Меню

Последний первооткрыватель Арктики

          Борис Андреевич Вилькицкий родился 22 марта (3 апреля) 1885 года в семье  крупнейшего российского гидрографа и арктического исследователя -  Андрея Ипполитовича Вилькицкого. Закончив Морской кадетский корпус (1904), участвовал в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана в чине мичмана. Боевое крещение молодой офицер получил в Порт-Артуре. В одном из последних боев, когда участь крепости была предрешена, он возглавил штыковую атаку моряков, выбив японцев с только что захваченной ими позиции. Для Вилькицкого это была последняя атака той войны, из боя его вынесли потерявшим сознание от тяжелого ранения в грудь. После капитуляции Порт-Артура, в числе раненых Борис Андреевич был репатриирован в Россию. За боевые заслуги был награжден четырьмя боевыми орденами. После выздоровления поступил в Морскую академию, после окончания учебы занимался гидрографическими исследованиями на Балтике и Тихом океане. На самостоятельные должности назначений не получил, так как отец, бывший в тот период начальником Главного гидрографического управления, не соглашался выдвигать сына на открывающиеся вакансии. С 1908 по 1912 годы на Балтийском море и на Дальнем Востоке Вилькицкий выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы.

 

          Только после смерти отца, в феврале 1913 года, Борис Вилькицкий, бывший уже флагманским штурманом штаба командующего морскими силами Балтийского моря и капитаном 2-го ранга, был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр», входившего в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. Экспедиция в составе двух ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», специально построенных для этой цели, в конце июня 1913 года вышла из Владивостока. Перед экспедицией стаяла сложнейшая задача – впервые пройти в Европу Северным морским путём. Вскоре тяжело заболел начальник экспедиции генерал И.С. Сергеев, которого срочно отправили на берег. Вилькицкий же получил приказ принять командование экспедицией на себя, оставаясь капитаном «Таймыра». Его решительные, а порой и рискованные нововведения обеспечили успех экспедиции. Он разрешил судам автономное плавание даже вне зоны радиосвязи, что значительно расширило районы исследований. «Таймыр» и «Вайгач» впервые в истории полярного мореплавания обогнули Новосибирские острова с севера.

 

          К концу лета, выполнив большой объем гидрографических исследований, экспедиция вышла в воды севернее мыса Челюскина. На картах в этих местах была указана океанская гладь, но 20 августа с кораблей увидели небольшую полоску земли. Новый остров нанесли на карту, дав ему имя цесаревича Алексея.

 

          Открытие заставило вспомнить о легендарной Земле Санникова, которую якобы видели в 1811 году зверопромышленник Яков Санников и в 1885 году исследователь Арктики Эдуард Толль. Но по их сведениям эта земля должна была быть восточнее. Вилькицкий же решил пройти еще дальше на север и не ошибся. Утром 22 августа1913 года с кораблей увидели высокий скалистый берег, далеко уходивший и вправо, и влево. Это был какой-то крупный остров, простирающийся далеко на север. Исследования показали, что это не просто остров, а громадный архипелаг из четырех больших и множества малых островов общей площадью 38 тыс. кв. километров. Архипелагу дали название «Земля Императора Николая II».

 

          Борису Велькицкому эта работа принесла большой авторитет и широкую международную известность. Участников экспедиции поздравили все географические общества мира. Вилькицкому была присуждена большая золотая медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.

 

          В сентябре 1915 года ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» благополучно пришли в Архангельск. В это время первая мировая война была уже в полном разгаре. Вилькицкий счел своим долгом отложить исследование Арктики и подал рапорт о переводе на корабли Балтийского флота.

 

          Его назначили командиром эскадренного миноносца «Летун». Более года Борис Андреевич командовал этим кораблем и принимал активное участие в боевых операциях Балтийского флота. За удачную постановку минного заграждения у неприятельских берегов его наградили Георгиевским оружием. В конце 1916 года «Летун» подорвался на мине и был поставлен на ремонт в Кронштадте.

 

          Вскоре страну захлестнули революционные потрясения. Вилькицкий не смог ни понять, ни принять их. Как патриота России его глубоко возмущал происходивший развал армии и флота, когда германские войска наступали по всем фронтам. Затем начались расправы матросов над офицерами. Вскоре он вынужден был уехать в Петроград, где был принят на службу в Главное гидрографическое управление флота.

 

          Обстановка в стране в это время была очень тяжелой. В связи с оккупацией Украины германскими войсками, северные районы лишились источников продовольствия. Назревал голод. В Западной Сибири были большие запасы зерна и продовольствия, но доставить их голодающим можно было только по Северному морскому пути. Организацию этой экспедиции поручили Б. А. Вилькицкому. По указанию Ленина ему был выделен один миллион рублей, а Троцкий подписал документ, разрешавший использовать любые суда, технику и оборудование Балтийского флота.

 

          В начале августа 1918 года власть в Архангельске захватили интервенты и белогвардейцы. Б.А. Вилькицкий добровольно перешел на их сторону и продолжил работу экспедиции, но уже в интересах белых. В феврале 1920 года Вилькицкий вместе с белыми ушел сначала в Норвегию, а затем поселился в Лондоне. В октябре 1919 года, находясь в эмиграции он был произведен в контр-адмиралы.

 

          Представители советских властей трижды предлагали Вилькицкому вернуться на Родину для продолжения работ по освоению Северного морского пути, однако он оставил эти предложения без ответа. Он длительное время работал гидрографом в Конго.

 

          Умер Борис Андреевич 6 марта 1961 года в Брюсселе. В 1996 г. в рамках празднования 300-летия российского флота прах Б.А. Вилькицкого был перевезен в Санкт-Петербург и захоронен на Смоленском кладбище рядом с могилами отца и брата.

 

          В честь этого известного русского гидрографа и арктического исследователя названы девять топонимов на карте Арктики. Самый знаменитый из них пролив Вилькицкого – отделяющий Таймырский полуостров  от архипелага Северная Земля («Земля Императора Николая II»), есть также залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда). Так память о Борисе Вилькицком и его отце Андрее Ипполитовиче сохранилась в географических картах нашей планеты.

 

 

    

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: