Меню

Самойлова Л. П., Коробцова Е. В. ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт» - По стопам первой женщины-учёного из долган Татьяны Семёновны Ерёминой

         В фондах и экспозиции Таймырского краеведческого музея находятся материалы о жизни и деятельности первой женщины-учёного из долган Татьяны Семёновны Ерёминой. Большую часть своёй трудовой деятельности Татьяна Семёновна посвятила преподаванию. В течение 20-ти лет Ерёмина Т. С. работала преподавателем Норильского государственного индустриального института (НГИИ). Можно без преувеличения считать Татьяну Семёновну основателем этнокультурного образования в НГИИ. Проблемой формирования этнокультурных способностей у студентов преподаватели кафедры философии, истории и иностранных языков (ФИ и ИЯ) Норильского государственного индустриального института начали заниматься с начала 90-х годов XX века. Но первые шаги в этом направлении были сделаны гораздо раньше, в 70-х годах XX в., когда на кафедре начала свою трудовую деятельность Татьяна Семёновна Ерёмина.     

 

         Татьяна Семёновна родилась 30 октября 1931 года на фактории Боганида, в посёлке Боярка Авамского района, в семье коренных жителей тундры, до и после революции занимавшихся оленеводством, охотой на пушного зверя, рыболовством. В Боярской крохотной семилетней школе Татьяна узнала азы науки. Затем поступила в Игарское педагогическое училище народов Севера, которое окончила в 1951 году, и была направлена Таймырским отделом народного образования на работу в Боярскую семилетнюю школу учителем начальных классов. [5, с. 102] Ей было девятнадцать лет. Она очень любила своих учеников и свою работу. Ученики всегда были в школьных формах, девочки с бантиками. Многие ученики Татьяны Семёновны стали известными на Таймыре людьми. Она гордилась своими учениками. [1, с. 182] Из характеристики секретаря Таймырского окружкома КПСС Барсукова, которая была дана для предъявления при поступлении на работу в институт: «Свою трудовую деятельность Т.С.Ерёмина начала в 1951 году учительницей начальных классов в Боярской семилетней школе Авамского района, где зарекомендовала себя грамотным, инициативным работником, хорошим общественником… Татьяна Семёновна Ерёмина уделяла внимание поднятию экономики и культуры в округе, на партийной и советской работе проявила себя активным пропагандистом, часто выступала перед населением округа с политическими докладами и лекциями».

 

         Юность Татьяны Семеновны Ерёминой – это комсомол, его дела. В 1953 году её отзывают на комсомольскую работу в Красноярский крайком ВЛКСМ инструктором. В июне 1954 года она начинает работать заведующей отделом учащейся молодёжи Таймырского ОК ВЛКСМ в Дудинке. В сентябре 1958 года Татьяна Семёновна поступает в Красноярскую высшую партийную школу, в 1960 году школу перевели в Новосибирск. В 1962 году Еремина окончила полный курс партийной школы и была направлена Красноярским крайкомом КПСС на работу инструктором в Таймырский окружком КПСС. В 1964 году была избрана секретарём Таймырского окружного комитета партии. [5, с. 103]

 

         В 1968 году Татьяна Семёновна была направлена на учёбу в Академию общественных наук в Москву. В 1971 году Татьяна Семеновна успешно окончила обучение, защитила кандидатскую диссертацию «Очерки истории Таймырской окружной партийной организации (1930-1940 гг.)». 12 июля 1971 года Решением Совета Академии общественных наук при ЦК КПСС Ерёминой Татьяне Семёновне была присуждена учёная степень кандидата исторических наук. После защиты диссертации Татьяна Семёновна вернулась на Таймыр на работу председателем исполкома Таймырского окружного Совета депутатов трудящихся. Она постоянно в командировках, встречи с избирателями, лекции по линии общества «Знание», текущие дела. «…Тогда, в далёкие 60-70-е годы, председатель исполкома Таймырского окружного Совета депутатов трудящихся, Первый Президент Таймыра, как её тогда называли, жила делами и заботами коренных жителей Таймыра. Она рассказывала, как объезжала весь полуостров, как выбивала в Москве топливо, технику для таймырцев. Однажды только под её имя на Таймыр было доставлено несколько маломерных судов». [6, с. 14] И хотя каждый день был заполнен до отказа, по вечерам Татьяна Семёновна пишет книгу «Солнце над Таймыром», которая рассказывает о судьбах земляков, живущих в экстремальных условиях на самой северной оконечности Азии. Мы задали вопрос коллеге Татьяны Семёновны по работе в институте Талибжану Анатольевичу Смирнову о значении диссертации и книги Т. С. Ерёминой в 70-е года и в наше время, и получили следующий ответ. По мнению Талибжана Анатольевича, эта работа – уникальна, похожего на неё нет в отечественной исторической науке, Татьяна Семеновна собрала воедино разрозненные данные. Татьяна Семёновна хорошо знала предмет исследования, т.к. имела большой опыт партийной работы, смогла показать в динамике воплощение идеи коллективизации на Таймыре. Конечно, по мнению Талибжана Анатольевича, в наше время работа вызывает двойственное отношение. С одной стороны, партийная политика на Таймыре осуществлялась жёсткими мерами, но нельзя забывать и о том, что благодаря советской власти малые народы Таймыра получили образование, медицину. Те же оценки советскому прошлому давала и сама Татьяна Семёновна. Об этом мы узнали из интервью с Еленой Владимировной Майоровой: «Татьяна Семёновна говорила, что её народ очень благодарен советскому обществу за переход от первобытно-общинного строя в социализм, что её соплеменники могут жить в теплых домах, у них есть электричество…».

 

         Работа в Норильском государственном индустриальном институте (в то время ещё Норильском вечернем индустриальном институте – НВИИ) началась у Татьяны Семёновны 22 апреля 1977 года, на работу в НВИИ будущий ассистент кафедры марксизма-ленинизма Ерёмина поступила путём перевода из Таймырского окружного Совета депутатов трудящихся. Судя по документам, всего несколько дней потребовалось ректору НВИИ для согласования в Минвузе кандидатуры нового ассистента. В личном деле Татьяны Семёновны, которое хранится в архиве НГИИ, есть письменное обращение ректора Садовского Геннадия Ивановича к начальнику главного управления химико-технологических, горно-металлургических и строительных вузов Минвуза РСФСР Никонову. Документ свидетельствует о том, что 4 мая 1977 года Минвуз получил письмо, а 5 мая 1977 года кандидатура Татьяны Семёновны уже была одобрена. К началу своей педагогической деятельности в НВИИ Татьяна Семёновна уже была уважаемым человеком, имеющим правительственные награды, талантливым организатором, сложившимся учёным. Имя Татьяны Семеновны было известно за пределами Таймырского (Долгано-ненецкого) автономного округа. О ней, первой долганке, вошедшей в плеяду советских учёных, писала французская газета «Юманите». Французские журналисты назвали Ерёмину «президентом Таймыра». На новом месте работы, в институте Татьяну Семёновну приняли настороженно. Из интервью с Голиженко Натальей Владимировной (преподаватель НИИ с 1973 года): «До прихода в институт, Татьяна Семеновна занималась административной работой, не имела опыта педагогического. Поэтому к ней сначала присматривались. Хотя была степень кандидата наук, назначили на должность ассистента. Не сразу оценили работу Татьяны Семёновны, только когда появился опыт».

         

         Несмотря на все трудности, в НВИИ продолжился научный карьерный рост Татьяны Семёновны. В мае 1981 года её избирают на должность старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма и уже через год – в мае 1982 года по решению Совета института Татьяна Семёновна избрана доцентом кафедры. Из характеристики ректора НВИИ Грушевского Алексея Ивановича 1982 года: «За период работы в институте т. Ерёмина Т. С. прочно освоила курс Истории КПСС, методически грамотно на высоком идейном уровне ведёт семинарские и лекционные занятия. Старательно работает над повышением лекторского мастерства. В 1980 г. успешно закончила институт повышения квалификации при Новосибирском государственном университете. Тов. Ерёмина занимается научной работой… опубликовала ряд научных работ, в числе которых монография «Солнце над Таймыром»…тов. Ерёмина Т. С. участвует в жизни партийной организации города и института. Она лектор общества «Знание», руководитель секции факультета общественных профессий НВИИ». Студенты тайно звали Татьяну Семёновну Синильгой. Узнав об этом, Татьяна Семеновна не огорчилась, а обрадовалась. «Это же красиво: «Они же видят во мне олицетворение Севера». К сожалению, тогда, в 80-х годах, ещё не было такой связи между Таймыром и Норильском, и Татьяна Семеновна радовалась любому, самому незначительному случаю проявить своё северное таймырское начало». [6, с.14] Коллеги Татьяны Семеновны отмечают душевную атмосферу её лекций и семинаров. Из интервью со Стеклянниковой Светланой Викторовной: «Татьяна Семёновна никогда не кричала на студентов, старалась найти к каждому индивидуальный подход, на лекциях студенты слушали её, затаив дыхание». Об этом же говорил и доцент кафедры, ныне пенсионер города Санкт-Петербург Драченко Владимир Иванович: «Татьяна Семеновна, как коренная долганка, трудолюбива, терпелива, наблюдательна, внимательна, дружелюбна. Поэтому с неё легко и интересно. Когда говоришь – она слушает. Для нас, россиян, это не свойственно. Могу сказать, что Татьяна Семёновна потому и мудрая, что способна слушать и вникать в суть разговора. Поэтому её мудрость исходит не только из книг, но и из самой жизни. Эти свойства дают возможность Татьяне Семёновне сказать нужное слово, дать точную характеристику человеку, правильно оценить обстановку, ситуацию. Когда речь идёт о науке – её выводы глубоки. Но её слушают и хорошо понимают и «простые люди». [5, с. 104-105]  30 октября 1885 года Решением Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР Татьяне Семёновне Ерёминой было присвоено учёное звание доцента по кафедре марксизма-ленинизма. В 1986 году кафедра была переименована в кафедру истории КПСС и философии.

 

         Сферой научных интересов доцента вуза Ерёминой Татьяны Семёновны продолжали оставаться проблемы родного края. Из характеристики ректора завода-втуза при Норильском горно-металлургическом комбинате им. А.П.Завенягина Рогинского Владислава Матвеевича от 1989 года: «За период преподавательской работы т. Ерёмина Т. С. Проявила себя квалифицированным специалистом, занятия ведёт на высоком идейном уровне; много внимания уделяет индивидуальной работе со студентами, несколько лет вела секцию «лектор-краевед» факультета общественных профессий. Тов. Ерёмина Т. С. ведёт госбюджетное научное исследование по теме: «Организующая роль партии в развитии северных регионов страны» (раздел: «Политико-воспитательная работа партийных организаций Таймыра по повышению трудовой активности трудящихся округа»).

 

         В октябре 1989 года Татьяна Семёновна вышла на пенсию. Но буквально через год вновь вернулась в студенческую аудиторию доцентом кафедры общественных наук на условиях почасовой оплаты. В 1994 году Татьяне Семеновне Ерёминой было присвоено звание «Почётный гражданин Таймыра». Преподавательская деятельность Татьяны Семёновны в Норильском государственном индустриальном институте закончилась в июне 1997 года в должности доцента кафедры гуманитарных наук. Приказ об увольнении был подписан ректором Колеговым Арсентием Андреевичем.  С окончанием преподавательской деятельности не прекратилась связь Татьяны Семёновны с вузом, с преподавателями ставшей почти родной кафедры. Татьяна Семёновна никогда не отказывала в просьбе о встрече со студентами. В 2002 году стала одним из организаторов конкурса-семинара «Таймырские чтения» в Норильском государственном индустриальном институте. Была рецензентом первых работ, поступивших на конкурс. Сама участвовала в конференциях «Таймырских чтений». 5-ые «Таймырские чтения» были посвящены памяти почётного гражданина Таймыра, учёного-историка, коренной жительницы Таймыра, долганки Татьяны Семёновны Ерёминой. Дело, начатое Татьяной Семёновной, продолжается.

 

         Из воспоминаний Ольги Николаевны Хакимулиной (организатора конкурса-семинара «Таймырские чтения», автора курса «Культура, традиции и обряды коренных народов Таймыра» в Норильском индустриальном институте): «Однажды, это уже когда я серьезно заинтересовалась коренными народами, Татьяна Семеновна предложила посмотреть документы по восстанию 1932 года на Таймыре. Эти документы заставили задуматься над тем, что на самом деле происходило тогда в таймырской тундре. Интересно, что наши беседы о коренных народах сначала касались главным образом политических и социальных проблем, причем в основном современных. Это были злободневные темы, как правило, вызывавшие сильные эмоции. Надо сказать, что никогда я не замечала у Татьяны Семеновны конъюнктурного отношения к самым больным проблемам, в том числе и национальным. Не было ни излишнего пафоса, ни критиканства. Иногда проскальзывала грустная нотка и сожаление, что не всегда удавалось делать все, как хотелось бы. А потом все чаще мы стали обращаться к традиционной культуре. Сколько интересного помнила Татьяна Семеновна из повседневного обихода тундровой жизни, как интересно рассказывала о своих впечатлениях о шаманских сеансах… Как хотелось Татьяне Семеновне поехать на конференцию в Канаду. Она шутила, что у капиталистов нет денег, чтобы она, представитель малых народов, попала на конференцию, посвященную малым народам. Это было еще в 90-е годы. А в 2002 году мы придумали и стали проводить свою конференцию – «Таймырские чтения». Здесь нам пригодились и знания Татьяны Семеновны, и ее искреннее желание быть полезной своему народу в таком начинании, как наши чтения. Одни из чтений были посвящены ее памяти. Это тоже не случайно. К ней как ни к кому другому подходят слова Ван Гога: «Не верь, что мертвые мертвы. Покуда в жизни есть живые, и те, кто умер, будут жить»».

 

         Татьяна Семёновна в своей преподавательской деятельности воплотила мудрость и душевность своего народа. Научная деятельность Татьяны Семёновны была посвящена проблемам коренных народов Таймыра. Благодаря преподавательской деятельности Т.С. Ерёминой, студенты и школьники Норильска, Таймыра в течение уже многих лет знакомятся с культурой коренных народов Таймыра. В новых образовательных стандартах нового поколения это называется формированием этнокультурной компетентности у учащихся. Этнокультурная компетентность – это «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию[9, с. 268].»

         

         Одна из наиболее актуальных проблем развития отечественной системы образования связана с формированием в России современного гражданского общества, фундаментом которого должен стать собственный опыт, духовные традиции россиян, создавших многонациональную и поликультурную российскую цивилизацию.[2, с. 17] Приоритетной установкой реформирования российского образования является стратегия поли- и этнокультурной направленности, предполагающая развитие и социализацию личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства.[9, с. 267]

Формирование этнокультурной компетентности необходимо для эффективного межэтнического взаимодействия. [9, с. 268] Особенностью студенческого возраста является проблема самоидентификации личности студента, которая включает в себя два аспекта: профессиональную и социальную самоидентификацию. Оба эти аспекта взаимосвязаны: утверждение в профессиональной области происходит вместе с осознанием себя в роли гражданина, носителя морально-нравственных ценностей.[4, с. 69] Продолжая дело Татьяны Семёновны Ерёминой, преподаватели НГИИ активно включают этнокультурный компонент в образовательный процесс. Студенты НГИИ регулярно знакомятся с деятельностью этнокультурных центров Таймыра: Таймырского краеведческого музея, Таймырского Дома народного творчества, Городского центра народного творчества. Результаты своих исследований представляют на конференциях различного уровня.

 

  1. Библиографический список:
  2. Аксёнова Е. А., Рудинская А. Д. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»//Таймырские чтения – 2011: сб. докладов. Ч. 1 /науч. ред. Е. В. Майорова; Норильский индустр. ин-т – Норильск: НИИ, 2011. – с. 178-184
  3. Гончаров С. А., Набок И. Л. Образование – гуманитарные технологии – идентичность: парадигма развития отечественного культурно-образовательного пространства// Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. Материалы X Международной научно-практической конференции. /Под научн. ред. И. Л. Набока. – 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Астерион, 2008
  4. Ерёмина Т. С. Солнце над Таймыром: из истории партийного, советского, хозяйственного и культурного строительства Таймырского национального округа/Т. Ерёмина. – Красноярск: Книжное издательство, 1975. – 111 с
  5. Осиева Ю. Г., Верник И. Д. Проблема самоидентификации личности студента в процессе модернизации образования// Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. Материалы X Международной научно-практической конференции. /Под научн. ред. И. Л. Набока. – 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Астерион, 2008
  6. Сотникова А. «Нелёгкий путь – он самый верный» (духовная культура долган Восточного Таймыра) //Таймырские чтения – 2004, 2005: сб. докл./отв. ред. О. Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск, 2005. – с.102-105
  7. Ткачёва Ю. Бабушка Таня. Сказание о Великой Долганке //Таймырские чтения – 2003: Сб. докл. /Норильский индустр. ин-т. – Норильск, 2004. – с. 11-15
  8. Хакимулина О. Долганская княгиня //Таймырские чтения – 2006: сб. докладов/отв. ред. О. Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск, 2006. – с. 3-4
  9. Хакимулина О. Н. История и культура коренных народов Таймыра: 10-11 кл.: Учеб пособие для общеобраз. учрежд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. – 288 с.
  10. Яковлева О. Г. Формирование этнокультурной компетентности и толерантности будущего педагога // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Сборник статей по материалам XIМеждународной научно-практической конференции. / Под научн. Ред. И. Л. Набока. – В 2-х частях. – Часть 1. – СПб.: Астерион, 2009    

 


Поделиться в соц. сетях: