, родителями, общественностью, сельскими библиотеками, клубами и жителями сел.
___В районе работает группа педагогов дополнительного образования детей по организации исследовательской и проектной деятельности и по применению информационно-коммуникационных технологий при проведении кружковой работы.
___В 2007 году в районе организовано научное общество учащихся «Первые шаги в науку». Ежегодные районные научно-практические конференции школьников демонстрируют возрастающий уровень краеведческих исследований: 2006 г. - 26%, 2008 г.- 40%, 2009 г. - 52 %, 2010 г.- 91 % работ по краеведению, большая часть работ посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
___Школьникам очень важно, гораздо важнее, чем взрослому человеку, осознать общественный смысл своих дел, исследовательского поиска, потому так гордятся учителя, кураторы, научные руководители и консультанты, когда их подопечные испытывают радость и гордость по поводу своих побед и высоких достижений. Так, общей радостью стали для краеведов победы в:
___Большеозерской школы – победитель в номинации «Потомки политиков и общественных деятелей», Всероссийского конкурса второй Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи» - страница многовековой истории Отечества» в г. Казани (работа «Семья Итыгиных и Барсугачевых, и их вклад в историю развития Красноярского края и Хакасии»), руководитель В. А. Цибринская;
___Большеозерской школы победитель краевого конкурса «Моё Красноярье». В Москве на Всероссийском конкурсе «Отечество» в номинации «Военная история» отмечена шестой из двухсот работ (работа «Репрессированная по наследству») руководитель В. А. Цибринская;
___2009 г. Тепляшины Надежда и Евгения, ученицы Березовской школы победители в номинации «История образования» краевого конкурса исследовательских краеведческих работ «Мое Красноярье», (работа «Становление образования в селе Березовском»), руководитель В. Е. Белошапкина;
Родькина Даша, ученица 9 кл. Ингольской СОШ–победитель в номинации «Этнография» Краевого конкурса исследовательских краеведческих работ «Мое Красноярье»,участник Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество» в Москве, (работа «Народная культура и образ жизни сибиряков на примере с. Едет Шарыповского района Красноярского края», руководитель С. Н. Коцюба;
___2010 г. Учащиеся Большеозерской школы абсолютные победители Краевого фестиваля школьных музеев, руководитель В. А. Цибринская;
Владимирова Мария, ученица 9 кл. Холмогорской СОШ– победитель (III место) Всероссийского конкурса исследовательских работ им. Д. И. Менделеева, руководитель Г. А. Климова; ученицы 8 класса Березовской школы – победители (III место) Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». - Нагибин Виктор, ученик 7 класса Большеозерской школы – победитель (II место) Всероссийского конкурса «Отечество» в г. Москве.
___В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края на 2012-2014 годы» команды трех школьных музеев Шарыповского района участвовали в финале краевого фестиваля школьных музеев, посвященного Победе в Великой Отечественной войне. В номинации «Виртуальная экскурсия», музей Шарыповского районного Детско-юношеского центра вошел в десятку лучших музеев Красноярского края. Музею Большеозерской школы второй год вручено Переходящее Знамя Сибирской 374 стрелковой дивизии.
___В рамках проекта районной целевой программы МБОУ ДОД ШР ДЮЦ № 35 на 2013-2015гг. «Я - ПАТРИОТ СВОЕЙ ЗЕМЛИ» обоснованы принципы исследовательской деятельности учащихся, направленные на расширение и углубление знаний, умений и навыков в режиме самостоятельной работы по технологической карте, составленной учеником, совместно с руководителем исследования. Часть консультаций, лекционных занятий проводят специалисты научных учреждений.
___Литература:
1. Голубинская И., Цибринская В. Образовательная программа «Историческое краеведение». Шарыповский район Красноярского края.- 2008.
2. Голубинская И.Ф. Районная целевая программа развития музейной деятельности в образовательных учреждениях Шарыповского района на 2010– 2013 гг.
3. Проект районной целевой программы МБОУ ДОД ШР ДЮЦ № 35 на 2013-2015 гг.
4. Сайт Администрации Шарыповского района Красноярского края: http://www.shr24.ru/
5. Туристский паспорт Шарыповского района Красноярского края. – Красноярск. – 2011.
6. Фотоиллюстрация В.В.Никитина «Летняя школа 2012 в Шарыповском районе».


Поделиться в соц. сетях: