Меню

Рубителев В.В - Ситабы Ангольского неба.

         С древнейших времен на Руси почиталась память о тех, кто отдавал жизнь, выполняя воинский долг. В их честь слагались былины, воздвигались и воздвигаются памятники. Их именами называют города и улицы, им посвящают книги. Таймырцы, как и жители всей России  чтут и помнят имена своих земляков, бесстрашных защитников Отечества – героев Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, участников локальных военных конфликтов. Сосредоточением исторической памяти в виде фотографий, документов, вещевых предметов является Таймырский краеведческий музей, сотрудники которого, основываясь на музейные коллекции, рассказывают о героизме наших земляков.  Стоит заметить, что собирательская и поисковая работа в музее никогда не останавливается, мы вновь и вновь открываем неизвестные страницы истории, узнаем новые имена наших земляков, оставивших след в истории Таймыра и России. Вот и этот год начался с открытия новой истории о нашем земляке Владимире Журкине. А началось все восемь лет назад, когда  ныне покойный Юрий Дмитриевич  Полюхович – майор пограничных войск, подарил сотрудникам Таймырского музея Книгу памяти  Автономной Республики Крым, изданную в 1997 году. Она посвящена погибшим войнам,  исполнявшим интернациональный долг в Афганистане, Вьетнаме, Кампучии, Анголе. На одной из страниц мы обнаружили информацию о Владимире Борисовиче Журкине – летчике, погибшем в Анголе в 1985 году, награжденном орденом «Красной звезды», медалью «За боевые заслуги». В краткой справке мы прочитали, что родился он 17 марта 1954 года в городе Дудинка.

         

         Тогда музей опубликовал статью в газете «Таймыр» о Владимире Борисовиче, в надежде, что кто-то, кто знал семью Журкиных, возможно, откликнется, но этого не случилось. Дальнейшие поиски возобновились уже в этом году. В поисках информации о наших земляках воинах-интернационалистах мы на сайте союза ветеранов Анголы встретили краткую персоналию о Владимире Борисовиче. Из нее стало известно, что наш земляк до командировки в Анголу проходил службу в 369 военно-транспортном авиаполку в городе Джанкой. Узнав это, мы  написали два письма в город Джанкой - одно в Джанкойский историко-краеведческий музей, а второе в архивный отдел администрации Джанкойского района.

     

         21 февраля нам пришел ответ от директора РЦКС Черниковой О.И. В письме содержались контактные данные Николая Федоровича Шурыгина (сослуживца Владимира Борисовича), а также Натальи Лукьяновой - вдовы Сергея Лукьянова, командира судна Ан-12, на котором совершал полеты в качестве штурмана 

Николай Федорович охотно поделился редкими фотографиями военных лет и рассказал еще больше о нашем земляке.  Благодаря Наталье Лукьяновой нам удалось найти сына Владимира Борисовича – Александра, военного моряка, капитана III ранга малого ракетного корабля «Мираж» Черноморского флота, ныне живущего в Севастополе.

 

         Лишь в конце весны нам удалось поговорить с Александром Владимировичем, когда он вернулся из плавания. Он еще больше рассказал о жизни своего отца, а так же отправил нам фотографии из семейного архива и личные вещи Владимира Борисовича.

Предлагаем и Вам познакомиться с судьбой нашего земляка, война - интернационалиста, героя – Владимира Борисовича Журкина.

Родился Владимир Борисович Журкин 17 марта 1954 года в г. Дудинка, в русской семье. Отец Журкин Борис Владимирович, 1930 года рождения и мать Бабкова Вера Ивановна, 1929 года рождения, работали в 50-е годы в Дудинке на железной дороге рабочими, отец - слесарь, мать - стрелочница. Всего два года было Владимиру, когда семья покинула Дудинку. В 1975 году Владимир Борисович окончил Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов. После окончания училища служил в Забайкальском военном округе, затем в Одесском, после проходил службу в  369 военно-транспортном авиаполку в городе Джанкой. Воинское звание – капитан, на воздушном судне Ан-12 был штурманом. Во время службы совершал командировки в Монголию, Афганистан, а в ноябре 1985 года он был направлен в командировку в далекую африканскую страну Ангола. С 1975 по 2002 год в Анголе происходил крупный вооруженный конфликт - Гражданская война. 

 

         Сегодня мало кто представляет себе масштабы вовлечения наших военных специалистов в тайные войны в Африке. В 70-80-х годах ХХ века советские военные советники выполняя интернациональный долг, активно работали в армиях 40 стран мира, причем на Африку приходилась почти половина этих государств. В таких странах, как Ангола, Алжир, Конго (Браззавиль), Ливия, Мали, Мозамбик, Сомали, Египет, Эфиопия, а также в Сирии, Северном и Южном Йемене практически ни одна крупная операция национальных вооруженных сил против внешнего противника или оппозиции не проходила без участия советских военных. Всего же по подсчетам Союза ветеранов Анголы, через Анголу с 1975 по начало 1990-х годов прошло около 100 тыс. советских граждан.

 

         Вплоть до конца 80-х годов ХХ века в Анголе в составе авиаотряда ГВС находилось до восьми транспортных АН-12 и до шести Ил-76, которые обеспечивали перевозки грузов и личного состава в интересах советских военных специалистов. И хотя,  так называемые «Антоновы» и «Ильюшины» входили в состав советской военно-транспортной авиации, но летали в Анголе под флагом «Аэрофлота».

Наши летчики возили все: кубинских и русских солдат и офицеров. И живых, и раненых, и убитых. Возили и простых ангольцев с их нехитрыми пожитками, которым посчастливилось попасть на рейс советского «Аэрофлота». Доставляли в отдаленные уголки обширной страны продовольствие, медикаменты, гуманитарную помощь, запчасти, оружие и боевую технику.    

 

         Рейс 25 ноября 1985 года в Анголе для экипажа Ан-12 с бортовым номером 11747 из состава 369-го полка ВТА ВВС СССР (пункт постоянного базирования Джанкой) был самым обычным. Командир экипажа капитан Сергей Лукьянов, правда, первый раз совершал самостоятельный полет в Куито-Куанавале, но это был опытный летчик, до этого момента совершивший несколько рейсов. В тот день в самолет загрузили два неисправных танковых двигателя, в Куито-Куанавале отремонтировать их возможности не было. Экипаж торопился: на сегодня было спланировано два рейса. После возвращения в Луанду – снова вылет. Напряженный день. В 10.45 самолет приземлился в Куито-Куанавале. В 11.20 он взлетел и взял курс на Луанду. На борту, кроме экипажа из семи летчиков и бортового переводчика, находились 4 советских военных советника и девять ангольских военнослужащих, летевших в Луанду по служебным делам. Всего - 21 человек. При подлете к городу Менонге в 43 км от аэродрома в одном из двигателей внезапно начался пожар. Капитан Сергей Лукьянов принял решение дотянуть до аэродрома и идти на вынужденную посадку. Однако спустя 47 секунд после поражения самолета ракетой, у АН-12 разрушилось крыло, было потеряно управление, самолет начал вертеться как «осиновый лист» и вскоре столкнулся с землей. Как стало известно позже, Андре «Дидис» Дидерикс- командир одной из групп южноафриканского спецназа «caçadores», («охотников» - порт.) отдал приказ о пуске ракеты ЗРК по советскому самолету… 

 

         На родине продолжали хранить тайну. В извещении о смерти причины гибели не указывались, командование не давало никаких комментариев. Экипаж АН-12 хотели похоронить незаметно, но не получилось – слишком много погибших. Родным оставалось лишь гадать, почему их мужей и отцов хоронят в закрытых гробах. Вокруг братской могилы собралась почти половина города.

 

         Через год в парке города Джанкой состоялось открытие мемориального комплекса посвященного экипажу АН-12. 4 мая 2013 в этом же парке была открыта мемориальная плита. Ежегодно в ноябре, в день гибели экипажа самолета, здесь собираются ветераны, участники этих событий, чтобы почтить память своих павших товарищей, а так же их родственники.   Подвиг советских летчиков увековечен и в небольшом памятнике на месте крушения самолета в саванне Ванду-Кубанду в Анголе. Память о героях, воинах-интернационалистах, наших земляках хранит и Таймырский  музей.

 

         Уже сегодня сотрудники музея проводят занятия – «уроки мужества», посвященные Журкину В.Б., экипажу АН-12 и событиям в Анголе тех лет. В этом году в Таймырском краеведческом музее открыта выставка «Долгое эхо войны», тем трагическим в тоже время героическим страницам в нашей истории.

 

Журкин Владимир Борисович

 

 

Рабочее место штурмана военно-транспортного воздушного судна АН-12. 1980-е годы.

 

 

Похороны экипажа военно-транспортного воздушного судна Ан-12 11747. 1985 год.

 

 

  1. Книга Памяти Афганистан (1979-1989) / подред. Ю.И. Никельский. – Симферополь: «Таврига», 1999. – 203 с.
  2. Коломин, С.А. Мы свой долг выполнили! Ангола 1975– 1992 / С.А. Коломин. – М.: «Этника», 2016. – 284 с.
  3. Союз ветеранов Анголы. Книга памяти: Советскиевоенные советники и гражданские специалисты, погибшие в Анголе (декабрь 1979 – декабрь 1992 года). [Электронный ресурс], - https://www/veteranangola.ru

 


Поделиться в соц. сетях: