Главная       Контакты       Записаться на экскурсию    |   Слабовидящим    |    English version  

 

 

Меню

Пристань Дудинка

       90 лет назад 7 февраля 1931 года на базе Западно-Сибирского пароходства было создано государственное предприятие «Енисейское пароходство». На сегодняшний день это крупнейшая судоходная компания Сибири, основной грузоперевозчик по водным путям Енисея и его притоков: Ангары, Подкаменной Тунгуски, Нижней Тунгуски и др. Однако освоение Енисейской водной магистрали началось еще в XVIв.

 

Развитие судоходства на Енисее

 

       В XVI векерусские мореходы проникли северным водным путем в низовья сибирских рек, в том числе и в устье Енисея. Они были первыми европейцами, плававшими по морям Ледовитого океана.

 

       В начале XVII века мангазейские казаки основывали одно из первых поселений на Енисее — Туруханск. Чуть позже в 1619 году тобольские казаки основали Енисейск. Летом 1628 года воевода Андрей Дубенский на 13 дощаниках и 3 стругах, построенных в Енисейске, отправляется вверх по течению Енисея до места основания Красноярского острога.В 1675 году южнее Красноярска поставлен Караульный острог.

 

       До революции Енисей как водный путь протяженностью 4130 км использовался слабо.

 

       Строительство первого на Енисее парохода «Енисей» началось в 1861 году. Строительство шло по проекту Худякова -  механик-самоучка вольноотпущенный княгини Трубецкой. Машина мощностью 60 лошадиных сил была построена в Перми.

 

       Через 12 лет енисейский речной флот насчитывал в своем составе четыре парохода и семь барж. За навигацию 1875 г. по Енисею было перевезено около 2000 тонн груза. В конце 1880-х годов на Енисей пришел Северным морским путем пароход «Дедушка», имевший машину в 500 лошадиных сил. Тогда же на реке появились пароходы «Минусинец», «Красноярск», «Туруханец», «Гленмор».

 

       Речной флот на Енисее пополнялся, главным образом, за счет перегона судов Северным морским путем. В 1905 году прибыло 9 пароходов и 9 металлических лихтеров. В 1913 году на Енисее плавали 37 пароходов и 54 несамоходных судна.

 

       Уже тогда перевалочной базой грузов на Таймыре была Дудинка. Землепроходец и следопыт Таймыра Никифор Алексеевич Бегичев в 1911 году писал: «Дудинка – маленькое село. В нем всего 10 домов. Живут в нем больше торговцы… Завозят торговцы преимущественно чай, листовой табак, сухари, муку, свинец. Зимой же завозят из тундры пушнину, главным образом, песца. И ждут со своими товарами пароходов».

 

       Лишь с установлением Советской власти грузоперевозки по Енисею стали плановыми, регулярными. Но количество перевозимых грузов было по прежнему небольшим. В 1927 году грузооборот Дудинки (получение и отправка грузов по Енисею и морем) составил около 700 тонн. Но впереди был 1935 год, год начала строительства Норильского горно-металлургического комбината и Дудинского морского порта.

 

Таймырское районное управление

Енисейского пароходства

 

       Пристань «Дудинка» основана в 1931 году. В 1970 году она была преобразована в Таймырский эксплуатационный участок, через три года, в 1973 году, на основании приказа Министра речного флота РСФСР Таймырский эксплуатационный участок переименован в Таймырское районное управление Енисейского пароходства. До 2011 года управление располагалось в здании речного вокзала, но в связи с аварийным состоянием здания, перебазировалось в Дудинский морской порт.

 

       На сегодняшний день Енисейское пароходство обслуживается в Дудинском морском порту Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель», в котором обрабатываются суда, пришедшие на Таймыр по Енисею или Северному морскому пути. Годовой грузооборот Енисейского речного пароходства в Таймырском районном управлении превышает 3 миллиона тонн. В первую очередь это грузы для ПАО «ГМК «Норильский никель» (нефтепродукты, сода, химические вещества, пиломатериалы, кокс, соль, металл, песок и др.). Управление осуществляет сбор информации, отслеживает продвижение судов по Енисею и Енисейскому заливу. Управление работает с грузами Енисейского пароходства: организовывает обработку судов на причалах порта (планирует подачу судов, согласовывает очередность), оформляет необходимую документацию по отправленным грузам. Кроме того оказывает содействие в проведении мелкосрочных и плановопредупредительных ремонтов, которые экипажи выполняют своими силами. Помимо этого в задачи его входит планирование подхода и обработка флота в порту, расстановка судов на рейде, координация движение судов, контроль приема и выдача грузов в пунктах назначения. С 2002 года Таймырское районное управление Енисейского пароходства возглавляет Игорь Иванович Казанин.

 

       Таймырское районное управление Енисейского пароходства – важнейший узел в общей транспортной схеме Енисейского пароходства, стратегическое направление движения грузов компании. Это самый северный филиал, который контролирует работу речных судов на участке с морскими условиями плавания.

 

Источники:

  1. Историческая справка «История развития Дудинского порта». Т. Печенкина. Архив Таймырского краеведческого музея.
  2. Официальный сайт Енисейского речного пароходства: https://www.e-river.ru/

 


Поделиться в соц. сетях: