80 лет со дня рождения нганасанского художника М.С. Турдагина.
Сегодня на Таймыре празднуется «Большой день», как его называют представители нганасанского народа, день рождения Мотюмяку Сочуптеевича Турдагина. И не просто день рождения, а юбилей – 80 лет. Люди, знавшие его, называли «Дедушка-шутник», он очень веселым человеком, и чтобы ни случалось, какие бы трудности не вставали у него на пути он каждый раз повторял «Все будет хорошо»!
Мотюмяку Сочуптеевич родился 10 сентября 1939 г. в фактории Пайтурма Авамского района Красноярского края в многодетной семье оленеводов. Нганасанское имя Мотюмяку означает «счастливый». Он действительно был счастливым, потому что судьба наградила его художественным даром. Его детство прошло в авамской тундре, где он рос, кочуя с родными, как все тундровые дети, и уже тогда у него стали проявляться его художественные способности. Свои первые картины «рисовал» ножиком на льду, замерзшего озера. Он изображал оленей, собак, фигуры людей, виды стойбищ. Учился Мотюмяку в Волочанской средней школе, где особенно ярко проявился талант художника, после окончания школы (1959), Мотюмяку едет учиться Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова. Недолго длилось его обучение, город давил на человека тундры, как себя называл Мотюмяку, проучившись, год, он вернулся в родные места. Однако год, проведенный в «Суриковке» значил для молодого художника очень много: в это время были заложены основы его профессионального мастерства.
Рассматривая его работы, нельзя сказать, что творчество художника подчиненно одному жанру. Его работы разнообразны: это пейзажи, портреты, работы в бытовом, анималистическом и религиозно-мифологическом жанрах. В пейзажах М.С. Турдагина нередко присутствуют фигуры людей, птиц животных, особенно часто художник изображает оленей- в разное время года, в разных жизненных ситуациях, везде- неповторимые, как люди. Олени подобно людям живут в работах художника своей повседневной жизнью.Многократно отражен в рисунках Мотюмяку Турдагина образ шамана- посредника в отношениях людей и духов, проводника душ в потусторонний мир.
Кроме того, расширяя сферу своего творчества, Мотюмяку занимался ДПИ: резьбой по дереву и кости, изготовление традиционной орнаментированной одежды, создавал ряд рисунков, которые вошли в книгу «Нганасанская фольклорная хрестоматия» вышедшая в Дудинке в 2001 году. Рисунки, выполненные тушью и пером, иллюстрируют легенды, предания, сказки, песни, заклинания нганасанского народа.
В последние годы жизни у художника обострилась давняя болезнь глаз, рисовал практически вслепую. Говорил, что дома пишет с помощью детей и внуков: они ему подают краски и называют цвет.
В 2002 году Мотюмяку Турдагина не стало. Он похоронен на кладбище в г. Дудинке. После него осталось большое творческое наследие. Работы Мотюмяку Турдагина находятся в Красноярском музее изобразительных искусств им. В.И. Сурикова, Таймырском краеведческом музее, Таймырском центре народного творчества (Дудинка), в частных коллекциях в России, выставляются в картинных галереях Канады, Германии, Франции, Японии.
Работы Турдагина представляют большой интерес не только для любителей искусства. Они-ценнейший материал для этнографов, изучающих быт и культуру нганасан.
Поделиться в соц. сетях: