Меню

Музей и его взаимодействие с социумом

Гергилева А.И.

Музей и его взаимодействие с социумом

___Современная жизнь и возрастающие запросы общества, связанные с поиском уникальных вещей и восприятием феноменальной информации заставляют серьезно корректировать работу музеев. В настоящее время музеи пытаются уйти от однообразия в своих привычных видах деятельности, обрести индивидуальность.
___Зачастую музеи, являясь местами хранения исторической памяти, стремятся решить культурное развитие конкретного сообщества. Исходя из того постулата, что каждый регион, каждая территория, каждый город уникальны и обладают историко-культурным потенциалом, музеи могут и должны использовать его для развития и формирования сознания людей. Историко-культурное наследие состоит из таких компонентов, как язык, идеалы, традиции, обряды, народные промыслы и ремёсла, произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, памятники архитектуры, науки и искусства, достопримечательные места, уникальные ландшафтные зоны и местности и т.п., представляющие особую ценность с точки зрения истории.
___В свое время - в 1877 г. - Н.М. Мартьянов давал интервью одному из столичных журналистов, прибывших в Минусинск, пришедшим в полное разочарование от города и не понимающем, почему Минусинский музей достиг популярности общероссийского значения. На все замечания журналиста по поводу благоустройства минусинского города: «У Вас городское благоустройство – в пелёнках! У Вас в уезде грамотность населения не в числе добродетелей. У Вас нет ни одного порядочного магазина! У Вас вообще ничего нет…» Н.М. Мартьянов отвечал: «Зато у нас есть музей! - или - Ничего и не нужно, коли у нас есть музей».
___Очевидно, что уже тогда Н.М. Мартьянов понимал роль музея в социокультурном пространстве минусинского общества и не ошибся.
Определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявление «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко-культурного наследия. Необходимо осознать своеобразность каждого региона и согласно этому строить музей, ведь любой провинциальный музей является по своей сути — краеведческим.
___Под ролью музеев понимается мера их влияния на окружающее пространство, степень участия в жизни города и его жителей, а место - это определенное положение, занимаемое музеем в культурном пространстве города. Без определения музеями своей роли и нахождения ими места в этом пространстве, невозможна их полноценная деятельность.
___Передовая музейная практика демонстрирует серьезный потенциал влияния музеев на современную культурную ситуацию. Сегодня многие рассматривают музей как центр информации, культурный центр, центр научной и художественной жизни, как место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Музей перестал замыкаться в своих стенах и пытается распространить своё влияние за пределы отведённой ему территории, доказывая свою значимость. Заметен начавшийся процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом. Таким образом, музеи стараются отвечать на вызов времени.
___Историко-культурной среда включает в себя два важных компонента: во-первых, это самобытность локальной культуры; во-вторых, специфика ее институциональной организации.
___Деятельность музея должна решать проблемы историко-культурной среды, а именно проблемы областного культуроведения как научно-практической деятельности по сохранению и использованию регионального наследия.
___Первые попытки осмысления места и роли музея в жизни общества и в культуре были предприняты на рубеже XIX-XX веков когда появилось целостное философское осмысление музея и стали говорить о его нравственно-жизнестроительном значении в существовании общества и культуры.
___С середины 60-х годов XX века в музееведении оформляется научное направление, интерпретирующее музей как социальный институт, выполняющий в обществе определенные функции. Начало этим исследованиям положили работы A.M. Разгона. Им были определены основные функции музея: документирования исторического процесса, хранительская, научно-исследовательская и образовательно-воспитательная.
___Характеризуя современную социокультурную ситуацию как противоречивую и изменчивую, исследователи отмечают акцентирование значения человеческой индивидуальности, свободы выбора в материальном самоопределении и духовном развитии, свободу слова и личностных ориентаций, разнообразие форм культурной жизни, расширение международных связей и активизацию процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур.
___Происходящие в современном обществе перемены постепенно, но неуклонно меняют условия формирования социокультурной среды, ориентиры культурной политики и, соответственно, содержание и формы деятельности музея. Среди новых музейных технологий широко используются технические средства, применяются возможности глобальной сети интернет, как средства преодоления информационной изоляции и разобщенности музея, а также как наиболее оптимального средства для актуализации всех видов музейной деятельности.
___Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Современные музеи «де-факто» становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций.
___Однако появление разнообразных, в том числе и виртуальных, музеев, а также развитие новых видов и форм музейной деятельности происходит во многом стихийно, без осознания глубинного единства и связи между их проявлениями. Сегодня недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной потребности, а также деятельности музея как социокультурного института.
___Возрастание роли музея в социокультурном пространстве города, региона проявляется в реализации его образовательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества. Изменение взаимодействия музея и социума проявляется также в делегировании части функций по управлению музеями разнообразным ассоциациям, фондам, общественным и частным организациям. В различных странах, в том числе и в России, создаются клубы или общества друзей музея с целью содействия его развитию, созданию адекватного имиджа.
___Культурно-коммуникативный подход и использование инновационных технологий способствовали обретению музеем статуса культурно-досугового центра, не изменив его исторически сложившийся авторитет института, который занимается сохранением, популяризацией и трансляцией социальной памяти. Стремление актуализировать свой потенциал и ресурсы побуждает музей применять на практике социально востребованные, инновационные технологии, неизбежно приводящие к модернизации музейной деятельности, а также гибкой и своевременной его адаптации к новой социокультурной парадигме, модели понимания мира, учитывая потребности общественного развития.

Литература

1. Грусман В. М. Становление и развитие социально культурной функции российских музеев. - СПб.:РЭМ, 2001. -182с.
2. Копылов Е.Ф. Окрик памяти. Книга вторая. – Тюмень, 2001.
3. Лапин Н. И. Культурные ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. №5. С. 3-8.
4. Разгон А.М. Место музееведения в системе наук // Музей и современность.-М., 1986. С.67 -88.
5. Равикович Д. А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. М., 1997. С. 213 -227.

Поделиться в соц. сетях: